Разделы презентаций


Дидактика

Содержание

Форма: определение понятияВзгляд на понятие « форма» с лингвистической и философской позиций:Форма – вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего –н., обусловленные определённым содержанием (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дидактика
Формы обучения

ДидактикаФормы обучения

Слайд 2Форма: определение понятия
Взгляд на понятие « форма» с лингвистической и

философской позиций:
Форма – вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего

–н., обусловленные определённым содержанием (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. Яз., 1984. -С.743).
Форма - есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета (Философская энциклопедия. Т.4 – М., 1970. – С.383)
Форма: определение понятияВзгляд на понятие « форма» с лингвистической и философской позиций:Форма – вид, тип, устройство, структура,

Слайд 3Форма организации обучения
Организовать – устроить, установить, привести в порядок,

составить, образовать, основать стройно (Толковый словарь В. Даля)
Форма организации

обучения – «упорядочивание, налаживание, приведение в систему»(Философская энциклопедия) взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием материала.
«Форма организации обучения есть ограниченная жёсткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление учителем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определённым содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приёмов, средств обучения и форм учебной работы»
Источник информации: Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. – М., 1987.
Виды форм организации обучения: урок, учебное занятие, внеклассное занятие, кружок, секция…
Форма организации обучения Организовать – устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно (Толковый словарь В.

Слайд 4Форма обучения (учебной работы)
Форма учебной работы – это конструкция отрезка

процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества учащихся

в учебной деятельности (Чередов И.М.)
Виды форм обучения (учебной работы): индивидуальная, фронтальная, коллективная (Пидкасистый П.И.), групповая (парная, звеньевая, бригадная, кооперированно – групповая, дифференцированно – групповая) (Чередов И.М.)
Форма обучения (учебной работы)Форма учебной работы – это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации

Слайд 5Формы организации обучения: урок
«Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

(Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975)

«Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.» (Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С.5-6)

Формы организации обучения: урок«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель

Слайд 6Формы организации обучения: диалектика урока
Урок представляет собой более или менее

законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом

обучающихся…
Каждый отдельно взятый урок органично связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.
Нельзя понять существа данного урока, не имея представления о том, какое место он занимает в раскрытии данной темы или данного раздела программы.

Формы организации обучения: диалектика урокаУрок представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками,

Слайд 7Основные характеристики современного урока
Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания

и развития.
Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего

и развивающего обучения.
Триединая цель урока – взаимосвязь и взаимодействие познавательного, развивающего и воспитывающего аспектов, обеспечивающих целостность урока.

Основные характеристики современного урокаИсходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития.Общая функция урока: целостное формирование личности

Слайд 8Состав триединой цели урока
Познавательный аспект:
- научить каждого ученика самостоятельно добывать

знания;
- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту,

глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность знаний;
- формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые в силу многократного повторения до автоматизма;
- формировать умения –
1)сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
2) компоненты деятельности, включающие как автоматизированные элементы (навыки), так и операции, совершаемые под контролем сознания

Состав триединой цели урокаПознавательный аспект:- научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;- осуществлять выполнение главных требований к овладению

Слайд 9Состав триединой цели урока
Развивающий аспект:
- развитие речи как показатель интеллектуального

и общего развития ученика (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление

коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка);
- развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
- развитие сенсорной сферы (глазомера, ориентировки в пространстве и во времени…);
- развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими действиями, развивать соразмерность движений, двигательную сноровку…)

Состав триединой цели урокаРазвивающий аспект:- развитие речи как показатель интеллектуального и общего развития ученика (обогащение и усложнение

Слайд 10Состав триединой цели урока
«Воспитывающее обучение – это такое обучение, в

процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к

различным явлениям окружающей жизни…»(Щуркова Н.Е., Шнырёва В.Н. Новое в воспитательной работе. – М., 1991)
Воспитывающий аспект:
- формирование отношений к 5 основным объектам: «другие люди», «Я», общество и коллектив, труд, Родина.

Состав триединой цели урока«Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом

Слайд 11Основные умения педагога при проектировании урока
Учитель должен уметь:
- распознавать такие

понятия как «цель», «средство» и «результат»;
- подчинять цели урока содержание

учебного материала, методы и формы познавательной деятельности обучающихся;
- интерпретировать цель урока в ученическом варианте;
- конкретно формулировать цель урока, что определяется возможностью измерить её достижение как количественно, так и качественно;
- осознать цель урока путём расчленения её на учебно – воспитательные задачи и построения «дерева целей»;
- выбирать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели;
- учитывать и осознавать последствия достижения цели.

Основные умения педагога при проектировании урокаУчитель должен уметь:- распознавать такие понятия как «цель», «средство» и «результат»;- подчинять

Слайд 12Классификация уроков
Типы уроков на основе главных этапов учебного процесса (С.В.

Иванов): вводные, уроки первичного ознакомления, уроки образования понятий, установления законов

и правил, уроки применения знаний на практике, уроки навыков, комбинированные уроки.
Типы уроков по признаку основного способа их проведения (И.Н. Казанцев): урок с разнообразными типами заданий, урок – лекция, урок – беседа, урок экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические уроки.

Классификация уроковТипы уроков на основе главных этапов учебного процесса (С.В. Иванов): вводные, уроки первичного ознакомления, уроки образования

Слайд 13Классификация уроков
Классификация уроков по образовательной (дидактической) цели (Ю.А. Конаржевский):
- комбинированный

урок;
- урок усвоения новых знаний;
- урок закрепления изучаемого материала;
- урок

повторения;
- урок систематизации и обобщения нового материала;
- урок проверки и оценки знаний.

Классификация уроковКлассификация уроков по образовательной (дидактической) цели (Ю.А. Конаржевский):- комбинированный урок;- урок усвоения новых знаний;- урок закрепления

Слайд 14Соотношение типов уроков и уровней усвоения содержания
Алгоритмическое узнавание: решение

типовых задач с той или иной степенью подсказки алгоритма действия

– урок знакомства с новым материалом.
Алгоритмическая репродукция: решение типовых задач путём самостоятельного воспроизведения алгоритма решения – уроки закрепления и повторения материала.
Эвристическая деятельность: решение нетиповых задач путём переноса в новые условия и некоторой перестройки известных алгоритмов – уроки повторения, обобщения и систематизации материала.
Творческая деятельность: решение исследовательских задач путём создания новых алгоритмов деятельности – уроки обобщения и систематизации материала.

Соотношение типов уроков и уровней усвоения содержания Алгоритмическое узнавание: решение типовых задач с той или иной степенью

Слайд 15Формы внеурочной, внеклассной и внешкольной работы
Форма внеклассной, внеурочной и внешкольной

работы учащихся – предметные кружки, клубы, студии, научные общества, олимпиады,

конкурсы, выставки, соревнования, фестивали…
Состав учащихся по возрасту - неоднородный.
Включение детей в работу носит добровольный характер.
Содержание работы определяется с учётом разнообразных познавательных и творческих запросов самих детей.
Формы внеурочной, внеклассной и внешкольной работыФорма внеклассной, внеурочной и внешкольной работы учащихся – предметные кружки, клубы, студии,

Слайд 16Формы учебной работы
Задание: познакомиться с опорным конспектом и дать характеристику

каждой форме учебной работы, рассмотреть их возможности в структуре уроков

разных типов.
Формы учебной работыЗадание: познакомиться с опорным конспектом и дать характеристику каждой форме учебной работы, рассмотреть их возможности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика