Разделы презентаций


ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Содержание

Глухота – это такое снижение слуха, при котором становится невозможным самостоятельное (спонтанное) овладение речью (Р.М.Боскис) Тугоухость – это снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Соколовская Т.А.
ст. преподаватель
кафедры СПиП АлтГПУ

ДЕТИ  С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХАСоколовская Т.А.ст. преподаватель кафедры СПиП АлтГПУ

Слайд 2 Глухота – это такое снижение слуха, при котором становится невозможным

самостоятельное (спонтанное) овладение речью (Р.М.Боскис)
Тугоухость – это снижение слуха, при

котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Глухота – это такое снижение слуха, при котором становится невозможным самостоятельное (спонтанное) овладение речью (Р.М.Боскис)	Тугоухость – это

Слайд 4Распространенность нарушений слуха среди населения

Распространенность нарушений слуха среди населения

Слайд 5ЭТИОЛОГИЯ
 
60% детей с патологией –
дети глубоко недоношенные
95%

детей с тугоухостью и глухотой – дети, рожденные в семьях

слышащих
65 -75% - наследственные нарушения слуха
25 -35% - приобретенные нарушения слуха

ЭТИОЛОГИЯ  60% детей с патологией –   дети глубоко недоношенные95% детей с тугоухостью и глухотой –

Слайд 6Причины нарушений слуха
1 группа – причины и факторы наследственного характера,

которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию

наследственной тугоухости.
Причины нарушений слуха1 группа – причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового

Слайд 72 группа – факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган

слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной

тугоухости:
- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция);
- интоксикации матери вовремя беременности (ототоксическое воздействие антибиотиков, алкоголь, профессиональные вредности);
- травмы матери во время беременности, особенно в первые три месяца;
- несовместимость крови плода и матери по резус-фактору и групповой принадлежности.
2 группа – факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона),

Слайд 83 группа – факторы, воздействующие на орган слуха здорового ребенка

в один из периодов его развития и приводящие к приобретенной

тугоухости.
- наиболее частой причиной снижения слуха являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острый средний отит) и внутреннем ухе;
- инфекционные заболевания ребенка: менингит, корь, скарлатина, грипп, паротит;
- применение высоких доз ототоксических антибиотиков аминогликозидного ряда ряда: стрептомицин, неомицин, канамицин, и др., диуретики – фуросемид и т.п.;
- травмы ребенка: родовые травмы, травмы при ДТП, при падении с большой высоты, при травмах внутреннего уха;
- недоношенность;
- масса тела при рождении менее 1500 г;
- асфиксия плода;
- заболевания полости носа и носоглотки, аденоидные разращения;
- наличие серных пробок;
- инородные тела в ухе.

3 группа – факторы, воздействующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и

Слайд 9К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
неблагоприятное течение беременности:

токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт матери и

плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.
патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др. патологии.
патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов,

Слайд 10факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных

бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции

(краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др.
наследственная патология

факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением

Слайд 11Формы наследственной сенсоневральной тугоухости:


1) Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии.
2)

Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как:
аномалии наружного уха;
заболевания глаз;
заболевания

костно-мышечной системы;
поражения кожных покровов;
заболевания почек
патологии нервной и эндокринной систем.


Формы наследственной сенсоневральной тугоухости:1) Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии.2) Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как:аномалии

Слайд 12Согласно международной классификации выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в

зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех речевых частот

(500, 1000 и 2000 Гц):
Согласно международной классификации выделяют 4 степени тугоухости  и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в

Слайд 13Современные методы коррекции нарушений слуха
Первый метод называется электроакустическая коррекция и

заключается в использовании слухового аппарата.
Слуховой аппарат позволяет достаточно скомпенсировать

потерю слуха и, в большинстве случаев, добиться хорошей разборчивости речи. 
Современные методы коррекции нарушений слуха	Первый метод называется электроакустическая коррекция и заключается в использовании слухового аппарата. Слуховой аппарат

Слайд 192й метод
Верботональный метод развития слушания и речи, разработан в середине

прошлого века в Хорватии. 
Его автор – действительный член Академии

наук и искусства Хорватии Петар Губерина.
2й методВерботональный метод развития слушания и речи, разработан в середине прошлого века в Хорватии.  Его автор –

Слайд 20Ребёнок учится слушать всем телом (для этого используется специальный звукоусиливающий

аппарат  «Verbaton G20», с вибратором и вибрационным столом), что позволяет

детям воспринимать звуки окружающего мира всем телом. 
Ребёнок учится слушать всем телом (для этого используется специальный звукоусиливающий аппарат  «Verbaton G20», с вибратором и вибрационным

Слайд 21Метод №3
Кохлеарная имплантация

Метод №3  Кохлеарная имплантация

Слайд 22 Система кохлеарного импланта состоит из двух основных частей: - сам имплант

– хирургически помещается под кожу. - речевой процессор – располагается

за ухом. имплант







имплант




речевой процессор

Система кохлеарного импланта состоит из двух основных частей:  - сам имплант – хирургически помещается

Слайд 23Устройство кохлеарного импланта

Устройство кохлеарного импланта

Слайд 24Кохлеарная имплантация – это система мероприятий включающая: - отбор детей (определение

показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ); - проведение хирургической

операции; - первое включение речевого процессора и его настройка; - послеоперационная слухоречевая реабилитация. 
Кохлеарная имплантация – это система мероприятий включающая:  - отбор детей (определение показаний и исключение противопоказаний к

Слайд 25Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха

Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха

Слайд 26Ощущения и восприятие
Особую роль приобретают зрительные ощущения и

восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового

анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.

Ощущения и восприятие  Особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При

Слайд 27Внимание
зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры.
Память

давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо

используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Внимание  зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры.Память  давно усвоенные представления могут уподобляться у

Слайд 28Абстрагирование
Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно

- понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы

построения логических заключений.

Абстрагирование  Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. К моменту окончания школы

Слайд 29Воображение
образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы

передать содержание текста, они его учат наизусть.
Мышление
долгое время

преобладает наглядно- образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.

Воображение  образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть.Мышление

Слайд 30Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей
Без специального обучения речь

у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по

формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.

Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей  Без специального обучения речь у глухого не развивается. И

Слайд 31Письменная речь  
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя

предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи

глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.

Письменная речь  Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов.

Слайд 33Мимико-жестовая речь
Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего

мира.
Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий,

возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).

Мимико-жестовая речь Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.Мысли у глухого формируются на основе конкретных

Слайд 38Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха
зависят от ряда факторов:
времени

поражения слуха,
степени потери слуха,
уровня интеллектуального развития,
отношений в

семье,
сформированности межличностных отношений.

Особенности развития личности, имеющей нарушения слухазависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального

Слайд 39Отставание в овладении речью приводит
к ограниченности социальных контактов неслышащих

детей,
появлению фрустрации.
Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий

внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.
Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.

Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появлению фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных

Слайд 40Самооценка и уровень притязаний
Представление глухих детей о самих себе

часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих

способностях и, об оценке их другими людьми.

Самооценка и уровень притязаний Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные

Слайд 41 Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в

том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих

от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих

Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме.

Слайд 42Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью

(неустойчивостью).
С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих

детей повышается.

Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний

Слайд 43У глухих детей большие трудности в формировании морально - этических

представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной

обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.

У глухих детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки,

Слайд 44Интересы и жизненные ценности
Для глухих подростков первая тройка жизненных

ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание

детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).

Интересы и жизненные ценности Для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная

Слайд 45Учебная деятельность
Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют

к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников

является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.

Учебная деятельность Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности

Слайд 46Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному

увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы, у других -

к бездеятельности и иждивенчеству.

Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы,

Слайд 47Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по

сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель

общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке.

Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает

Слайд 48Межличностные отношения
В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее

социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо

развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.

Межличностные отношения В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики

Слайд 49Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую

речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер.
Замкнутость и

некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.

Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный

Слайд 50Самочувствие
Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у

неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков

планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.

Самочувствие  Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня

Слайд 51Двигательная сфера
У неслышащих наблюдается:
-недостаточно точная координация и неуверенность движений.
-замедленность

в овладении двигательными навыками.
-трудности в овладении статического и динамического равновесия.
-нарушение

плавности и синхронности движения.
-низкий уровень пространственной ориентировки.
-замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.

Двигательная сфера У неслышащих наблюдается:-недостаточно точная координация и неуверенность движений.-замедленность в овладении двигательными навыками.-трудности в овладении статического

Слайд 52Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Слайд 53Специфические принципы процесса обучения
Коррекционно-компенсирующая направленность обучения
Единство процесса обучения основам

наук и процесса формирования словесной речи
Опора на предметно-практическую деятельность
Интенсификация речевого

общения
Интенсивное развитие слухового восприятия

Специфические принципы   процесса обученияКоррекционно-компенсирующая направленность обученияЕдинство процесса обучения основам наук и процесса формирования словесной речиОпора

Слайд 54Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Раннее слухопротезирование
Раннее начало

обучения чтению
Использование вспомогательных средств обучения: письменная речь, дактилология

Специфика обучения  и воспитания детей  с нарушениями слухаРаннее слухопротезированиеРаннее начало обучения чтениюИспользование вспомогательных средств обучения:

Слайд 55

МЯЧ

МЯЧ

Слайд 56Особенности школьников с нарушением слуха
Как правило, у таких детей ограниченный

запас слов и специфические ошибки в произношении. Они стремятся считывать

с губ речь педагога и окружающих и не всегда понимают обращенные к ним слова.
При обучении чтению и письму характерны специфические трудности:
смешение звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих,
выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и др.
Нередко эти дети неуверенны и недостаточно общительны. У данной категории детей возникают трудности в понимании объяснений педагога, специфические ошибки в диктантах и самостоятельном письме, недостаточное понимание читаемого текста.

Особенности школьников с нарушением слухаКак правило, у таких детей ограниченный запас слов и специфические ошибки в произношении.

Слайд 57Наиболее типичные недочеты в самостоятельных высказываниях учащихся:
нарушение структуры слова,
пропуск букв

в словах,
неправильное употребление единственного и множественного числа,
неверные падежные окончания,


неправильное употребление времени глаголов, предлогов, приставок,
неоправданное нарушение порядка слов в предложении,
лишние слова во фразах,
пропуск членов предложения,
неправильное в семантическом отношении употребление слов и другие.

Наиболее типичные недочеты  в самостоятельных высказываниях учащихся:нарушение структуры слова,пропуск букв в словах,неправильное употребление единственного и множественного

Слайд 58Примеры ошибок:

Примеры ошибок:

Слайд 59 Инклюзивное обучение
Таких детей следует рассаживать ближе к

педагогу,
обращать внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел лицо

педагога,
при объяснении материала громко и четко произносить слова,
давая задания, следует проверять, насколько четко дети восприняли на слух сообщаемый материал,
при необходимости повторить задание.
Инклюзивное обучениеТаких детей следует рассаживать ближе к педагогу, обращать внимание на то, чтобы слабослышащий

Слайд 60При оценке их работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и

если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, то

не следует снижать оценки. Важно учитывать, что эти дети, являясь полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают свои неудачи, теряют уверенность в своих силах, иногда в связи с этим у них появляется повышенная раздражительность. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других детей его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию.

При оценке их работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и если в работе есть ошибки, связанные с

Слайд 61
С такими детьми следует проводить индивидуальные занятия, на которых больше

внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова,

обогащению словарного запаса.
Важно разъяснить родителям природу трудностей ребенка в обучении, показать, как правильно помогать готовить домашнее задание, обратить внимание родителей на важность и необходимость выработки в семье требований к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком.


С такими детьми следует проводить индивидуальные занятия, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих звуков,

Слайд 62Основные направления коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога:

Основные направления коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога:

Слайд 63Благодарю
за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика