Слайд 1Департамент образования города Москвы
Северо-восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы школа №760 им. А.П. Маресьева
Бинарное занятие
в рамках реализации новых стандартов в ДОУ
Учитель-дефектолог Аббасова Ю.И.
Учитель-логопед Панюшкина О.Н.
Москва, 2019 год
Слайд 2В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Изменились
цели дошкольного образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к
отражению содержания посредством не отдельных обособленных областей, а через интегрированные образовательные области.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у ребенка возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.
Интеграция (от лат. integratio – «вставка») означает восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.
Слайд 3
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и
реализации межпредметных связей.
Основная цель бинарного занятия – систематизация
и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала. В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют несколько педагогов.
Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и воспитанников, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Тема учебного занятия (как интегрированного, так и бинарного) формулируется исходя из возможностей общего содержания учебных программ, реализуемых данными педагогами.
Слайд 4«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и детям
и к ученикам, он – совершенный педагог»
Л.Н. Толстой
Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
Для детей:
развитие креативного, творческого мышления детей, умения применять полученные знания в новой ситуации;
формирование целостного мировоззрения;
расширение кругозора.
Для педагогов:
более рациональное использование рабочего времени;
повышение мотивации к изучению образовательных областей;
возможность личностного профессионального роста;
развитие сотрудничества педагогов.
Слайд 5Этапы подготовки бинарного занятия:
выбор темы занятия, анализ фактического материала,
который может служить темой бинарного занятия;
формулирование цели занятия;
отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов;
поиск наиболее рациональной формы занятия;
совместное планирование;
написание совместного конспекта занятия.
Слайд 6Положительные стороны бинарного занятия:
соединение педагогических усилий двух педагогов, что позволяет
на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются
достоинствами другого; имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого;
объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы);
усиление индивидуальности обучения, позволяет выявить тех детей, которые нуждаются в особом внимании;
облегчение изучения сложных тем: занятия имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности;
повышение мотивации и заинтересованности детей, внимание поддерживается на высоком уровне.
Слайд 7
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения:
диалогический;
целевой ориентации;
мотивационно-побудительный;
коммуникативный;
контроля;
анализа;
Совершенствования.
При бинарном обучении изложение
нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме.
Слайд 8
Результаты интеграции для образовательного учреждения:
адекватность современным требованиям образования и воспитания;
объединение
усилий разных специалистов в решении общих проблем;
широкий выбор деятельности;
появление новых
перспектив развития;
получение качественного педагогического результата.
Слайд 9Таким образом бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение
в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из
разных областей для решения одной проблемы. Эти занятия дают возможность активизировать мышление воспитанников, применять полученные знания на практике.
«Нужно создать гармонического человека…развить все его способности»
А.В. Луначарский
Спасибо за внимание!
Слайд 10
Конспект бинарного занятия для детей с особыми образовательными потребностями
(подготовительная группа)
Лексическая
тема «Лес. Деревья»
Слайд 11Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и
детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Лес. Деревья»;
- продолжить
формировать грамматический строй речи;
- способствовать формированию словесно-логического мышления, умению классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать кругозор, расширить знания детей о природе, формировать представление о роли природы в жизни человека;
- обучать детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить ориентироваться в графических схемах и рассказывать по ним;
- учить взаимодействовать в команде;
Слайд 12Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие
связной речи, речевого общения;
- развитие моторики;
- развитие памяти и мышления;
-
развитие ориентировки на схеме и в окружающем пространстве;
закрепление понятий «больше», «меньше» и обозначение их графическими знаками;
- закрепление навыков количественного счета.
Материалы и оборудование: дидактический материал, плакаты, набор геометрических фигур, разрезные картинки, схемы, «мусор».
Слайд 13Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные
тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку – сова…
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И
родник с живой
Ключевой водой
Ход занятия
Организационный момент:
чтение стихотворения «Что такое лес?», рассматривание плаката с изображением леса.
Слайд 14Дидактическая игра «Экскурсия в лес» с выкладыванием схемы и дальнейшем
ее использованием в игре. Развитие связной речи.
Дети, заменяя названия деревьев
геометрическими фигурами по инструкции педагога, выкладывают схему прохода на лесную полянку и «идут» по ней рассказывая, что они видят слева и справа от тропинки.
Слайд 15Подвижная игра «Поможем лесу».
Дети разбиваются на две команды и убирают
лесную полянку от найденного там мусора. Мусор каждой команды складывается
в отдельный пакет.
Слайд 16Дидактическая игра «Кто больше?» Закрепление математических представлений.
Собранный командами мусор подсчитывается,
соотносится с числами и знака
Слайд 17«Экологические знаки» Развитие конструктивного праксиса.
Педагог показывает детям «экологические знаки». Дети
объясняют, чего нельзя делать в лесу. Знаки вывешиваются на плакат
с изображением леса. Затем дети получаю разрезные картинки с изображением «экологических знаков» и самостоятельно собирают их, рассказывают друг другу, что обозначает получившийся у них знак.
Слайд 18Физкультминутка.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули,
кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это
к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Слайд 19Итог занятия.
Обобщающая беседа чего в лесу делать нельзя (рубить деревья,
разбрасывать мусор, разжигать костры, срывать цветы и т.д.)
За бережное отношение
лес отблагодарит нас своими богатствами.
Дети перечисляют богатства леса.