Слайд 1Дети, часто и длительно болеющие
А.Л.Соколов, к.м.н., доцент кафедры педиатрии и
детской хирургии ПетрГУ
Слайд 2«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник
жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».
В. А. Сухомлинский
Критериями здоровья являются:
для соматического и физического здоровья – я могу;
для психического, социального и интеллектуального – я хочу;
для духовно-нравственного – я должен.
Слайд 3На сегодня продолжает иметь место тенденция к ухудшению здоровья детей
и подростков.
Основные темпы роста развития патологических состояний приходятся на период
обучения детей в школе. Количество детей с патологией увеличивается с 1 к 11 классу. Абсолютно здоровых детей становится меньше примерно в 2 раза, а детей с хронической патологией становится больше в 1,5 раза (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Г.Г.Онищенко и др.).
Данные проводимой диспансеризации это подтверждают и являются свидетельством роста патологических (функциональных) отклонений и заболеваний у детей и подростков.
Распределение детей по группам здоровья показывает, что самое большое число детей и подростков с пограничными видами клинического неблагополучия имеют II группу здоровья.
Охрана здоровья детей и профилактика определены как приоритетные направления в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Слайд 4«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни и физических дефектов» (ВОЗ)
Физическая составляющая
включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Слайд 5Часто болеющие дети
Часто болеющий ребенок – это не нозологическая форма.
В группу ЧБД принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям,
в последствие приводящих к нарушениям в защитных системах организма ребенка.
Одним из основных критериев включения детей в группу ЧБД является частота эпизодов ОРЗ в год в зависимости от возраста, согласно критериев В.Ю.Альбицкого и А.А.Баранова(1986г.):
Дети 1-го года жизни – 4 и более эпизодов в год
Дети до 3 лет – 6 и более эпизодов в год
Дети 4- 5 лет – 5 и более эпизодов в год
Дети старше 5 лет – 4 и более эпизодов в год.
Слайд 6У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия
для включения в группу ЧБД предложили использовать дополнительный критерий -
инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка: ИИ=(сумма всех случаев ОРЗ в течение года) : (возраст ребенка в годах)
ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД=1,1-3,5.
При включении ребенка в группу ЧБД необходимо учитывать: тяжесть течения каждого ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами ОРЗ, необходимость применения антибиотиков в остром периоде.
Слайд 7Согласно классификации, разработанной сотрудниками Института детей и подростков, часто болеющие
дети относятся ко II группе здоровья.
Нередко частые и длительные ОРЗ
наблюдаются у детей с наследственной, врожденной или приобретенной патологией (пороки развития органов дыхания, муковисцидоз, врожденный стридор и др.)
В каждом конкретном случае необходимо определять причину повышенной респираторной заболеваемости и разрабатывать индивидуальную реабилитационную программу для ребенка при установленной конкретной нозологической форме, что позволит существенно снизить риск развития повторных респираторных заболеваний.
Слайд 8Следует выделять комплекс факторов, влияющих на повышенную частоту ОРЗ у
детей: анатомо-физиологические особенности респираторного тракта у детей (узкие просветы дыхательных
путей, недостаточное развитие эластической ткани и др.), запаздывание созревания иммунной системы, социальные условия жизни (питание, бытовые условия) и др.
К факторам риска повторных ОРЗ следует отнести: неблагоприятные жилищные условия, низкий уровень образования и санитарной культуры в семье, вредные привычки родителей, плохие взаимоотношения между супругами и частые стрессовые ситуации в семье. Особо следует отметить «пассивное курение», приводящее к снижению местного иммунитета слизистых респираторного тракта и повышению аллергизации организма.
Слайд 9Важным фактором, влияющим на частоту ОРЗ, является проживание в экологически
неблагоприятных районах. Повышение содержания различных ксенобиотиков в воздухе, воде, продуктах
питания сопровождается накоплением их в организме ребенка, что приводит к изменениям клеточного метаболизма, нарушениям гомеостаза и иммунной защиты.
В анамнезе у значительного числа ЧБД отмечается осложненное течение перинатального периода (неблагоприятное течение беременности, преждевременные роды, экстренные операции родоразрешения и др.). Одним из неблагоприятных факторов является возраст матери старше 35 лет.
Слайд 10Среди ЧБД отмечено более 10% недоношенных детей и более 40%
детей, имеющих массу тела при рождении менее 3000 г.; в
1,6 раза чаще встречаются дети с группой крови III(B), чем среди детей I группы здоровья.
Локализация очагов инфекции в группе ЧБД самая различная: верхние дыхательные пути (риниты, назофарингиты, ларинготрахеиты и др.); инфекции нижних дыхательных путей (бронхиты, бронхиолиты, пневмонии); поражения ЛОР органов.
Рецидивирование респираторных инфекций у детей приводит к нарушениям функционального состояния организма ребенка и способно обуславливать срыв адаптации, а в дальнейшем привести к развитию хронической патологии.
Высокая частота респираторных заболеваний приводит к целому комплексу неблагоприятных последствий для детского организма, обусловливая формирование стойких отклонений в состоянии здоровья (Намазова Л. С., Таточенко В. К., 2005; Заплатников А. Л., 2008; Kverner K. J. et al., 2000; West J. V., 2002).
Отечественными и зарубежными авторами накоплен обширный материал, касающийся факторов, способствующих нарушению уровня здоровья детей, факторов риска, причин формирования группы ЧБД, принципов лечения, реабилитации, профилактики у этой категории больных (Алексеева Ю. А., 2003);
Слайд 11Дети группы ЧБД
Эти дети нередко имеют ограниченные возможности, в результате
наличия у них различных отклонений физического, а в ряде случаев
и психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь.
О таких детях говорят: »дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».
Слайд 12Причины и факторы, способствующие формированию группы ЧБД
I группа. Медико-биологические:
АФО организма
ребенка.
Астенические состояния, вызванные сопутствующими заболеваниями.
Наличие у родителей хронических заболеваний органов
дыхания, ревматизма, злокачественных новообразований, аллергопатологии.
Нерациональное питание ребенка (недостаточность белка, витаминов, микроэлементов, избыток углеводов).
Низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.
Период адаптации ребенка к бактериальной обсемененности других детей в процессе привыкания к образовательному учреждению.
Слайд 13II группа. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:
Неблагоприятные и вредные
условия труда будущих родителей.
Неблагополучная экологическая обстановка по месту проживания ребенка.
Неблагоприятные
жилищные условия.
III группа. Социально-психологические факторы:
Низкий материальный достаток семьи.
Низкий уровень образования родителей.
Низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.
Хронические психотравмирующие ситуации в семье.
Неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего матери.
Поступление ребенка в образовательное учреждение.
Стрессы, вызванные педагогическими просчетами.
Слайд 14Для выявления школьников, часто и длительно болеющих, необходимы четкая регистрация
всех случаев пропусков занятий по болезни и расчет показателей заболеваемости
учащихся.
Данные показатели позволяют получить в первую очередь сведения о состоянии иммунной системы у большенства детей и подростков.
Данные показатели будут отражать частоту встречаемости выраженных функциональных отклонений и обострений хронических заболеваний системы пищеварения, мочеполовой системы, центральных и вегетативных отделов нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ у детей.
Слайд 15Оздоровление детей группы ЧБД после перенесенного ОРЗ
Щадящий режим дня.
Функциональные
возможности организма и работоспособность ребенка из группы ЧБД снижены больше,
чем у редко болеющих детей.
При восстановлении нарушенных функций и работоспособности реконвалесцентов ведущим является принцип ступенчатого (постепенного) включения организма в режим возрастающих нагрузок.
Организация режима учебных занятий.
Должна быть выработана особая медико-педагогическая тактика. Важное значение приобретает щадящий психолого-педагогический подход.
В часы, отведенные для уроков физкультуры, важна организация прогулок на свежем воздухе с включением дыхательных упражнений и игровых элементов, что позволит предупреждать отрицательные воздействия гиподинамии и обеспечить оптимальные сроки восстановления функциональных возможностей после острого заболевания.
Слайд 16Положительно отражается на состоянии здоровья учащихся и способствует их активному
вовлечению в жизнь учебного коллектива, психологической и социальной реабилитации:
Использование специальных
физических упражнений для оздоровления часто болеющих детей.
Организация индивидуальных домашних учебных занятий на 2-3 недели после болезни.
Организация досуга учащихся, после перенесенного ОРЗ. Исключить из режима дня элементы досуга, связанные с большой физической и психоэмоциональной нагрузкой (увеселительные поездки и прогулки, посещения гостей и др.). В течение первых 2 недель ограничит просмотр телепередач и работы с компьютером до 2 часов.
Слайд 17Вопросы питания учащихся из группы ЧБД, перенесших ОРЗ
Питание должно быть
рациональным. Рацион питания необходимо сбалансировать по содержанию нутриентов (в первую
очередь полноценных белков животного и растительного происхождения) и витаминов в качестве адаптогенов. Полноценное питание детей со сниженными иммунобиологическими возможностями в условиях образовательного учреждения осуществить практически невозможно. Следовательно, компенсировать ребенку недостающие макро- и микронутриенты могут родители при организации необходимого питания в домашних условиях.
Для оздоровления учащихся из группы ЧБД целесообразно 4-5 разовое питание, а также дополнительные белковые завтраки с употреблением продуктов, содержащих белки животного и растительного происхождения (мясные, молочные, рыбные, злаковые блюда, овощи, фрукты).
Слайд 18При поражении верхних и нижних дыхательных путей в рационе питания
целесообразно изменять качественный состав жирового компонента – увеличивать количество жиров
растительного происхождения, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и витамин Е, которые благоприятно действуют на восстановительные процессы в организме.
Для нормализации обмена веществ необходимы витамины группы В, витамин С, Е, А, каротин, повышающие устойчивость организма к инфекциям, восстанавливающие слизистую оболочку верхних дыхательных путей, которая вовлечена в патологический процесс.
В весенне-осенний период следует проводить курсы витаминотерапии, используя поливитаминно-минеральные комплексы, жировые и витаминные биологически активные добавки (БАДы).
По рекомендации и под наблюдением врача-педиатра целесообразно проведение курсов иммунокорригирующей терапии с использованием бактериальных лизатов, БАДов на основе полезной микрофлоры, БАДов на основе рыбьего жира, растительных масел, их сочетаний, а также препаратов интерферона.