Слайд 1Дети с задержкой психического развития
Слайд 2Задержка психического развития – синдром отставания развития психики в целом
или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа
реализации закодированных в генотипе возможностей.
Слайд 3
По МКБ – 10 к этой категории относятся дети со
специфическими расстройствами развития учебных навыков (F81) и общими расстройствами психического
развития (F84).
Слайд 4Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение ЦНС и ее
резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость ЦНС.
Различают этиопатогенетические варианты ЗПР
-
низкий темп психической активности (корковая незрелость);
- дефицит внимания с гиперреактивностью (незрелость подкорковых структур);
- вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности;
-энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).
Слайд 5Основные варианты ЗПР
(классификация К.С. Лебединской, 1980)
Задержка психического развития конституционального
происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм)
Задержка психического развития соматогенного генеза
Задержка
психического развития психогенного генеза
Задержка церебрально-органического генеза
Слайд 6Основные группы детей с ЗПР
(Мамайчук И.И., 2004)
Дети с относительно
сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью;
Дети с неравномерным
проявлением познавательной активности и продуктивности;
Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, нос достаточной познавательной активностью;
Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности
Слайд 7Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- Недостаточная
познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;
-
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма;
Слайд 8Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия;
Более низкая способность, по
сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему
и переработке перцептивной информации;
Слайд 9- Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности
при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, при выделении
существенных признаков, их абстрагировании от несущественных, при переключении с одного признака классификации на другой, при обобщении.
Слайд 10- Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность
запоминания, особенно на уровне словесно-логической памяти, отрицательно сказывается на усвоении
информации;
Слайд 11- Недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и распределения
внимания, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция,
что сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.
- Эмоциональная сфера у 5-6-летних детей с ЗПР подчиняется общим законам психического развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако, сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
Слайд 12- Незрелость эмоционально – волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно
влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР;
Слайд 13- Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. Недостаточно развиты
все структурные компоненты игровой деятельности:
снижена игровая мотивация,
с трудом
формируется игровой замысел,
сюжеты игр бедные,
ролевое поведение неустойчивое,
возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом.
Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире.
Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью.
Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил.
Слайд 14- Недоразвитие речи носит системный характер и проявляется:
в задержке формирования,
а в сложных случаях, в отсутствии фразовой речи,
в ограниченности
словарного запаса,
в аграмматизмах, в неправильном произношении,
в затруднениях в построении связных высказываний.
Недостатки семантической стороны проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Слайд 15Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной
деятельности и проявляются в следующем:
отставание в овладении речью как
средством общения и всеми компонентами языка;
низкая речевая активность;
бедность, недифференцированность словаря;
выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
неполноценность развернутых речевых высказываний;
недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой.