Разделы презентаций


диахроническая лингвистика

Содержание

Сегодня90+40+50+10+50?230-4045+10+45+40+45+10+45Повторение?Языковое родство. Языковые семьи.Диахроническая лингвистика. Регулярные соответствия.Как (и зачем) занимаются диахронической лингвистикой сейчасФОКУС ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, НАЧИНАЕТСЯ РАЗОБЛАЧЕНИЕСоциолингвистика: введение.Языковые контактыКонтактные языкиЯзыковая сложность и контакты

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1диахроническая лингвистика
Леша Виняр
19.09.19

диахроническая лингвистикаЛеша Виняр19.09.19

Слайд 2Сегодня
90+40+50+10+50?
230-40
45+10+45+40+45+10+45
Повторение?
Языковое родство. Языковые семьи.
Диахроническая лингвистика. Регулярные соответствия.
Как (и зачем) занимаются

диахронической лингвистикой сейчас
ФОКУС ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, НАЧИНАЕТСЯ РАЗОБЛАЧЕНИЕ
Социолингвистика: введение.
Языковые контакты
Контактные языки
Языковая сложность

и контакты
Сегодня90+40+50+10+50?230-4045+10+45+40+45+10+45Повторение?Языковое родство. Языковые семьи.Диахроническая лингвистика. Регулярные соответствия.Как (и зачем) занимаются диахронической лингвистикой сейчасФОКУС ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, НАЧИНАЕТСЯ РАЗОБЛАЧЕНИЕСоциолингвистика: введение.Языковые

Слайд 3Русский и санскрит

Русский и санскрит

Слайд 4Русский и санскрит
Санкскрит – литературный язык древней Индии (уже как

минимум 2000 лет). Предок С. разошелся с предком славянских никак

не позже 4000 лет назад…










Переведите: Dame vidhava: jivati
Русский и санскритСанкскрит – литературный язык древней Индии (уже как минимум 2000 лет). Предок С. разошелся с

Слайд 5Языковое родство
Почему санскрит и современный русский похожи?
Произошел ли русский от

санскрита, если из санскрита можно получить русский, а из русского

нельзя получить санскрит?
Языковое родствоПочему санскрит и современный русский похожи?Произошел ли русский от санскрита, если из санскрита можно получить русский,

Слайд 6Языковое родство
Почему санскрит и современный русский похожи?
Потому что они родственны

= у них (их предков) предком был один язык
Произошел ли

русский от санскрита, если из санскрита можно получить русский, а из русского нельзя получить санскрит?
Нет, совершенно не обязательно (в случае с санскритом и русским – точно нет)
Родство: семьи (индо-европейская), ветви (славянская ветвь), группы (восточно-славянские языки)
Языковое родствоПочему санскрит и современный русский похожи?Потому что они родственны = у них (их предков) предком

Слайд 7Что за «кентум»??

Что за «кентум»??

Слайд 8Индо-европейская семья

Индо-европейская семья

Слайд 9Как понять, что языки родственны (и что это значит?)
Не «русский

и украинский родственны», а «русский, украинский и …. родственны, и

у них был общий предок со свойствами X, Y, Z…»
Вопрос: можно ли в принципе доказать НЕРОДСТВЕННОСТЬ языков?
Восстанавливается «ступенчато»: «пра-восточнославянский» + «пра-западнославянский» + «пра-южнославянский» = «пра-славянский»
X, Y, Z восстанавливаются через регулярные соответствия
Чаще всего – фонетического характера
Смотрим на отдельные морфемы
Как понять, что языки родственны (и что это значит?)Не «русский и украинский родственны», а «русский, украинский и

Слайд 10Почему нельзя сравнивать напрямую?
Английский и французский:
[tu] – [dø]
[hɑ:t] – [kør]
НО
['mædəm]

– [ma'dam]
[rɪ'zentmənt] – [ʁǝ.sɑ̃.ti.ˈmɑ̃]

Если сравнить напрямую современные англ и франц,

то непонятно, почему в первом случае одни переходы, а во втором – другие.
Если сравнивать ступенчато, то становится понять, что первые случаи – разница между пра-германским и пра-немецким, а вторые – недавние заимствования.
Почему нельзя сравнивать напрямую?Английский и французский:[tu] – [dø][hɑ:t] – [kør]НО['mædəm] – [ma'dam][rɪ'zentmənt] – [ʁǝ.sɑ̃.ti.ˈmɑ̃]Если сравнить напрямую современные

Слайд 11Регулярные соответствия
Как не стать Фоменко?
Сравниваем не современные русский и английский,

а праславянский и прагерманский!
Сначала делим на морфемы, потом сравниваем
Соответствия регулярные

(в одной и той же позиции – одни и те же изменения!)
Семантика не обязательно одинаковая, но разница всегда правдоподобная



VS



Регулярные соответствияКак не стать Фоменко?Сравниваем не современные русский и английский, а праславянский и прагерманский!Сначала делим на морфемы,

Слайд 12РЕГУЛЯРНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Латинск.: calidus
Франц: chaud [ʃɵ]
Итальянский [caldo]
Испанский [caliente]

РЕГУЛЯРНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ПОТРЕНИРУЕМСЯЛатинск.: calidusФранц: chaud [ʃɵ]Итальянский [caldo]Испанский [caliente]

Слайд 13РЕГУЛЯРНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Латинск.: calidus – [kaldus] – [kald] – [tʃald]

– [tʃaud] – [ʃaud] – [ʃɵ(d)] – [ʃɵd]
Франц: chaud [ʃɵ(d)]
Итальянский

[cald-o]
Испанский [cal-iente]

РЕГУЛЯРНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ПОТРЕНИРУЕМСЯЛатинск.: calidus – [kaldus] – [kald] – [tʃald] – [tʃaud] – [ʃaud] – [ʃɵ(d)] –

Слайд 14Что из этого исторические переходы, а что совпадения?
θriː (англ) -

trʲi (русск)
bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)


Что из этого исторические переходы, а что совпадения?θriː (англ) - trʲi (русск)bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)

Слайд 15Что из этого исторические переходы, а что совпадения?
θriː (англ) -

trʲi (русск)
bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)

Про морфемы, произошедшие из общего

предка, говорят как о когнатах
Почему английское tree не связано с русским три?
А как с русс пяcть?

Что из этого исторические переходы, а что совпадения?θriː (англ) - trʲi (русск)bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)Про морфемы,

Слайд 16Что из этого исторические переходы, а что совпадения?
θriː (англ) -

trʲi (русск)
bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)

Про морфемы, произошедшие из общего

предка, говорят как о когнатах
Почему английское three не связано с русским три?
А как с русс пяcть?
праслав: *peⁿstɪ
прагерманск.: *funhstɪ
Что из этого исторические переходы, а что совпадения?θriː (англ) - trʲi (русск)bi:tʃ (англ) - bʲitʃ (русск)Про морфемы,

Слайд 17Совпадения и заимствования
Японский namae (имя) – заимствование?
А pan (хлеб)?

Совпадения и заимствованияЯпонский namae (имя) – заимствование?А pan (хлеб)?

Слайд 18Совпадения и заимствования
Японский namae (имя) – заимствование?
Нет, видимо, совпадение
А pan

(хлеб)?
Да, заимствование из португальского?
А аниме?

Совпадения и заимствованияЯпонский namae (имя) – заимствование?Нет, видимо, совпадениеА pan (хлеб)?Да, заимствование из португальского?А аниме?

Слайд 19Совпадения и заимствования
Японский namae (имя) – заимствование?
Нет, видимо, совпадение
А pan

(хлеб)?
Да, заимствование из португальского?
А аниме?
Как понять, когда заимствование, а когда

развитие из общего предка??
Совпадения и заимствованияЯпонский namae (имя) – заимствование?Нет, видимо, совпадениеА pan (хлеб)?Да, заимствование из португальского?А аниме?Как понять, когда

Слайд 20Совпадения и заимствования
Японский namae (имя) – заимствование?
Нет, видимо, совпадение
А pan

(хлеб)?
Да, заимствование из португальского?
А аниме?
Как понять, когда заимствование, а когда

развитие из общего предка??
Некоторые слова заимствуются очень легко, а некоторые – почти не заимствуются
Совпадения и заимствованияЯпонский namae (имя) – заимствование?Нет, видимо, совпадениеА pan (хлеб)?Да, заимствование из португальского?А аниме?Как понять, когда

Слайд 21Список сводеша
Как сравнивать языки, у которых не так хорошо известна

история?
Найти в них одни и те же слова, которые вряд

ли заимствуются
Какие подойдут?
Собака, дом, женщина, колесо, вошь, лодка, нога, луна
Список сводешаКак сравнивать языки, у которых не так хорошо известна история?Найти в них одни и те же

Слайд 22Список сводеша
Как сравнивать языки, у которых не так хорошо известна

история?
Найти в них одни и те же слова, которые вряд

ли заимствуются
Какие подойдут?
Собака, дом, женщина, колесо, вошь, лодка, нога, луна
Оказалось, что культурно-неспецифичные слова из списка Сводеша плохо заимствуются
Старостин (старший) посчитал, сколько слов из списка исчезает за тысячелетие, и теперь можно оценить время расхождения языков!
Список сводешаКак сравнивать языки, у которых не так хорошо известна история?Найти в них одни и те же

Слайд 23Сравнительно-историческая лингвистика: пределы
Прото-индо-европейский – около 6500-4500 тыс. лет назад
Не удается

найти сильно более «старые» семьи
Но можно написать целую басню (А.

Шлейхер в 1868 г.)!

А. Шлейхер

С. А. Старостин – пытался найти родство и-е языков с другими семьями

Но главное – в итоге не дойти до чего-то такого….

Сравнительно-историческая лингвистика: пределыПрото-индо-европейский – около 6500-4500 тыс. лет назадНе удается найти сильно более «старые» семьиНо можно написать

Слайд 24С-и лингвистика: пределы
Басня Шлейхера «Овца и лошади» (1868)
Avis, jasmin varnā

na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam, tam,

bhāram magham, tam, manum āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam.
Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti.
Tat kukruvants avis agram ā bhugat.

Овца, [на] которой не было шерсти (стриженая овца), увидела коней, везущих тяжелую повозку [с] большим грузом, быстро несущих человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне (сердце мое печалится), видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного (наше сердце печалится, потому что мы знаем): человек — господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя и [у] овец нет шерсти (у овец больше нет шерсти, они острижены, им хуже, чем коням). Услышав это, овца повернула [в] поле (она удрала, ретировалась).

С-и лингвистика: пределыБасня Шлейхера «Овца и лошади» (1868)Avis, jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham

Слайд 25С-и лингвистика: пределы
Басня Шлейхера «Овца и лошади» (1868)
Avis (овца), jasmin

varnā na ā ast, dadarka akvams, tam, vāgham garum vaghantam,

tam, bhāram magham (большой), tam, manum (человек) āku bharantam. Avis akvabhjams ā vavakat: kard (сердце) aghnutai mai vidanti (видеть) manum akvams agantam.
Akvāsas ā vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vividvant-svas: manus patis varnām avisāms karnauti svabhjam gharmam vastram avibhjams ka varnā na asti.
Tat kukruvants avis agram ā bhugat (убежать).

Овца, [на] которой не было шерсти (стриженая овца), увидела коней, везущих тяжелую повозку [с] большим грузом, быстро несущих человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне (сердце мое печалится), видя коней, везущих человека. Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного (наше сердце печалится, потому что мы знаем): человек — господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя и [у] овец нет шерсти (у овец больше нет шерсти, они острижены, им хуже, чем коням). Услышав это, овца повернула [в] поле (она удрала, ретировалась).

С-и лингвистика: пределыБасня Шлейхера «Овца и лошади» (1868)Avis (овца), jasmin varnā na ā ast, dadarka akvams, tam,

Слайд 26Современная сравнительно-историческая лингвистика
По разным оценкам, в мире 250-300 языковых семей

(+300 языков-изолятов и неклассифицируемых)
Только в 11 семьях больше 100 языков
Надо

устанавливать родство как-то по-другому

Современная сравнительно-историческая лингвистикаПо разным оценкам, в мире 250-300 языковых  семей (+300 языков-изолятов и  неклассифицируемых)Только в

Слайд 27Междисциплинарность и ср-ист языкознание
Кейс-стади: заселение Северной Америки
Много семей, мало данных,

нет старых письменных источников (в обоих Америках)
Че делать)))?

Междисциплинарность и ср-ист языкознаниеКейс-стади: заселение Северной АмерикиМного семей, мало данных, нет старых  письменных источников (в обоих

Слайд 28Междисциплинарность и ср-ист языкознание
Кейс-стади: заселение Северной Америки
Археология: кому-то надо было

пройти через Берингию самое позднее 15к до н.э. (последнее оледенение)
Археология: в

Берингии была культура, продолжительный контакт разных языков
Генетика: 3-4 основных генетических группы (не факт, что языки или народы)
Все вместе: эскимосы скорее всего потом и отдельно (4к до н.э. и 1к до н.э.)
Генетика: обратная миграция (нивхи, айны) + кеты (еще и данные лингвистики)
Междисциплинарность и ср-ист языкознаниеКейс-стади: заселение Северной АмерикиАрхеология: кому-то надо было пройти  через Берингию самое позднее 15к

Слайд 29Междисциплинарность и ср-ист языкознание

Междисциплинарность и ср-ист языкознание

Слайд 30Енисейские языки и на-дене
Енисейские: сложная глагольная префиксальная морфология, странное обозначение залога на

глаголе и др.
Не похоже на другие языки Сибири, но похоже

на на-дене (Сев. Америка)
Тлинкитский (Сев.Ам):
kei=ḡax̱-ga.u.ḡa-yi-sa-tée
вверх=плакать-наклон.вид-вы-залог-быть
‘вы будете плакать’

Кетский (енисейские, Сибирь)
da8-qo.ŋ.an7-ba6-k5-t.a4-do0
она-рог.мн.вид-меня-на-залог-долбить
Она (корова) бодает меня.

Енисейские языки и на-денеЕнисейские: сложная глагольная префиксальная морфология, странное обозначение залога на глаголе и др.Не похоже на

Слайд 31Енисейские языки и на-дене
Енисейские: сложная глагольная префиксальная морфология, странное обозначение залога на

глаголе и др.
Не похоже на другие языки Сибири, но похоже

на на-дене (Сев. Америка)
Эдвард Вайда нашел регулярные соответствия, а потом с помощью генетики и др. доказал, что раньше енисейские и на-дене были семьей
Енисейские языки и на-денеЕнисейские: сложная глагольная префиксальная морфология, странное обозначение залога на глаголе и др.Не похоже на

Слайд 32Енисейский и на-дене

Енисейский и на-дене

Слайд 33Соцлинг и контакты
Леша Виняр
19.09.19

Соцлинг и контактыЛеша Виняр19.09.19

Слайд 34Языковые ареалы
Что это?

Языковые ареалыЧто это?

Слайд 35Языковые ареалы
Что это?
В других славянских совпадает родительный и дательный?
А в

романских? А в германских?
А тут тогда чего совпадает?

Языковые ареалыЧто это?В других славянских совпадает родительный и дательный?А в романских? А в германских?А тут тогда чего

Слайд 36Языковые ареалы
Балканский языковой союз (болгарский, сербохорватский ?, турецкий?, румынский и

иногда др.)
Много общих черт (постпозитивный артикль, сравнительно немного падежей, будущее

из глагола желания, эвиденциальность, отсутствие инфинитива и др., в том числе отдельные сходства в лексике)
В результате контакта (конвергенции), а не только наследования
Почему?
Языковые ареалыБалканский языковой союз (болгарский, сербохорватский ?, турецкий?, румынский и иногда др.)Много общих черт (постпозитивный артикль, сравнительно

Слайд 37Языковые ареалы
Балканский языковой союз (языки выше + сербохорватский ?, турецкий?,

румынский и иногда др.)
Много общих черт (постпозитивный артикль, сравнительно немного

падежей, будущее из глагола желания, эвиденциальность, отсутствие инфинитива и др., в том числе отдельные сходства в лексике)
В результате контакта (конвергенции), а не только наследования
Почему? (Наблюдаются в указанном ареале, не наблюдаются у др. языков тех же ветвей)
Языковые ареалыБалканский языковой союз (языки выше + сербохорватский ?, турецкий?, румынский и иногда др.)Много общих черт (постпозитивный

Слайд 38Языки: дивергенция и конвергенция

Языки: дивергенция и конвергенция

Слайд 39Языковые ареалы
Recall: что в языках похожего, а что разного?
Многое объясняется

контактами и ОГРОМНЫМИ ареалами

Языковые ареалыRecall: что в языках похожего, а что разного?Многое объясняется контактами и ОГРОМНЫМИ ареалами

Слайд 40Языковые ареалы

Языковые ареалы

Слайд 41Языковые ареалы: синтаксис
Базовый порядок сказуемого и дополнения (очень важная штука

в совр. лингвистике)
От чего зависит?
Какие ареалы?

Языковые ареалы: синтаксисБазовый порядок сказуемого и дополнения (очень важная штука в совр. лингвистике)От чего зависит?Какие ареалы?

Слайд 42Языковые ареалы: синтаксис
Базовый порядок сказуемого и дополнения (очень важная штука

в совр. лингвистике)
От чего зависит?
Какие ареалы?

Языковые ареалы: синтаксисБазовый порядок сказуемого и дополнения (очень важная штука в совр. лингвистике)От чего зависит?Какие ареалы?

Слайд 43Порядок слов

Порядок слов

Слайд 44Порядки слов
John=ga tegami=o yon-da Erike hube abun-ae
John=ПОДЛ письмо=ДОП читать-ПРОШ Энрике змея кусать-ПРОШ
‘Джон прочитал письмо’. (Японский) (варао, Венесуэла)
Leann na sagairt na leabhair
читать.НАСТ the священники the книги
‘Священники читают книги’. (ирландский)
Irino vakhe inagu
Готовить рис мать
‘Мать готовит

рис’. (ниас, австронезийские)


(хишкарьяна, карибские)

Порядки словJohn=ga	tegami=o	yon-da			Erike	hube	abun-aeJohn=ПОДЛ	письмо=ДОП	читать-ПРОШ		Энрике	змея	кусать-ПРОШ‘Джон прочитал письмо’. (Японский)			(варао, Венесуэла)Leann		na	sagairt		na	leabhairчитать.НАСТ	the	священники	the	книги‘Священники читают книги’. (ирландский)Irino		vakhe	inaguГотовить	рис	мать‘Мать готовит рис’. (ниас, австронезийские)(хишкарьяна, карибские)

Слайд 45Порядки слов
John=ga tegami=o yon-da Erike hube abun-ae
John=ПОДЛ письмо=ДОП читать-ПРОШ Энрике змея кусать-ПРОШ
‘Джон прочитал письмо’. (Японский) OSV: Змея укусила Энрике.
Leann na sagairt na leabhair (варао, Венесуэла)
читать.НАСТ the священники the книги
VSO: ‘Священники

читают книги’. (ирландский)
Irino vakhe inagu
Готовить рис мать
VOS: ‘Мать готовит рис’. (ниас, австронезийские)


OVS: (хишкарьяна, карибские)

Порядки словJohn=ga	tegami=o	yon-da			Erike	hube	abun-aeJohn=ПОДЛ	письмо=ДОП	читать-ПРОШ		Энрике	змея	кусать-ПРОШ‘Джон прочитал письмо’. (Японский)			OSV: Змея укусила Энрике.Leann		na	sagairt		na	leabhair	(варао, Венесуэла)читать.НАСТ	the	священники	the	книгиVSO: ‘Священники читают книги’. (ирландский)Irino		vakhe	inaguГотовить	рис	матьVOS: ‘Мать готовит рис’. (ниас,

Слайд 46Контакты и языковое разнообразие
Языковое разнообразие и языковая схожесть из-за:
Истории этих

языков (кто был предком, к какой семье принадлежат)?
Контактов между языками

(языки похожи друг на друга даже в крупных ареалах)?
Общих принципов, свойственными для Человека (принципы коммуникации/ принципы психологии/врожденная грамматика)?
Нет какого-то одного объяснения на все случаи жизни
Контакты и языковое разнообразиеЯзыковое разнообразие и языковая схожесть из-за:Истории этих языков (кто был предком, к какой семье

Слайд 47Языковые контакты
Какие языки и как контактируют?
Взаимопонятные (смешанный язык) VS Взаимонепонятные

(пиджин)
Сферы использования: Есть «престижный» (диглоссия) VS «равный престиж»
Стабильность контакта: Один

вытесняет другой (утрата языка) VS сосуществуют (билингвизм)
Языковые контактыКакие языки и как контактируют?Взаимопонятные (смешанный язык) VS Взаимонепонятные (пиджин)Сферы использования: Есть «престижный» (диглоссия) VS «равный

Слайд 48Написать, что вообще происходит при языковых контактах

Написать, что вообще происходит при языковых контактах

Слайд 49Смешанный язык?: суржик

https://www.youtube.com/watch?v=tfEvoQzPNo0
https://www.youtube.com/watch?v=najlSvt53dk

Смешанный язык?: суржикhttps://www.youtube.com/watch?v=tfEvoQzPNo0https://www.youtube.com/watch?v=najlSvt53dk

Слайд 50билингвизм
Люди владеют 2+ языками одновременно (в идеале – одинаково хорошо,

но бывает по-разному)
Не так часто в западном мире, но обычная

ситуация на Кавказе, в Амазонии, в Африке…
Устроен очень по-разному, особенно при усвоении языка
(данные из La Moria 2011)
билингвизмЛюди владеют 2+ языками одновременно (в идеале – одинаково хорошо, но бывает по-разному)Не так часто в западном

Слайд 51диглоссия
Ситуация, когда два языка хорошо разграничены по сферам использования
Русский и

французский в дворянской среде России 19 век
Древнерусский и старославянский в

Древней Руси
Литературный и разговорный арабские сейчас
диглоссияСитуация, когда два языка хорошо разграничены по сферам использованияРусский и французский в дворянской среде России 19 векДревнерусский

Слайд 52Пиджины
Экстремальная форма языкового контакта (короткий, язык друг друга непонятен)
Не

совсем языки (ограниченный лексикон, грамматики скорее нет)
Лексика и корни –

как правило из одного языка
Как правило – превращается в креольский, когда его начинают учить дети



(карта и примеры из Gramley 2009)

Пиджины Экстремальная форма языкового  контакта (короткий, язык друг друга непонятен)Не совсем языки  (ограниченный лексикон, грамматики

Слайд 53пиджины
С каким языком пиджин?
Что необычного?
haus, haus ai stei go in, jaepen taim
дом дом я оставаться идти в Япония время

go tak tu fala go hapai dis wan
идти брать два чувак идти нести этот один

пиджиныС каким языком пиджин?Что необычного?haus,	haus	ai	stei		go	in,	jaepen		taimдом	дом	я	оставаться	идти	в	Япония		времяgo	tak	tu	fala	go	hapai	dis	wanидти	брать	два	чувак	идти	нести	этот	один

Слайд 54пиджины
С каким языком пиджин? Английский пиджин на Гавайях
Что необычного?
haus, haus ai stei go in, jaepen taim
дом дом я оставаться идти в Япония время
Когда я

был в Японии, то я жил в доме.

go tak tu fala go hapai dis wan
идти брать два чувак идти нести этот один
Возьми двоих и

унеси это.
пиджиныС каким языком пиджин? Английский пиджин на ГавайяхЧто необычного?haus,	haus	ai	stei		go	in,	jaepen		taimдом	дом	я	оставаться	идти	в	Япония		времяКогда я был в Японии, то я жил в

Слайд 55пиджины
С каким языком пиджин? Английский пиджин на Гавайях
Что необычного?
haus, haus ai stei go in, jaepen taim
дом дом я оставаться идти в Япония время
В Японии

я жил в доме. (время маркируется лексически)

go tak tu fala go hapai dis wan
идти брать два чувак идти нести этот один
Возьми двоих и унеси

это. (идти маркирует повелительное наклонение)
пиджиныС каким языком пиджин? Английский пиджин на ГавайяхЧто необычного?haus,	haus	ai	stei		go	in,	jaepen		taimдом	дом	я	оставаться	идти	в	Япония		времяВ Японии я жил в доме. (время маркируется лексически)go	tak	tu	fala	go	hapai	dis	wanидти	брать	два	чувак	идти	нести	этот	одинВозьми

Слайд 56Говорка (по Stern 2005)
Русско-нганасанский пиджин на Таймыре (сейчас нет, но

контакты старые)
Лексификатор – русский

русский веревка огонь
?
царь девка
?
девка мужик
?

Говорка (по Stern 2005)Русско-нганасанский пиджин на Таймыре (сейчас нет, но контакты старые)Лексификатор – русскийрусский веревка огонь?царь девка?девка

Слайд 57Говорка (по Stern 2005)
Русско-нганасанский пиджин на Таймыре (сейчас нет, но

контакты старые)
Лексификатор – русский

русский веревка огонь
электричество
царь девка
царевна
девка мужик
зять

Говорка (по Stern 2005)Русско-нганасанский пиджин на Таймыре (сейчас нет, но контакты старые)Лексификатор – русскийрусский веревка огоньэлектричествоцарь девкацаревнадевка

Слайд 58Говорка (по Stern 2005)
Лексификатор – русский
Ущербная грамматика
Тебя лук место триляй,

меня урусе место триляй буду

Чего тебя надо меня чум место?

Тебя

таланта меня место больше
Говорка (по Stern 2005)Лексификатор – русскийУщербная грамматикаТебя лук место триляй, меня урусе место триляй будуЧего тебя надо

Слайд 59Говорка (по Stern 2005)
Лексификатор – русский
Ущербная грамматика
Тебя лук место триляй,

меня урусе место триляй буду
Ты стреляй из лука, я буду

стрелять из ружья.

Чего тебя надо меня чум место?
Что тебе надо у меня в чуме????

Тебя таланта меня место больше
Ты талантливее меня.
Говорка (по Stern 2005)Лексификатор – русскийУщербная грамматикаТебя лук место триляй, меня урусе место триляй будуТы стреляй из

Слайд 60Креольские языки
Креольский язык – язык, который усваивается детьми первым, но

развившийся из пиджина
Бывает государственным языком (на Гаити, например)
Сохраняет черты пиджина

(откуда лексика и тд)
Очень похожая грамматика
Мало морфем в слове
Фиксированный порядок слов (как думаете, какой?)
Сложные глагольные значения выражаются через несколько глаголов
Еще много всего, но я не специалист(((


Креольские языкиКреольский язык – язык, который усваивается детьми первым, но развившийся из пиджинаБывает государственным языком (на Гаити,

Слайд 61Креольский (из ViLLUPILAE)
u be yee taki a teki M. man, B.
я PST слышать что он брать М. мужчина Б.
‘Мы слышали, что у нее была интрижка

с мужем М, Б’.

te i go gi den odi gi mi baa
когда ты идти давать они поздравлять от я ВЕЖЛ.
‘Когда ты пойдешь с ними встречаться, передай

им мои поздравления’.

Креольский (из ViLLUPILAE)u	be	yee		taki	a	teki	M.	man, 		B.я	PST	слышать	что	он	брать	М.	мужчина	Б.‘Мы слышали, что у нее была интрижка с мужем М, Б’.te	i	go	gi	den	odi		gi	mi	baaкогда	ты	идти	давать	они	поздравлять	от	я	ВЕЖЛ.	‘Когда ты пойдешь с

Слайд 62Креольский (из ViLLUPILAE)
u be yee taki a teki M. man, B.
я PST слышать что он брать М. мужчина Б.
‘Мы слышали, что у нее была интрижка

с мужем М, Б’.

te i go gi den odi gi mi baa
когда ты идти давать они поздравлять от я ВЕЖЛ.
‘Когда ты пойдешь с ними встречаться, передай

им мои поздравления’.

Креольский в Суринаме с английской лексикой

Креольский (из ViLLUPILAE)u	be	yee		taki	a	teki	M.	man, 		B.я	PST	слышать	что	он	брать	М.	мужчина	Б.‘Мы слышали, что у нее была интрижка с мужем М, Б’.te	i	go	gi	den	odi		gi	mi	baaкогда	ты	идти	давать	они	поздравлять	от	я	ВЕЖЛ.	‘Когда ты пойдешь с

Слайд 63А это что?
A: Kjøp i seika, treska, tiksa o balduska?
B:

Da, da – moja kopom altsamma, davai po skip kom.

A:

Blagadaru pokorna! Kok tvoja betalom for seika?
B: Pet pudof seika 1 pud moki.
A: Kor i tykje e de laga? I mo gjer de billiar!
B: Kak sprek? Moje niet frosto.
A: Dorgo, dorglo Russmain – prosaj!
B: Njetsjevo! Sjetiri – gall!
А это что?A: Kjøp i seika, treska, tiksa o balduska?B: Da, da – moja kopom altsamma, davai

Слайд 64Руссенорск
A: Kjøp i seika, treska, tiksa o balduska?
B: Da, da

– moja kopom altsamma, davai po skip kom.

A: Blagadaru pokorna!

Kok tvoja betalom for seika?
B: Pet pudof seika 1 pud moki.
A: Kor i tykje e de laga? I mo gjer de billiar!
B: Kak sprek? Moje niet frosto.
A: Dorgo, dorglo Russmain – prosaj!
B: Njetsjevo! Sjetiri – gall!
РуссенорскA: Kjøp i seika, treska, tiksa o balduska?B: Da, da – moja kopom altsamma, davai po skip

Слайд 65Задание 7

Задание 7

Слайд 66Медновский алеутский
Появился в середине 19 века. Интенсивные контакты, алеуты –

менее престижные, креолы – престижнее алеутов.
Маленькое и тесное коммьюнити, сравнительно

длительный контакт
Большинство корней – алеутские
Синтаксис – скорее русский
Именная морфология – алеутская, как и словообразование, местоимения-объекты, из русского – словоизменение глагола, наречия, местоимения-подлежащие
Медновский алеутскийПоявился в середине 19 века. Интенсивные контакты, алеуты – менее престижные, креолы – престижнее алеутов.Маленькое и

Слайд 67Социолингвистическая вариативность
Леша Виняр
alexvinyar@yandex.ru
19.09.19

Социолингвистическая вариативностьЛеша Винярalexvinyar@yandex.ru19.09.19

Слайд 68Позапрошлый раз
Многоязычие: языки не изолированы друг от друга, а переплетаются,

скрещиваются, сходятся и расходятся
Диглоссия, пиджины+креольские, смешение кодов, заимствования.
«Языки существуют сами

по себе» - немного иллюзия нас как носителей «великих и могучих»
Позапрошлый разМногоязычие: языки не изолированы друг от друга, а переплетаются, скрещиваются, сходятся и расходятсяДиглоссия, пиджины+креольские, смешение кодов,

Слайд 69сегодня: вариативность
Носители «одного языка» говорят по-разному
Это ‘по-разному’ зависит от социальных

факторов
Не только лексика/фонетика, но и грамматика
Не «ошибки» и «порча языка»,

а предмет для исследования
Общий пафос: «язык» - это конструкт над множеством социально распределенных репертуаров и «социальных диалектов»
сегодня: вариативностьНосители «одного языка» говорят по-разномуЭто ‘по-разному’ зависит от социальных факторовНе только лексика/фонетика, но и грамматикаНе «ошибки»

Слайд 70Вариативность
Разные социальные группы
Разные репертуары в разных социальных ситуациях
Репертуары социально окрашены

(не значит, что полностью осознаются и контролируются)

ВариативностьРазные социальные группыРазные репертуары в разных социальных ситуацияхРепертуары социально окрашены (не значит, что полностью осознаются и контролируются)

Слайд 71Социальные факторы: подробнее
Какие факторы обуславливают выбор репертуара?

Вариативность по территории (диалекты/их

черты в речи) связаны со всем этим, но только про

них сегодня не говорим
Социальные факторы: подробнееКакие факторы обуславливают выбор репертуара?…Вариативность по территории (диалекты/их черты в речи) связаны со всем этим,

Слайд 72Социальные факторы: подробнее
Какие факторы обуславливают выбор репертуара?
Образование?
Социальное/экономическое положение?
Гендер?
Возраст?
Речевая ситуация (стиль)?
Социальные

связи между Говорящим, Слушающим (и Наблюдателем)?

Вариативность по территории (диалекты/их черты

в речи) связаны со всем этим, но только про них сегодня не говорим
Социальные факторы: подробнееКакие факторы обуславливают выбор репертуара?Образование?Социальное/экономическое положение?Гендер?Возраст?Речевая ситуация (стиль)?Социальные связи между Говорящим, Слушающим (и Наблюдателем)?…Вариативность по

Слайд 73William Labov (1927) – химик из Гарварда, который в 1963

уже в своей магистерской зачал современную социолингвистику

William Labov (1927) – химик из Гарварда, который в 1963 уже в своей магистерской зачал современную социолингвистику

Слайд 74Вариативность – лингвистическая сторона
ˈтворог – твоˈрог VS мой кофе –

моё кофе

звоˈнит - ˈзвонит VS обˈлегчит - облегˈчит

(Она – исследователь)

– (Она – исследовательница)

Высокий тон – низкий тон
Вариативность – лингвистическая сторонаˈтворог – твоˈрог VS мой кофе – моё кофезвоˈнит - ˈзвонит VS обˈлегчит -

Слайд 75Вариативность – типы переменных
творог – твоˈрог VS мой кофе –

моё кофе
нейтральная/социально закрепленная
звоˈнит - ˈзвонит VS обˈлегчит - облегˈчит
Осознаваемая/неосознаваемая
(Она –

исследователь) – (Она – исследовательница)
Более и менее контролируемые
Высокий тон – низкий тон
Связанные не только с «социо»?
Вариативность – типы переменныхтворог – твоˈрог VS мой кофе – моё кофенейтральная/социально закрепленнаязвоˈнит - ˈзвонит VS обˈлегчит

Слайд 76Вариативность – типы переменных
Социально маркированные (образование, класс, престиж, гендер…)
VS
Социально нейтральные

(вариативность есть, но не воспринимается)

Контролируемые (человек хорошо владеет и легко

меняет)
VS
Малоконтролируемые

Вариативность – типы переменныхСоциально маркированные (образование, класс, престиж, гендер…)VSСоциально нейтральные (вариативность есть, но не воспринимается)Контролируемые (человек хорошо

Слайд 77Вариативность - стиль
Вариативность в речи одного человека в разных социальных

условиях, а не в речи разных людей
Обычное разделение: formal –

informal – vernacular
Нет «отдельных стилей», но каждое значение переменной можно охарактеризовать по этой шкале
Разница – во внимании к собственной речи? (идея Лабова)
Существует ли вообще?
Вариативность - стильВариативность в речи одного человека в разных социальных условиях, а не в речи разных людейОбычное

Слайд 78Ругательства: Jay & Janschewitz (2008)
Вопрос: когда ругань считается странной/неподобающей?
Три типа

говорящих: декан, служащий универа, студент
Три типа места: офис декана, комната

в общаге, парковка
Три группы слов: от самых грубых к просто ругательным

Вопросы:
По шкале от одного до 7, насколько оскорбительно звучит ругательство?
(…), насколько неожиданно звучит ругательство?
Ругательства: Jay & Janschewitz (2008)Вопрос: когда ругань считается странной/неподобающей?Три типа говорящих: декан, служащий универа, студентТри типа места:

Слайд 80Ругательства - стиль
Почему вариативность в использовании ругательств связана именно со

«стилем»?
С чем связан выбор «стиля» (кому и где надо ругаться)?
Что

не учли исследователи?

Как все это можно использовать?
Для педагогики?
Для политики?
Для чего-то еще?

Ругательства - стильПочему вариативность в использовании ругательств связана именно со «стилем»?С чем связан выбор «стиля» (кому и

Слайд 81Вариативность – социальный класс
Социальный классы – иерархически распределенные социальные категории,

отражающие возможности людей в зависимости от того, какие блага и

социальные действия эти люди производят и потребляют
На пересечении объективных (доход, форма занятости, владение) и субъективных (престиж, репутация, статус)

Хорошо работало в Америке 60х-80х
Применялось социолингвистами повсюду…
Никто не понимает, что это, как это и везде ли есть….
Вариативность – социальный классСоциальный классы – иерархически распределенные социальные категории, отражающие возможности людей в зависимости от того,

Слайд 82Labov (1972) - /r/ in New York
Гипотеза: произнесение и непроизнесение

/r/ связано с классом
Исследование: эксперимент в трех магазинах, различающихся классом

посетителей.
Какой вопрос задать, чтобы тебе произнесли как можно больше слов с /r/ на конце?
Labov (1972) - /r/ in New YorkГипотеза: произнесение и непроизнесение /r/ связано с классомИсследование: эксперимент в трех

Слайд 83Labov (1972) - /r/ in New York
Гипотеза: произнесение и непроизнесение

/r/ на связано с классом
Исследование: эксперимент в трех магазинах, различающихся

классом посетителей.
Какой вопрос задать, чтобы тебе произнесли слово с /r/ на конце?
На каком этаже отдел Х (зная, что отдел на четвертом)? (а потом переспросить)
Labov (1972) - /r/ in New YorkГипотеза: произнесение и непроизнесение /r/ на связано с классомИсследование: эксперимент в

Слайд 84Labov (1972) - /r/ in New York
Подтвердилась ли гипотеза?
Есть ли

что-то не очень стандартное?

Labov (1972) - /r/ in New YorkПодтвердилась ли гипотеза?Есть ли что-то не очень стандартное?

Слайд 85Что нового?
Чем отличается второе произнесение?
Как это связано со стилем?

Что нового?Чем отличается второе произнесение?Как это связано со стилем?

Слайд 86Повторное произнесение – больше внимание к своей речи, более формальное,

более нормативное
«Средний класс» начинает вести себя совсем как высший
Эффект «средний

как высший» потом наблюдался в куче исследований
Как это связано с престижем?
Повторное произнесение – больше внимание к своей речи, более формальное, более нормативное«Средний класс» начинает вести себя совсем

Слайд 88Как с этим жить?
«Моя прекрасная леди» (1964) - мьюзикл с

Одри Хепберн про то, как лингвист на спор делает из

кокни-цветочницы леди
Как переводить?
Как с этим жить?«Моя прекрасная леди» (1964) - мьюзикл с Одри Хепберн про то, как лингвист на

Слайд 89Вариативность – гендер (по Trudgill 2000)
I don’t want none (ненормативно)

в Детройте
(U – upper; L – lower; M – middle;

W - working)






Вариативность – гендер (по Trudgill 2000)I don’t want none (ненормативно) в Детройте(U – upper; L – lower;

Слайд 90Вариативность – гендер (по Trudgill 2000)
Произнесение /r/ (а не опускание)

не перед гласной у черных в Детройте





Какая закономерность?
Как связано с

классом/престижем?
Вариативность – гендер (по Trudgill 2000)Произнесение /r/ (а не опускание) не перед гласной у черных в ДетройтеКакая

Слайд 91Вариативность: гендер
В куче сообществ женщины при вариативности используют более престижные

варианты, чем мужчины
Можете придумать, в каких сообществах это может быть

не так?
Как это объяснить?
Вариативность: гендерВ куче сообществ женщины при вариативности используют более престижные варианты, чем мужчиныМожете придумать, в каких сообществах

Слайд 92Вариативность: гендер
В куче сообществ женщины при вариативности используют более престижные

варианты, чем мужчины
Как это объяснить?
Маскулинность ассоциируется с «крутостью», то есть

с более низкими классами
Общество ждет от женщин, что они будут «правильные», конфорные, следовать общественным нормам: ‘If father comes home drunk on Saturday night and vomits over the carpet, this is bad. But if mother does the same, many people would feel it worse.’ (c) Trudgill
У женщин меньше возможностей поддерживать свой престиж с помощью объективных атрибутов, поэтому они используют «символические»

Вариативность: гендерВ куче сообществ женщины при вариативности используют более престижные варианты, чем мужчиныКак это объяснить?Маскулинность ассоциируется с

Слайд 93Гендер и престиж
Норвич: произношение гласной в сочетании /..ear…/ (ear; here…)
«Престижный»

вариант: [ɪə]
«Непрестижный» вариант: [ɛ:]
Записали, как люди говорят, а потом

спросили их, как они думают, как говорят
Гендер и престижНорвич: произношение гласной в сочетании /..ear…/ (ear; here…)«Престижный» вариант: [ɪə] «Непрестижный» вариант: [ɛ:]Записали, как люди

Слайд 94Социальные сети (другие)
Супруги Milroy (1978; 1987) – исследование вариативности («непрестижной»)

в Белфасте и окрестностях (Ирландия). Лэсли внедрилась в местное коммьюнити

рабочего класса и про всех респондентов поняла, насколько тесные связи у этого человека с коммьюнити
Социальные сети (другие)Супруги Milroy (1978; 1987) – исследование вариативности («непрестижной») в Белфасте и окрестностях (Ирландия). Лэсли внедрилась

Слайд 95Социальные сети (другие)

Социальные сети (другие)

Слайд 96Гендер, класс и соцсети
Если распространяется более престижный вариант, то пионеры

– женщины
Если распространяется менее престижный вариант, то пионеры – мужчины
Связаны

ли различия между классами и гендерами с различиями в соцсетях этих сообществ?
Какие есть случаи «распространения» менее престижного варианта в cities России?
Гендер, класс и соцсетиЕсли распространяется более престижный вариант, то пионеры – женщиныЕсли распространяется менее престижный вариант, то

Слайд 97саммари
То, как мы говорим, и то, кто мы в обществе

– очень сильно связано
Уже известно, что с языком связаны социальные

классы, гендер и плотность социальных связей
Мало понятно, как именно устроена эта связь, что такое эти социальные категории
Еще меньше это понятно про Россию
саммариТо, как мы говорим, и то, кто мы в обществе – очень сильно связаноУже известно, что с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика