Слайд 1Детская литература первой половины
XIX века
Слайд 2План
Предпосылки развития детской литературы 19 века
Поэзия в детском чтении.
Проза в детском чтении.
Возникновение теории и критики детской литературы
и их дальнейшее развитие.
Детские журналы и детские писатели
Слайд 31. Предпосылки развития детской литературы 19 века
Слайд 82. Поэзия в детском чтении
Крылов Иван Андреевич
Жуковский Василий Андреевич
Пушкин Александр
Сергеевич
Ершов Петр Павлович
Кольцов Алексей Васильевич
Слайд 9Иван Андреевич
Крылов
(1769 -1844)
Публицист, поэт, баснописец,
издатель сатирико-просветительских журналов
Слайд 10Стрекоза и муравей
Волк на псарне
Слайд 12Волк и ягненок
Лебедь, рак и щука
Слайд 14
Василий Андреевич
Жуковский
1783 - 1852
«Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье - пробужденье»
русский поэт, переводчик, критик
Слайд 15
Сказка об царе Берендее
Сказка об Иване-царевиче
и Сером Волке
Слайд 16Слово о полку Игореве
Спящая царевна
Слайд 19Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его
поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Слайд 22
Петр Павлович
Ершов
1815 —1869)
Волшебная сказка
«Конёк-Горбунок»
Со времени своего существования
сказка «Конёк-Горбунок» издавалась огромными тиражами не менее
130 раз на
27 языках народов мира
Слайд 24Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)
Один из первых поэтов, пришедших в
«профессиональную» литературу из народной среды, «поэт-прасол», «художник русской песни»
1835
год - выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова»
- Песня пахаря
- Деревенская беда
- Лес (Что, дремучий лес...). Посвящено памяти А. С. Пушкина
- Урожай
Слайд 253. Проза в детском чтении
Погорельский Антоний (Алексей Алексеевич Перовский)
Одоевский
Владимир Федорович
Слайд 26Антоний Погорельский
(Алексей Алексеевич Перовский)
1787—1836
Писатель-романтик,
который стоял у истоков
фантастического жанра российской литературы: фантастическая повесть, новелла, сказка, роман
«Не
для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили...»
Слайд 27В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица,
или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — чуть ли не
первую в истории русской литературы книгу о детстве.
Слайд 28Владимир Федорович Одоевский
(1803-1869)
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик
Нам даром,
без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся
Слайд 30Жить и служить – разница, да и работа работе рознь;
заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не
зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда
Слайд 324. Возникновение теории и критики
детской литературы и их дальнейшее
развитие
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848):
«О детских книгах. Подарок на Новый
год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких детей. – СПб., 1840;
Детские сказки дедушки Иринея. Две части. – СПб., 1840»;
«О детских книгах»
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889):
«Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» (1856)
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861):
«Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения» (1858)
Слайд 335. Детские журналы и детские писатели
Н.И. Невзоров - «Друг юношества»
(«Друг юношества и всяких лет») – 1807-1815 гг
П.Г. Редкин -
«Библиотека для воспитания» (с 1847 до 1849 гг. новое название «Новая детская библиотека»)
В.Н. Майков - «Подснежник» (1858-62)
С. Н. Глинка - «Новое детское чтение» (1819-24)
Слайд 34Б.М. Федоров (1827-1829, 1831), альманах «детский Цветник» (1827), Сборники «Детские
стихотворения» (1829), «Детский театр» (1830-1831), Детский павильон» (1836), «Новый храм
счастья» (1836) и др.
Александра Осиповна Ишимова (1805-1881)
«История России в рассказах для детей»
« Звездочка» (1842-1863)
«Луч» (1850-1860)
Слайд 35Круг требований к детской литературе
1. Воспитательный характер
2. Познавательный (образовательный) характер
3. Высокая
нравственность
4. Наличие положительного идеала
5. Оптимизм
6. Тематическая широта
7. Близость к реальной
жизни
8. Учет психологических особенностей и познавательных возможностей детей, связанных с их возрастом
9. Занимательность, динамизм
10. Доступность изложения
11. Художественное совершенство, высокие эстетические качества
12. Правильность речи