Слайд 1ДЕТИ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Соколовская Т.А.
ст. преподаватель
кафедры СПиП АлтГПУ
Слайд 2 Глухота – это такое снижение слуха, при котором становится невозможным
самостоятельное (спонтанное) овладение речью (Р.М.Боскис)
Тугоухость – это снижение слуха, при
котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Слайд 4Распространенность нарушений слуха среди населения
Слайд 5ЭТИОЛОГИЯ
60% детей с патологией –
дети глубоко недоношенные
95%
детей с тугоухостью и глухотой – дети, рожденные в семьях
слышащих
65 -75% - наследственные нарушения слуха
25 -35% - приобретенные нарушения слуха
Слайд 6Причины нарушений слуха
1 группа – причины и факторы наследственного характера,
которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию
наследственной тугоухости.
Слайд 72 группа – факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган
слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной
тугоухости:
- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция);
- интоксикации матери вовремя беременности (ототоксическое воздействие антибиотиков, алкоголь, профессиональные вредности);
- травмы матери во время беременности, особенно в первые три месяца;
- несовместимость крови плода и матери по резус-фактору и групповой принадлежности.
Слайд 83 группа – факторы, воздействующие на орган слуха здорового ребенка
в один из периодов его развития и приводящие к приобретенной
тугоухости.
- наиболее частой причиной снижения слуха являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острый средний отит) и внутреннем ухе;
- инфекционные заболевания ребенка: менингит, корь, скарлатина, грипп, паротит;
- применение высоких доз ототоксических антибиотиков аминогликозидного ряда ряда: стрептомицин, неомицин, канамицин, и др., диуретики – фуросемид и т.п.;
- травмы ребенка: родовые травмы, травмы при ДТП, при падении с большой высоты, при травмах внутреннего уха;
- недоношенность;
- масса тела при рождении менее 1500 г;
- асфиксия плода;
- заболевания полости носа и носоглотки, аденоидные разращения;
- наличие серных пробок;
- инородные тела в ухе.
Слайд 9К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:
неблагоприятное течение беременности:
токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резусконфликт матери и
плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.) и др.
патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и др. патологии.
патология периода новорожденности: выраженная желтуха, вызванная гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.
Слайд 10факторы риска раннего детства: сепсис — появление и размножение болезнетворных
бактерий в крови новорожденного; заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции
(краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лорорганов; черепно-мозговые травмы; наркоз и др.
наследственная патология
Слайд 11Формы наследственной сенсоневральной тугоухости:
1) Изолированная, т.е. без другой сопутствующей патологии.
2)
Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими как:
аномалии наружного уха;
заболевания глаз;
заболевания
костно-мышечной системы;
поражения кожных покровов;
заболевания почек
патологии нервной и эндокринной систем.
Слайд 12Согласно международной классификации выделяют 4 степени тугоухости
и глухоту, в
зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех
речевых частот
(500, 1000 и 2000 Гц):
Слайд 13Современные методы коррекции нарушений слуха
Первый метод называется электроакустическая коррекция и
заключается в использовании слухового аппарата.
Слуховой аппарат позволяет достаточно скомпенсировать
потерю слуха и, в большинстве случаев, добиться хорошей разборчивости речи.
Слайд 192й метод
Верботональный метод развития слушания и речи, разработан в середине
прошлого века в Хорватии.
Его автор – действительный член Академии
наук и искусства Хорватии Петар Губерина.
Слайд 20Ребёнок учится слушать всем телом (для этого используется специальный звукоусиливающий
аппарат «Verbaton G20», с вибратором и вибрационным столом), что позволяет
детям воспринимать звуки окружающего мира всем телом.
Слайд 22
Система кохлеарного импланта состоит из двух основных частей:
- сам имплант
– хирургически помещается под кожу.
- речевой процессор – располагается
за ухом.
имплант
имплант
речевой процессор
Слайд 24Кохлеарная имплантация – это система мероприятий включающая:
- отбор детей (определение
показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ);
- проведение хирургической
операции;
- первое включение речевого процессора и его настройка;
- послеоперационная слухоречевая реабилитация.
Слайд 25Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха
Слайд 26Ощущения и восприятие
Особую роль приобретают зрительные ощущения и
восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полном выключении слухового
анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.
Слайд 27Внимание
зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры.
Память
давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо
используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.
Слайд 28Абстрагирование
Только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно
- понятийное мышление. К моменту окончания школы недостаточно сформированы приемы
построения логических заключений.
Слайд 29Воображение
образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы
передать содержание текста, они его учат наизусть.
Мышление
долгое время
преобладает наглядно- образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.
Слайд 30Психологические
особенности формирования речи у неслышащих детей
Без специального обучения речь
у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по
формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.
Слайд 31Письменная речь
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя
предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи
глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.
Слайд 33Мимико-жестовая речь
Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего
мира.
Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий,
возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).
Слайд 38Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха
зависят от ряда факторов:
времени
поражения слуха,
степени потери слуха,
уровня интеллектуального развития,
отношений в
семье,
сформированности межличностных отношений.
Слайд 39Отставание в овладении речью приводит
к ограниченности социальных контактов неслышащих
детей,
появлению фрустрации.
Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий
внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.
Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.
Слайд 40Самооценка и уровень притязаний
Представление глухих детей о самих себе
часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих
способностях и, об оценке их другими людьми.
Слайд 41 Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в
том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих
от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих
Слайд 42Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой лабильностью
(неустойчивостью).
С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих
детей повышается.
Слайд 43У глухих детей большие трудности в формировании морально - этических
представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной
обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
Слайд 44Интересы и жизненные ценности
Для глухих подростков первая тройка жизненных
ценностей- счастливая семейная жизнь (72%), успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание
детей (34,1%); для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%), достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).
Слайд 45Учебная деятельность
Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют
к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников
является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.
Слайд 46Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному
увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы, у других -
к бездеятельности и иждивенчеству.
Слайд 47Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по
сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель
общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке.
Слайд 48Межличностные отношения
В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее
социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо
развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.
Слайд 49Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую
речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер.
Замкнутость и
некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.
Слайд 50Самочувствие
Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у
неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков
планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.
Слайд 51Двигательная сфера
У неслышащих наблюдается:
-недостаточно точная координация и неуверенность движений.
-замедленность
в овладении двигательными навыками.
-трудности в овладении статического и динамического равновесия.
-нарушение
плавности и синхронности движения.
-низкий уровень пространственной ориентировки.
-замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.
Слайд 52Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Слайд 53Специфические принципы
процесса обучения
Коррекционно-компенсирующая направленность обучения
Единство процесса обучения основам
наук и процесса формирования словесной речи
Опора на предметно-практическую деятельность
Интенсификация речевого
общения
Интенсивное развитие слухового восприятия
Слайд 54Специфика обучения
и воспитания детей
с нарушениями слуха
Раннее слухопротезирование
Раннее начало
обучения чтению
Использование вспомогательных средств обучения: письменная речь, дактилология
Слайд 56Особенности школьников с нарушением слуха
Как правило, у таких детей ограниченный
запас слов и специфические ошибки в произношении. Они стремятся считывать
с губ речь педагога и окружающих и не всегда понимают обращенные к ним слова.
При обучении чтению и письму характерны специфические трудности:
смешение звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих,
выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и др.
Нередко эти дети неуверенны и недостаточно общительны. У данной категории детей возникают трудности в понимании объяснений педагога, специфические ошибки в диктантах и самостоятельном письме, недостаточное понимание читаемого текста.
Слайд 57Наиболее типичные недочеты
в самостоятельных высказываниях учащихся:
нарушение структуры слова,
пропуск букв
в словах,
неправильное употребление единственного и множественного числа,
неверные падежные окончания,
неправильное употребление времени глаголов, предлогов, приставок,
неоправданное нарушение порядка слов в предложении,
лишние слова во фразах,
пропуск членов предложения,
неправильное в семантическом отношении употребление слов и другие.
Слайд 59 Инклюзивное обучение
Таких детей следует рассаживать ближе к
педагогу,
обращать внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел лицо
педагога,
при объяснении материала громко и четко произносить слова,
давая задания, следует проверять, насколько четко дети восприняли на слух сообщаемый материал,
при необходимости повторить задание.
Слайд 60При оценке их работ целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и
если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, то
не следует снижать оценки. Важно учитывать, что эти дети, являясь полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают свои неудачи, теряют уверенность в своих силах, иногда в связи с этим у них появляется повышенная раздражительность. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других детей его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию.
Слайд 61
С такими детьми следует проводить индивидуальные занятия, на которых больше
внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова,
обогащению словарного запаса.
Важно разъяснить родителям природу трудностей ребенка в обучении, показать, как правильно помогать готовить домашнее задание, обратить внимание родителей на важность и необходимость выработки в семье требований к речи взрослых, взаимодействующих с ребенком.
Слайд 62Основные направления коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога: