Слайд 2Сущность, закономерности, принципы и методы обучения
1. Теория обучения. Содержание
и задачи.
2. Основные принципы, методы и средства обучения.
Слайд 31. Вопрос
Теория обучения. Содержание и задачи.
Слайд 4История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с
термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика».
Впервые
термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».
Слайд 5Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог
Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему».
В начале
XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.
Слайд 6Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого
(Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем).
Слайд 7Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных
знаний, как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На
основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая Дидактика» (1632).
Слайд 8УЧЕНЫЙ
ЧТО СДЕЛАЛ
ТРУДЫ
Я.А. Коменский (1592-1670)
1. «Великая Дидактика».
2. «Материнская школа».
3. «Мир чувственных
вещей в картинках».
4. «Открытая дверь языков и всех наук».
- Теоретически
обосновал и раскрыл принцип наглядности;
- Провозгласил «золотое правило дидактики»;
- Обосновал и применил на практике принципы сознательности, систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний;
- Стремился сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению»;
- Разработал классно-урочную систему обучения;
- Выдвинул идею всеобщего образования: «учить всех всему».
Слайд 9УЧЕНЫЙ
ЧТО СДЕЛАЛ
ТРУДЫ
Жан Жак Руссо (1712-1778)
1. Роман-трактат «Эмиль или о воспитании».
-
Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребёнка:
1 -
от рождения до 2 лет;
2 - от 2 до 12 «сон разума»;
3 - от 12 до 15 умственное воспитание;
4 - от 15 до совершеннолетия «период бурь и страстей»;
- Предложил учебные занятия проблемного, поискового характера;
- Дал характеристику методам обучения;
- Выдвинул идею связи обучения с жизнью, с наблюдениями явлений природы;
Слайд 10УЧЕНЫЙ
ЧТО СДЕЛАЛ
ТРУДЫ
Иоган Генрих Песталоцци
(1746-1827)
1. «Лингард и Гертруда».
2. «Как Гертруда
учит своих детей».
3. «Азбука наглядности».
4. «Наглядное учение о числе».
- Разработал
теорию элементарного образования; Считал, что в основе познания мира лежат 3 элемента: форма, число, слово;
- Разработал принцип наглядности, хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда.
Слайд 11УЧЕНЫЙ
ЧТО СДЕЛАЛ
ТРУДЫ
Адольф Дистервег
(1790-1866)
1. «Руководство к образованию немецких учителей».
- Главной задачей
обучения является развитие умственных способностей детей;
- Создал дидактику развивающего обучения
(изложил её в виде 33 законов и правил обучения);
- Много внимания уделял закреплению материала;
- Утверждал: «плохой учитель сообщает истину, а хороший учит её находить».
Слайд 12Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические
работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.
Слайд 13Современную дидактику обогатили педагоги-практики Шалва Амонашвили, С.Н.Лысенкова, Н.Ильин, С.Потапова и
другие.
Слайд 14Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова, Д.Б.Эльконина («О
возрастных возможностях усвоения знаний»), Л.В.Занкова («О путях формирования общего уровня
развития младших школьников»), П.Я.Гальперина («О формировании умственных способностей»).
Определённый вклад внесли и румынские дидакты – Чергит, Никола, Банташ, и другие.
Слайд 15Теория обучения.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного
процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство
образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Проблемы целостного учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная оставляющие содержания образования.
Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.
Слайд 16Дидактика.
Дидактика (греч.— поучающий, относящийся к обучению) - это
отрасль в педагогики, она разрабатывает теорию образования и обучения, воспитания
в процессе обучения.
Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский.
Слайд 17В настоящее время:
ДИДАКТИКА - часть педагогики, исследующая проблемы обучения и
образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.
Функции дидактики
Теоретическая
Практическая
Слайд 18Основные категории дидактики:
преподавание;
обучение;
образование;
знания;
умения;
навыки;
а также цель;
содержание;
организация;
виды;
формы;
методы;
средства;
результаты
(продукты) обучения.
Отсюда получаем краткое определение:
ДИДАКТИКА – наука об обучении
и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.
Слайд 19Основные категории дидактики:
Преподавание
упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных
задач ), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение
процесс
(точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение
упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты.
Слайд 20Основные категории дидактики:
Образование
система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков,
способов мышления.
Знание
совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании
ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.
Умения
овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.
Навыки
умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель
(учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Слайд 21Основные категории дидактики:
Содержание
(обучения, образования) – система научных знаний, практических умений,
навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе
обучения.
Организация
упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма
способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод
путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство
предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.
Слайд 22Основные категории дидактики:
Предмет дидактики – общая теория обучения всем предметам.
то,
к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной
цели.
Предмет и задачи дидактики:
Дидактика отвечает на вопросы:
Чему учить?
Как учить?
Где учить?
В каких организационных формах?
Основные понятия дидактики:
учебный процесс;
принципы обучения;
методы обучения;
содержание образования;
формы организации учебной работы и др.
Результаты
Слайд 23Задачи дидактики на современном этапе:
Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных
и волевых качеств личности.
Формирование познавательной активности и самостоятельности.
Активизация общего
уровня развития младших школьников.
Развитие и формирование умственных способностей.
Проблемный характер изложения учебного материала .
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Демократизация и гуманизация обучения
Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся.
Программирование и компьютеризация обучения.
Работа с одарёнными детьми.
Формирование личностных взаимоотношений , высокая культура общения.
Слайд 24Этапы становления дидактики:
Традиционной дидактики (XVII-XIX вв.)
акцент на преподавании, основной источник
знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением .
I этап
Современная дидактика (XIX-XX
вв.)
акцент на деятельности преподавание-учение – основной источник знаний, личностный подход, психологическое управление.
II этап
Постсовременный (XX в.)
акцент на деятельности преподавание-учение – оценка знаний – основной источник знаний – деятельность психолого-социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.
III этап
Слайд 252. Вопрос
Основные принципы, методы и средства обучения.
Слайд 26ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемого
по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию
мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
Слайд 27Структура процесса обучения
Способы
педагогического
воздействия
Содержание
----------------------------------------
государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы
Результат
Организация
------------------------------------
формы учебных занятий
Слайд 28Систематичность, последовательность и комплексность обучения
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Сознательность, актив-ность и
самостоятель-ность обучения
Наглядность
в
обучении
Обучение
на высоком уровне трудностей
Прочность овладения знаниями, навыками и
умениями
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении
Принципы обучения
Основные руководящие положения, выражающие требования к содержанию, организации и методике проведения учебных занятий
Научность процесса обучения
Соответствие содержания и организации обучения потребностям профессиональной деятельности специалиста
Слайд 29Ассоциативно-рефлекторная система обучения
Опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга
человека, вскрытые И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и др. Суть данных закономерностей заключается
в том, что в процессе познания окружающего мира в человеческом мозге формируются различные образы, представления, понятия в виде условно-рефлекторных связей - ассоциаций.
Слайд 30Основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения
1. Усвоение знаний, формирование навыков и
умений, развитие личност-
ных качеств человека есть процесс
образования в его сознании различ-
ных ассоциаций: простых и сложных
2. Процесс образования ассоциаций имеет определенную логическую по-
следовательность, которая включает в себя следующие этапы:
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная
деятельность обучаемого по решению теоретических и практических
учебных задач
восприятие учебного материала
его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий
запоминание и сохранение в памяти изученного материала
Применение усвоенного в практической деятельности
Слайд 31Последовательность формирования мастерства на основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения
Творчество
Применение на практике
(упражнения)
Запоминание
Осмысление
Восприятие
Мастерство
Знание-трансформация
Знание-умение
Знание-репродукция
Знание-знакомство
Слайд 32Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении условий:
* формирования активного
отношения к обуче-
нию со стороны обучаемых;
* подачи учебного
материала в определенной по-
следовательности;
* демонстрации и закрепления в упражнениях
различных приемов умственной деятельности;
* применения знаний на практике и др.
Слайд 33Теория поэтапного формирования умственных действий
В ее основе
лежит идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности
человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериори-зации, т.е. поэтапным переходом "материальной" (внеш-ней) деятельности во внутренний умственный план. В ре-зультате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
Слайд 34Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий
Формирование мотивационной основы
Предварительное знакомство с действием, созданное
ООД*
Материальное (материализованное) действие
Этап внешней речи
Этап внутренней речи
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
Этап автоматизированного действия
6 этап
* ООД - ориентировочная основа действия
Слайд 35Предварительное знакомство с действием, создание ООД
Происходит предварительное ознакомление
с действием, т.е. Построение в сознании обу-чаемого ориентировочной основы действия
(ООД).
Различают несколько типов ООД:
- полный;
- неполный;
- инвариантный
и др.
2 этап
Слайд 36Материальное (материализованное) действие
Обучаемые выполняют материальное дей-ствие в соответствии
с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
Они работают с информацией в виде различ-ных материальных объектов: моделей, прибо-ров, схем, и т.д., сверяя свои действия с пись-менной инструкцией.
3 этап
Слайд 37Этап внешней речи
После выполнения нескольких однотипных действий необходимость
обращаться к инструк-ции отпадает и функция ООД выполняет внеш-няя речь.
Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую они в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, выполняемое действие начинает автоматизиро-ваться.
4 этап
Слайд 38Этап внутренней речи
Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про
себя; при этом прого-вариваемый текст может быть неполным, вер-бализуется только
наиболее сложные, значи-мые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
5 этап
Слайд 39Этап автоматизированного действия
Обучаемые автоматически выполняют от-рабатываемое действие, мысленно
не конт-ролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о
том, что действие сокра-тилось, перешло во внутренний план и внешняя опора не нужна.
6 этап
Слайд 40Овладение
понятием
Концепция теоретического обобщения в обучении
Сущность данной концепции заключается в том,
что обучение понимается как процесс обобщения получаемых знаний и образования
определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается вся совокупность знаний, которые относятся к изучаемому явлению.
Логическая последовательность познавательной деятельности обучаемых
Опознание единичных предметов на практике
Образование представлений
Восприятие учебной информации
Применение понятий на практике
Обобщающая
мыслительная
деятельность
Слайд 41Концепция проблемно-деятельностного обучения
Данная концепция реализует два принципа обучения: принцип проблемности
и принцип деятельности. Сущность проблемно-деятельностного обучения заключается в том, что
в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.
ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕ-НИЯ - необходимость сде-лать его видимым, заме-чаемым:
* фиксация всех этапов
мыслительной деятель-
ности;
* уточнение, корректиров-
ка предложенной версии;
* показ педагогом своего
отношения к высказанной
обучаемым мысли и др.
Восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации, выявление в ее основе противоречия. Осознание сущности затруднения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИН-ТЕНСИВНОГО МЫШ-ЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ:
* последовательная проб-
лематизация мышления
студентов;
* наращивание противоре-
чий в учебной познава-
тельной деятельности;
* ограничение времени
разрешения проблемной
ситуации и др.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМЫХ В ХОДЕ ВСЕГО ПРОЦЕССА ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
* индивидуальная разработка, доклад и защита принятого решения;
* участие в выработке коллективного решения; .
* определение оптимального варианта решения проблемы и др. .
Этапы учебной
познавательной деятельности
Педагогическое
условие
Педагогическое
условие
Создание и обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации.
Индивидуальные практические действия в соответствии с созданной моделью
Анализ проведенного действия, проверка правильности решения проблемы..
Рефлексия мышления в ходе проведенного действия.
Педагогическое условие
Слайд 42Суггестопедическая концепция обучения
Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии,
приводящее к сверхзапоминанию. Предполагает комплексное использование всех средств суггестии (внушения).
Двуплановость
при введе-нии нового материала
Каждое слово, несущее само-стоятельную смысловую нагруз-ку, сопровождается особой ин-тонацией, жестом, мимикой и т.д.
ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ - установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как
бы вверяет себя преподавателю.
Авторитет обучающего
* широкая известность и впечат-
ляющие успехи в обучении;
* выдающиеся личные качества;
Постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет:
* эстетических и комфортных условий;
* внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых;
* демонстрация быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.
СПЕЦИАЛЬНО-СОЗДАВАЕМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ОБУЧАЕМЫЙ
Особые сроки обучения учебной дисциплине, кон-центрированное изучение материала:
каждый день только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др.
Слайд 43Концепция программированного обучения
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение алгоримизированного учебного
материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, электронного учебника, кинотренажера и
т.п.). Алгоритмизированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебного материала с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то ему вновь предлагается изучить первоначальную информацию.
ВИДЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа может представляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.
Адаптивная программа представляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.п.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Слайд 44Проблемное обучение
такая организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению,
в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблема - это теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для обяснения которых прежних знаний недостаточно.
Проблемная задача - учебное задание, предполагающее осуществление определенных познавательных действий с целью поиска новых знаний для разрешения возникающей проблемы.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.
Познавательная потребность
Возможности обучаемого по достижению нового знания
Имеющиеся знания
Новое знание или способ действий
противоречие между
знанием и незнанием
уровень
трудности
|
?
Слайд 45Уровни проблемного обучения
Преподаватель сам создает проблемную ситуацию и сам ее
решает, а обучаемые это осмысливают
Преподаватель сам создает проблемную ситуацию и
в диалоге с обучаемыми разрешает ее
Преподаватель сам создает проблемную ситуацию, а обучаемые, осознав лежащее в ее основе противоречие, самостоятельно ее разрешают
На основе специально подобранного преподавателем учебного материала обучаемые самостоятельно обнаруживают противоречие и разрешают его
Слайд 46Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия. Когда обучаемые не могут
использовать имеющиеся у них знания в новых практических условиях
Методика создания
проблемных ситуаций при проведении учебных занятий
Проблемная ситуация, создаваемая на основе противоречия между уровнем знаний обучаемых и их недостаточностью для понимания нового, более сложного материала
Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической трудностью его реализации
Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия между достигнутым учебным результатом и отсутствием у обучаемых достаточных знаний для его обоснования
ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Слайд 47Методические приемы создания проблемных ситуаций
Подведение обучаемых к противоречию с предложением
самим найти способ его разрешения
Столкновение противоречий практической деятельности
Изложение различных точек
зрения на один и тот же вопрос
Постановка проблемных вопросов (на сообщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
Постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)
Побуждение обучаемых делать сравнения, сообщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
Предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: , юриста, финансиста, педагога)
Определение проблемных теоретических и практических заданий (например: исследовательских)
Слайд 48Технология обучения
Система форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию
содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих наиболее эффективное достижение
поставленных целей
По уровням реализации
По направленности действия
По предметной среде
По применяемым средствам
обучение школьников
обучение студентов ВУЗов
повышение квалификации и перподготовка
Подготовка преподавателей ВУЗов и д.д.
для гуманитарных дисциплин
для естественных дисциплин
для технических дисциплин
для общепрофессиональных дисциплин и др.
видеотехнические
информационные
проблемно-деятельностные
технология учебной дисциплины
технология проведения учебного занятия
технология подготовки специалистов
Классификация технологий обучения
рефлексивные и др.
1
Слайд 49Технология обучения
Система форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию
содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих наиболее эффективное достижение
поставленных целей
По организации учебного материала
По методической задаче
технология одного предмета
технология одного средства
технология одного метода
коллективные
смешанные
индивидуальные
Классификация технологий обучения
2
Продолжение
Слайд 50Последовательность действий преподавателя по созданию технологии проведения учебного занятия
Анализ содержания
обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами
Выбор теории (концепции) обучения,
ориентированной на достижение совокупности целей или приоритетную реализацию ой или иной цели.
Определение приоритетных целей, на которые ориентируется преподаватель:
- формирование и развитие у обучаемых обще культуры;
- подготовка профессионала;
- развитие у обучаемых творческого мышления;
- формирование активности личности и др.
Слайд 51Создание технологии обучения
Организация учебного материала
Выбор форм организации учебного процесса или
вида учебных занятий
Выбор методов обучения
лекций
семинаров
практических занятий
самостоятельной работы
информационных
репродуктивных
проблемно-поисковых
репродуктивно-творческих и др.
структуирование учебного
материала
отбор примеров и доказательств с учетом получаемой специальности
отбор наиболее значимого содержания
1
определение задач и заданий, направленных на формирование навыков и умений
индивидуальных собеседований и др.
Слайд 52Создание технологии обучения
Выбор средств обучения и учебного оборудования
наглядных пособий
информационных материалов
к аудиовизуальным средствам обучения
учебников и учебных пособий
2
Продолжение
программно-методического обеспечения для ЭВМ
специального
оборудования
дидактических материалов
технических средств обучения
лабораторного оборудования и др.
Слайд 53Типы педагогических инноваций
Инновационная технология обучения
это такой способ реализации содержания обучения,
который представляет собой новую систему нетрадиционных форм, методов и средств
обучения, позволяющих существенно повысить эффективность и качество подготовки специалистов.
Инновация - создание и внедрение различного вида новшеств, порождаемых значимые изменения в педагогической практике или существенно изменяющие ее.
МОДЕРНИЗИРУЮЩАЯ
РЕФОРМИРУЕМАЯ
НОВШЕСТВО
НОВОВВЕДЕНИЕ
Слайд 54 Рефлексивные технологии:
- организационно-рефлексивные;
-
мыследеятельностные;
- экзистенциально-креативные;
- эвристические и др.
Некоторые виды
инноваций
Обобщающие техноло-гии:
- объяснительно-иллюстратив-
ная;
- информационная, в т.ч. дистан-
тное «Видеотекст», «Информ-
образование», компьютерные
телекоммуникационные сети и
др.
Проблемно-деятельност-ные технологии:
- проблемные;
организационно-деятельностные;
-проблемно-деятельностные;
функционально-деятельностные
Слайд 55Характерные черты инновационных технологий обучения
Системно-деятельностный подход к построению обучения в
соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, социальные и профессиональные требования
к подготовке специалистов.
Моделирование - разработка и создание модели желаемого состояния мыслительной и практической деятельности обучаемых, в ходе которой они актуализируют свои знания по изучаемой проблеме, а затем за счет самостоятельной работы подвергают их коррекции и обогащению
Модульное построение учебного процесса - целенаправленное объединение учебного материала различных дисциплин в блоки по принципу стадийного формирования способности к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности
Изменение нормы кооперации и мыслекоммуникации обучающего и обучаемого в процессе изучения учебного материала в результате смены формы и средств учебной познавательной деятельности
Слайд 56Цель
Методическая система обучения студентов в ВУЗе
Принципы обучения
Методы планирования, организации учебного
процесса
Методическая работа, кафедр, ПМК
Формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Приемы обучения
Методика проведения различных
видов учебных занятий
Методика проведения различных видов учебных занятий
Методы контроля, оценки результатов обучения
О б у ч а е м ы й
П е д а г о г
совокупность согласованных и взаимосвязанных между собой методов, форм, средств планирования, организации, преподавания, учения, анализа и корректировки учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов в установленные сроки.
Слайд 57Методы обучения
упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия
преподавателя и обучаемых, в результате которого обучаемые овладевают знаниями, навыками
и умениями
Устное изложение
Обсуждение изучаемого материала
Показ (демонстрация)
Упражнения
семинар
собеседование
конференция
дискуссия
личный показ
демонстрация средств наглядности
показ действий техники
экскурсии
организационно-деятельностные игры
функциональные упражнения
анализ конкретных ситуаций
объяснение
информирование
лекция
тренировки и др.
1
инструктирование
Слайд 58Методы обучения
упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия
преподавателя и обучаемых, в результате которого обучаемые овладевают знаниями, навыками
и умениями
Практические работы
Самостоятельная работа
с печатными источниками
на технике
на специальном оборудовании
выполнение учебных задач
по обслуживанию техники
2
Продолжение
с помощью ТСО
Слайд 59Средства обучения
специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со
словом и речью преподавателя для осуществления процесса обучения
Средства, данные человеку
приро-дой
Учебные книги
Наглядные пособия
1
Речь, мимика, жесты, поза и др.
Учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники упражнений, задач, нормативных документов, словари, справочники, методические указания, специальная литература и др.
Таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты и др.
Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обуче-ния
Кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, слайды, пленки с накладными проекциями, видеозаписи и др.
Программно-ме-тодическое обес-печение компью-терной техноло-гии обучения
Автоматизированные обучающие курсы, учебные задания для решения расчетных, вычислительных, проектно-графических и др. задач, профессиональные прикладные программы, тесты, контрольные задачи и задания и др.
Слайд 60Средства обучения
специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со
словом и речью преподавателя для осуществления процесса обучения
Специальное оборудование
Дидактические материалы
Технические
устройства для обучения
2
Тренажеры, лингафонное оборудование, устройствв для имитации профессиональной деятельности (в т.ч. на основе ЭВМ) и др.
Обучающие программы, сценарии деловых игр, профессиональные ситуации для анализа, ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники и др.
Аудиовизуальные: кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и др.
Компьютеры: ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные сети и др.
Лабораторное оборудование
Приборы, аппараты, устройства общего назначения (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.), химическая посуда, чертежное оборудование и др.
Учебная мебель и приспособления
Учебные столы, классные доски, оборудование для затемнения аудитории, держатели наглядных пособий, демонстрационные подставки
Слайд 61Основные виды учебных занятий
Лекции
Лабораторные занятия
Контрольные работы
Курсовая работа (проект)
Семинары
колоквиумы
Самостоятель-ная работа
Консультации
Групповые
занятия
тренинги
стажировка
Практика
Групповые упражнения
Педагогические и специальные игры
Теоретические (научно-практические) конференции
Дипломная работа (проект)
Практические
занятия
В ВУЗе могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета ВУЗа, в т.ч. индивидуальные собеседования, деловые и педагогические игры и др.
Магистерская диссертация
Самостоятель-ная работа под руководством преподавателя
Слайд 62ЛЕКЦИИ
один из важнейших видов учебных занятий, составляющий основу теоретического обучения.
Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать
состояние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать активную познавательную деятельность студентов, формировать у них творческое мышление.
Виды учебных лекций
Виды методик чтения лекции
тематическая
установочная (для заочников)
вводная
обзорная
информационная (описательно-иллюстративная)
проблемная
лекция-диалог
лекция вдвоем
пресс-конференция
Цель лекции - это ее представляемые результаты, т.е. чего хочет достиг-нуть преподаватель: чему научить, что воспитать, что сформировать, какую поставить проблему, какие наметить ориентиры для самостоятельного изуче-ния темы или отдельных вопросов.
Слайд 63Рекомендации преподавателю при подготовке и чтении лекции
Готовясь к лекции, рекомендуется
составить ее педагогическую модель: роль, место в курсе, связь с
другими темами, смежными дисциплинами, основные содержательные блоки, приемы активации познавательной деятельности обучаемых.
Начинающему преподавателю целесообразно иметь полный текст лекции, раскрывающий содержание вступления, учебных вопросов, планируемые методические приемы при их рассмотрении, факты, выводы.
Учитывать, что внимание обучаемых зависит от темпо-речевой характеристи-ки чтения лекции:
- фраза, состоящая из 5-9 смысловых единиц, произносимая на одном дыха-
нии, удерживается оперативной памятью в течении 5 секунд, т.е. как звуча-
щая фраза;
- темп чтения лекции первокурсникам составляет 40-45 слов в минуту, на
старших курсах - до 70-80 слов в минуту;
- через 25-30 минут чтения лекции у обучаемых наступает утомление.
Слайд 64СЕМИНАРЫ
проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с
целью углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска,
обобщения и изложения учебного материала
Семинар - дискуссия
Семинар - «круглый стол»
спор рядов
преподаватель против студентов
студенты против преподавателя
игровая контрольная и др.
учебный семинар
учебные дискуссии
встречи за «круглым столом»
Виды семинарских занятий
Семинар - пресс-конференция
Вопросно-ответный
Слайд 65Педагогические особенности семинара
Цели,
которые ставит преподаватель
Задачи,
решаемые на семинаре
Функции
семинара
* углубить и закрепить
знания обучаемых;
* помочь разобраться в наиболее сложных вопросах учебной
дисциплины;
* выработать умения применять теоретические положения в
практике будущей деятельности;
* осуществить контроль за изучением и освоением учебного
материала.
* развитие творческой активности и самостоятельности мыш-
ления обучаемых;
* развитие навыков научно-исследовательской работы, при-
менения современной методологии в исследованиях по
предмету;
* побуждение к активной самостоятельной работе;
* выявление и преодоление неполноты знаний;
* совершенствование техники и культуры речи.
* познавательная; * контрольная;
* стимулирующая; * воспитательная
Слайд 66Практические занятия
проводятся в интересах формирования навыков и умений решения профессиональных
задач, выполнения чертежей и расчетов, разработки и оформления служебных документов,
отработки приемов и нормативов, практического овладения иностранным языком
тренировки
мыслительный тренинг
Виды практических занятий
функциональное упражнение
организационно-дея-тельностные игры
анализ конкретных ситуаций
деловые (педагоги-ческие) игры
функциональное тестирование
организационно-мыслительные игры
Слайд 67Педагогические особенности практического занятия
Цели,
которые ставит преподаватель
Функции
практического занятия
* помочь обучаемым углубить,
систематизировать и закре-
пить теоретические знания по конкретным практическим
проблемам профессиональной деятельности;
* научить студентов применять теорию в решении профес-
сиональных задач;
* сформировать навыки и умения по основным направлениям
профессиональной деятельности;
* совершенствование навыков и умений самостоятельной ра-
боты с документами, учебной и справочной
литературой;
* контроль за ростом профессионального мастерства студентов и др.
* познавательная; * контрольная;
* формирующая; * воспитательная
Слайд 68Проверка знаний, умений и навыков
Требования к проверке
Функции проверки
контрольная
обучающая
воспитательная
развивающая
полезность
всесторонность и объективность
познавательный
характер
1
систематичность
психологической подготовки
дифференцированность
Индивидуальность в сочетании с коллективностью
самопроверки
Слайд 69Проверка знаний, умений и навыков
Виды проверки
Методы проверки в ВУЗе
контрольное наблюдение
устный
опрос
контрольные работы
зачеты
текущая (промежуточная)
контрольная
предварительная
2
итоговая
экзамены
учет результатов деятельности
Продолжение
проверка с помощью ТСО