Разделы презентаций


Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития,

Содержание

Цель диагностики:получение информации об уровне развития каждого ребёнка; создание условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей; развитие творческой индивидуальности детей; Диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития,

достигнутого индивидуумом или группой.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого

означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты речевой деятельности ребенка.
 
Диагностика речевого развития детей является серьёзной проблемой, поскольку речь – сложная психическая функция, подверженная многофакторным влияниям.

Диагностика речевого развития помогает выяснить индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка, а также получить разностороннюю информацию о состоянии развития речи для выбора подходящих содержания и методов обучения.

Диагностика – это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой. Понятие «диагностика» в

Слайд 2 Цель диагностики:
получение информации об уровне развития каждого ребёнка;
создание

условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей;
развитие

творческой индивидуальности детей;

Диагностика речевого развития дошкольников проводится для решения следующих задач:

выявление состояния речевого развития детей;
определение динамики речевого развития;
определение перспектив развития той или иной стороны речи;
определение соответствия (несоответствия) речевого развития норме.
Цель диагностики:получение информации об уровне развития каждого ребёнка; создание условий для развития, обучения и коррекции нарушений

Слайд 3Принципы организации диагностической работы.

Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных

основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о правах ребёнка»; «Закон

Российской Федерации «Об образовании»; Устава образовательного учреждения; договора с родителями и т. д.).

Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для её составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надёжности, о времени её проведения, а также характеристику выборки испытуемых

Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной, к тому же необходимо согласие ребёнка на совместную деятельность.

Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями.
Принципы организации диагностической работы.		Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов («Конвенции о

Слайд 4Методы речевого развития детей.
В последние годы благодаря

новейшим достижениям науки и практики созданы практические методики комплексного изучения

уровня речевого развития детей.
Методики строятся на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.
Эти методики отвечают всем требованиям работы с детьми: материал,
подобранный в них доступен разным возрастным категориям, отличается большим
разнообразием, игровыми моментами, строго дифференцируются по различию
определения и коррекции речи.
Все диагностические методики обычно предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика.
Лучше всего предлагать детям задания при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.
Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.





Методы речевого развития детей.   В последние годы благодаря новейшим достижениям науки и практики созданы практические

Слайд 5Диагностические методики
- тест зрительной ретенции Бентона,
- пробы

на запоминание звуков или звукосочетаний,
- методика пиктограмм,
-

методика опосредованного запоминания и др.
- картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.;

Состояние мыслительных операций классификации и группировки сравнения, нахождение аналогий и вскрытие - закономерностей проводятся по методикам:
- «Разрезные фигуры», «Классификация»,
- «Формирование искусственных понятий»,
- «Выделение существенных признаков»,
- «Кубики Коса» и др.

В практической деятельности необходимо применять общепринятые пособия и технические средства обучения: книги для чтения, сборники стихов, азбуки, географические карты, фланелеграф, сюжетные картины, магнитофон, компьютер.

Диагностические методики - тест зрительной ретенции Бентона, - пробы на запоминание звуков или звукосочетаний, - методика пиктограмм,

Слайд 7Изучение уровня словарного запаса.
Для изучения уровня

словарного запаса необходимо выяснить знание ребенком слов из следующих групп:

игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, и т. д. Необходимо при этом выявить способность детей быстро подбирать точное слово, делать обобщения. Материалом для исследования служат предметные картинки.









В каждом задании проводится подсчет правильных ответов, один правильный ответ считается как 1 балл. Если ответ неверный - 0 баллов.

Изучение уровня словарного запаса.    Для изучения уровня словарного запаса необходимо выяснить знание ребенком слов

Слайд 8 Изучение словарного запаса по подбору синонимов. Это

изучение проводится в виде игры «Скажи по-другому». Используются слова, различные

по сложности: воин - боец, врач –доктор и т. д. Также каждый ответ оценивается по балльной системе. Каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Высшая оценка - 10 баллов.
Таким же способом проводится задание по подбору антонимов. Всего предъявляется не меньше 10 слов: мокрый - сухой, мягкий – твердый и пр. Высокий уровень ответа равен 10 баллам. Можно использовать игру «Контрасты» с помощью картинок - пазл дети подбирают противоположный ответ: чёрная собака – белая и т д.









Также можно устанавливать количественный запас слов, проводя задание по определению характеристик звуковых данных. Например, корова - мычит, лошадь - ржет, кабан -хрюкает, петух - кукарекает. При этом используются картинки или аудиозаписи.
Изучение словарного запаса по подбору синонимов. Это изучение проводится в виде игры «Скажи по-другому».

Слайд 9 Изучение грамматической стороны речи.
Необходимо выявить уровень

овладения грамматическими конструкциями, составление предложений с заданными словами или по

картинке, дополнение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, умение самостоятельно образовывать слова, умение вычленить заданный звук из слова, назвать слово с этим звуком, понимание и употребление пространственных предлогов «за», «под», «около», «в», «на»,правильное употребление форм родительного падежа множественного числа существительных: «ручки», «кисточки» и пр., употребление глаголов (Что делает девочка?...), имён прилагательных (Какое яблоко?...)
Изучение грамматической стороны речи.  Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, составление предложений с заданными

Слайд 10Изучение состояния звуковой стороны речи.
Важно проверить,

как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но

и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок , в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. При исследовании звуковой стороны речи у детей необходимо проводить анализ слухового внимания. Для всех возрастных групп приемы исследования слухового внимания примерно одинаковы.

Методика определение места звука в слове.
Дается задание ребенку: «Где ты слышишь звук [с] в слове «сани», в начале или в конце?». Целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука. С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков.
И только после этого можно инструкцию изменить: «Где ты слышишь звук [с] в слове «косы?» звук [ж] в слове «жук»? , но уже не называя слово «в середине». Или «Где находится звук [ц] в слове «боец»?
Необходимо при исследовании так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

Методика выделения звука на фоне слова.
Дается задание: «Какой звук ты слышишь в слове «сад?» (выделяемый ребенком звук произносится интонированно) «в слове «зубы»? в слове «шуба»? в слове «мяч»?
Изучение состояния звуковой стороны речи.   Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных

Слайд 11  Методика определения последовательности звуков в слове.
Дается

задание: «Какой звук ты слышишь в начале слова «с-сумка»? «Какой

звук ты слышишь после звука [с]: «с-у-мка?». «Какой звук ты слышишь после звука [у]: «су-м-ка?»и пр.
 Методика определение количества звуков в слове.
Ребенку дается задание произнести слова из 2–5 звуков.
При исследовании следует все произносимые звуки в предлагаемом слове интонировать последовательно, проговаривая слово в медленном темпе.
 Методика воспроизведения слоговой структуры слова.
Ребенку предлагается повторить следующие слова (ответы ребенка записываются): «машина» - «встреча» - «снеговик» - «телевизор» - «сковорода» -«картина» - «аквариум» - «лекарство» - «милиционер» - «пшено».
Для проверки умений дифференцировать звуки ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п..), и картинки, название которых отличаются одним звуком (лак - рак, коза - коса и пр.).

  Методика определения последовательности звуков в слове.   Дается задание: «Какой звук ты слышишь в начале

Слайд 12 Изучение уровня практического осознания элементов языка.
Изучение

практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа

выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук.
3.Сколько звуков в слове «дом»?
4.Назови звуки в этом слове.
5. Скажи одно предложение.
6.Сколько слов в предложении. Назови первое слово, второе, третье.

Чем богаче и разнообразнее уровень развития речи, тем быстрее происходит формирование логической речи, т. е. связного высказывания, которое объединено и построено на основе одной мысли. У детей дошкольного возраста монолог и диалог сосуществуют достаточно хорошо. В свою очередь более развитая речь способствует решению более сложных задач и развитию разностороннего коммуникативного общения. Связная речь и уровень ее развития тесно связаны со всеми видами развития речи: словарным запасом, грамматической стороной развития, правильным звукопроизношением.
Изучение уровня практического осознания элементов языка.   Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется

Слайд 13
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться

три раза в год (в начале, в середине и в

конце года).

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15-20 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником 2-3 минуты. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.

Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.

Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности с отдельными детьми или группой.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в

Слайд 15

Принцип динамического изучения предполагает применение диагностических методик с учетом возраста

обследуемого, выявление его потенциальных возможностей или по Л. С. Выготскому «зоны его

ближайшего развития». Концепция Л. С. Выготского о наличие у ребенка двух уровней: «актуального» и «зоны ближайшего развития» ставит в центр внимания, как бы «завтрашний день развития» ребенка, что позволяет определять стратегию коррекционного воздействия в последующей деятельности ребенка. Эта коррекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий характер. Ее главная цель состоит в достижении формирования речевого восприятия на опережение, т. е. то, что должно быть достигнуто ребенком лишь в ближайшей перспективе.

Принцип системного подхода получил довольно полное и глубокое изучение в исследованиях Л. С. Выготского. Он позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений коррегирующего порядка в практической деятельности.
Принцип динамического изучения предполагает применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, выявление его потенциальных возможностей или по

Слайд 16Принцип последовательного подхода состоит в том, что обучение проводится по

следующим этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы

исправления. Так, первый этап — подготовительный, второй этап — основной или тренировочный и 3-й этап — заключительный. На первом (подготовительном) этапе проходит подготовка обучаемого (настрой) к предстоящей работе, создается необходимый щадящий режим, проводится повторение предыдущих речевых упражнений.

Деятельностный принцип — один из важнейших принципов коррекционного воспитания и обучения. В данном случае важно учитывать ведущую деятельность ребенка, проводить совместную работу с ним. В этом и заключается смысл деятельностного принципа.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей.

Принцип последовательного подхода состоит в том, что обучение проводится по следующим этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи,

Слайд 17 Вариативные методики педагогической диагностики.

Тестовый

метод диагностирования уровня речевого развития Ф.Г. Даскаловой.

1-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.

1- Что делает девочка? (2 ответа) 2 - Что делает бабушка? (2 ответа)
3 - Что делает мама? (1 ответ)

Оценка: 5 верных ответов.



2- тест. Употребление имён прилагательных.
1- Какое яблоко? (по вкусу, цвету и пр.)
2- Какой лимон?
3- Какой слон?
4- Какие цветы?
5- Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.
Вариативные методики педагогической диагностики.Тестовый метод диагностирования уровня речевого развития Ф.Г. Даскаловой.

Слайд 18

3-й тест. Практическое

приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.
1 –

Как говорится о маленьком вагоне?
А если их много?
2 – Как говорится о маленьком столе?
А если их много?
3 – Как говорится о маленьком грибе?
А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.

4-й тест. Составление предложения по одному слову.
1 – Мальчик;
2 – кукла;
3 – мишка.
Оценка: 1 верный ответ.

5-й тест. Составление предложения по трём определённым словам.
1 – Кукла, девочка, платье.
2 – Тётя, плита, кошка.
3 – Папа, грузовик, дрова.
Оценка: 2 верных ответа.




3-й тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.

Слайд 19 6-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор

и активное употребление имён существительных.
1 – Ребёнок

толкает…
2 – Девочка качает…
3 – Мама стирает…
Оценка: 5 верных ответов.

7-й тест. Свободные словесные ассоциации по определённому слову.
1 – Стул; 4 – зайчик;
2 – мяч; 5 – красный;
3 – Иван; 6 – пою.

8-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.
1 – Скажи одно слово!
2 – Скажи один звук!
3 – Скажи одно предложение!
6-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имён существительных.

Слайд 20 Для понимания сущности речевой диагностики

необходимо четко представлять, что входит в содержание устной речи и

какие компоненты наиболее важны для её изучения.

Как показали исследования Ф.А. Сохиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, А.И. Максакова и др., при проверке словаря необходимо обращать внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности, на умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. С этой целью детям предлагают задания на показ и называние предметов и картинок, на их сравнение и классификацию, на дополнение заданного тематического ряда, на называние предмета по его описанию, на подбор синонимов, антонимов, на составление предложений с заданным словом и др.
















Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представлять, что входит в содержание

Слайд 21.

Для диагностического исследования желательно использовать следующие дидактические материалы:

1) таблицы

для одновременного подсчета фигур 2 видов;
2) субтест «недостающие предметы»

(из методики Векслера);
3) таблицы с изображением контура знакомых предметов;
4) доски Сегена разной сложности;
5) кубики Коса;
6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;
8) набор разрезных картинок (2–4 части);
9) картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.;
.Для диагностического исследования желательно использовать следующие дидактические материалы:  1) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;

Слайд 22 Для обследования грамматического

строя речи воспитатель дает задание, направленные на выявление понимания грамматических

конструкций, на составление предложений с заданными словами или по картинке, на дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, на словообразование.








Для обследования грамматического строя речи воспитатель дает задание, направленные на

Слайд 23Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков

в разных позициях ( изолированных, в словах, во фразах), на

узнавание, различение и сравнение слов, фраз, на запоминание звуковых и слоговых структур.









Степень развития связной речи устанавливается на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания.
В усвоение звуковой системы входят процесс развития правильного произношения звуков и фонематического звука.


Фонетические особенности речи обследуются путем выполнения заданий на произнесение звуков в разных позициях ( изолированных, в словах,

Слайд 24
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год

(в начале, в середине и в конце года).

Диагностика проводится

индивидуально с каждым ребенком. Беседа не должна превышать 15 минут. Интервал между работой с каждым дошкольником 2-3 минуты. Это время необходимо для того, чтобы сменить дидактический материал.

Если диагностику проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт.

Задание следует давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения не нужно показывать ребенку, что он не справился, надо дать ответ самому (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам его называет), но в протоколе отметить невыполнение.

Диагностика должна заканчиваться рекомендациями, т.е. давать ответ на вопрос, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности с отдельными детьми или группой.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться три раза в год (в начале, в середине и в конце

Слайд 25 Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные

в современных исследованиях методики.
Лучше всего предлагать детям задания при

рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов. Если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть известно детям.

Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (игрушки, предметы, картинки). 

Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядности, но на знакомых словах. Большое значение имеет точная формулировка вопросов. Вопросы и задания должны предлагаться ребятам в логической последовательности.

Для понимания сущности речевой диагностики необходимо четко представлять, что входит в содержание устной речи и какие компоненты наиболее важны для её изучения.



Для проведения диагностики речевого развития детей следует использовать уже апробированные в современных исследованиях методики. 		Лучше всего предлагать

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика