Слайд 1Тема 4:
Психические состояния. Эмоции и воля
План.
1. Психические состояния и
их классификация. Понятие функционального состояния
2. Понятие об эмоциях и чувствах.
Функции эмоций
3. Виды эмоциональных состояний. Высшие чувства
4. Понятие о воле, её основные признаки.
5. Структура волевого действия. Волевые свойства личности и их развитие.
Слайд 2Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию
(под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в
общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.
Слайд 3Психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определённый период
времени.
Классификация психических состояний (по Н.Д. Левитову):
личностные и ситуативные
более глубокие или
более поверхностные
положительно или отрицательно действующие на человека
более или менее осознанные
Слайд 4Функциональное состояние - интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств,
которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности, т.е. создают возможность
деятельности
Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления. Характерны подверженность внушению, снижение уровня самоконтроля и самокритичности
Сон - периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Характеризуется значительной обездвиженностью и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира.
Слайд 5Функциональные состояния
В оптимальном рабочем состоянии человек действует наиболее эффективно.
Оно противоречиво: с одной стороны переживается как состояние комфорта, способствует
самоактуализации, с другой стороны, всегда связано с некоторым напряжением механизмов регуляции и при дальнейшем своём развитии закономерно переходит в утомление.
Утомление – это состояние, характеризующееся временным снижением трудоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность.
Слайд 6Функциональные состояния
Монотония возникает при однообразной работе. Характеризуется снижением активности,
потерей сознательного контроля за исполнением действий, ухудшением внимания и кратковременного
запоминания, нечувствительностью к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных действий, ощущениями скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к работе.
Психическое пресыщение также возникает при однообразной деятельности. Проявляется в неосознанном варьировании способов исполнения действия, в потере интереса к работе, чувстве отвращения, желании переменить обстановку.
Слайд 7Функциональные состояния
Депривация – состояние неудовлетворённости потребностей. Может быть сенсорной, эмоциональной,
социальной
Слайд 8Эмоции (в широком смысле слова) - психические процессы, протекающие в
форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и
внутренних состояний для жизнедеятельности человека
Особенности эмоций: субъективность, личностный характер, интегральность, полярность
Умение видеть внешнее выражение эмоций, читать человеческие чувства – эмпатия (= сопереживание, сочувствие)
Функции эмоций: сигнальная, регулирующая
Слайд 9Виды эмоциональных состояний
чувственный (эмоциональный) тон - своеобразная окраска ощущений, характеризующая
наше отношение к отдельным качествам предмета
настроение – общее эмоциональное
состояние, окрашивающее в течение длительного времени всё поведение человека
Слайд 10Виды эмоциональных состояний
Собственно эмоции (эмоции в узком смысле слова) -непосредственное,
временное переживание какого-нибудь чувства. Особенности:
отчётливо выраженный ситуативный характер
идеаторный характер (могут
предвосхищать события)
могут обобщаться, о них можно рассказать
представляют собой «состояния моего Я»
Слайд 11Виды эмоциональных состояний
Собственно эмоции могут быть:
стеническими или
астеническими
Основные эмоции (К. Изард):радость,
удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, интерес, вина
Амбивалентность –
двойственность чувств, один и тот же объект вызывает противоположные эмоциональные отношения
Слайд 12Виды эмоциональных состояний
Аффект:
сильное и кратковременное эмоциональное переживание, происходит «во
мне»
сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних
органов
характер проявлений может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания
является ответом на уже наступившую ситуацию
после переживания аффекта образуется специфичекий опыт – аффективные следы, повторение подобных ситуаций ведёт к их накоплению, что может разрядиться в бурном, неуправляемой аффективном поведении («последняя капля»)
Слайд 13Виды эмоциональных состояний
Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на
экстремальные воздействия
Виды:
физиологический,
психологический (информационный, эмоциональный)
Слайд 15Виды эмоциональных состояний
Фрустрация - стресс «рухнувшей надежды», состояние человека, вызываемое
непреодолимыми или так воспринимаемыми препятствиями. Реакции на фрустрацию: повышенная двигательная
активность, агрессия, депрессия (апатия, безразличие), фантазирование, регрессия
Страсть -сильное, стойкое, всеохватывающее чувство с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Избирательна и всегда предметна, выступает как побуждение к деятельности
Слайд 16Виды эмоциональных состояний
Чувства -устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,
отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и
мотивами; это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях
Слайд 17Виды эмоциональных состояний
Особенности чувств:
Ярко выраженный предметный характер
Характеризуются формированием устойчивых эмоциональных
отношений
Возникают в результате обобщения эмоций
Опосредованы уровнем сознательного отражения
Связаны в основном
с социальной сферой
Виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Слайд 18Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении
целенаправленных действий и поступков
Функции воли:
сознательная саморегуляция активности сознания человека в затруднительных условиях жизнедеятельности
активизирующая (стимулирующая)
тормозящая
Слайд 19Признаки волевого поведения
Оно всегда связано с приложением усилий, принятием решений,
их реализацией.
Воля предполагает борьбу мотивов, конкуренцию разнонаправленных влечений. Происходит сдерживание
некоторых сильных влечений, подчинение их другим, более значимым и важным целям. На более высоких уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные и нравственные ценности.
Наличие продуманного плана осуществления действия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по намеченному плану, нельзя считать волевым.
Усиленное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.
Отсутствует эмоциональное удовлетворение, но зато с успешным выполнением волевого акта связано удовлетворение моральное.
Слайд 20Структура сложного волевого действия
возникновение побуждения и постановка цели
стадия обсуждения и
борьба мотивов
принятие решения
исполнение
Слайд 21Волевые свойства личности
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта,
но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены и
какие результаты при этом получены; каких соблазнов смог избежать человек, как умеет сдерживать свои чувства
Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности
Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, на богатом воображении
Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других, действовать на основе своих взглядов и убеждений
Выдержка помогает затормозить действия, чувства, мысли, неадекватные ситуации, удержаться от импульсивного поведения
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Существенной предпосылкой решительности является смелость
Энергичность и настойчивость
Самоконтроль и самооценка
«Локус контроля» (приписывание ответственности): внешний или внутренний (Д.Роттер)