Слайд 1Дидактика
Лекция М.И. Морозовой
Слайд 2Дидактика
- теория обучения
«Юношество должно получить образование не кажущееся, а
истинное,
не поверхностное, а основательное, т.е. чтобы разумное
существо – человек – приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным,
не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения, но развивать в себе способности проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их»
Я.А. Коменский
Слайд 3Из истории дидактики
От греч. didaktikos – «поучающий»
Первым ввел понятие В.Ратке
(1571-1635)
В том же значении использовал Я.А. Коменский
(1592-1670), «Великая
дидактика»(1657 г.)
Значительный вклад в развитие дидактики внесли И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Д. Дьюи и др.
Особый вклад в развитие отечественной дидактики в XX веке внесли: В.П.Острогорский, П.Ф. Каптерев, А.К. Гастев, М.М.Пистрак, Ю.К.Бабанский, Ш.И.Ганелия, Е.Я.Голант, Б.П.Есипов, Л.В. Занков, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин и др.
Слайд 4Дидактика как отрасль педагогики
Дидактика – общая теория обучения и
организации учебного процесса, изучающая закономерности, принципы, содержание, методы, организационные формы
и средства обучения.
Функции дидактики: теоретическая, прикладная (практическая)
Задачи:
описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
разрабатывать и совершенствовать организацию процесса обучения, обучающие системы, технологии обучения.
Слайд 5Характеристика процесса обучения
Процесс – последовательная смена состояний
Процесс обучения (учебный процесс)
–
специально организованный процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на
усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, мировоззрения, развитие умственных сил, приобщение к культуре в соответствии с поставленными целями;
пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения и применения;
Двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и обучающимся (учение)
Слайд 6Принципы обучения
Научности
Доступности
Воспитывающего и развивающего обучения
Наглядности
Связи обучения с практикой
Систематичности и
последовательности
Сознательности и активности
Прочности
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов
учебной работы
Слайд 7Функции обучения
Образовательная (формирование ЗУНов, опыта творческой деятельности)
Воспитательная (формирование определенных качеств
личности, свойств и отношений)
Развивающая (развитие психических процессов, свойств личности)
Знание –
понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий и др.
Умение – владение способом применения знаний на практике
Навык – умение, доведенное до автоматизма.
Слайд 8Структура процесса обучения
Цель – мысленное предвосхищение (преподавателем и обучающимися) результатов
деятельности (Зачем?)
Задача – этапная цель (конкретизированная цель)
Содержание (Чему учить?)
Метод
– способ взаимодействия преподавателя и обучающегося, направленный на достижения цели (Как?)
Средство – идеальные и материальные объекты, предметы, предназначенные для осуществления процесса обучения (С помощью чего?)
Форма – устойчивая завершенная организация процесса в единстве всех его компонентов
Результат
Sп
Sо
Слайд 9Содержание образования
Система научных знаний, практических умений, навыков, опыта творческой деятельности,
мировоззренческих идей, ценностных отношений, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе
обучения (по И.Я. Лернеру).
Специально отобранная и адаптированная часть культуры, социального опыта, которой овладевает человек в процессе обучения.
научные знания о природе, обществе, техние, мышлении, способах деятельности;
способы деятельности, включающие интеллектуальные и практические умения и навыки;
опыт творческой, поисковой деятельности;
опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Слайд 10Критерии отбора содержания образования
Критерий высокой научной и практической значимости содержания
учебного материала.
Критерий ориентации на разностороннее развитие личности
Критерий соответствия сложности
содержания реальным возможностям обучающихся
Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение
Критерий учета международного опыта в построении содержания образования
Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе
Принципы отбора содержания
соответствия социально-экономическим потребностям общества, уровню развития науки и производства;
соотнесения содержания со способами и средствами обучения;
сбалансированности всех компонентов содержания образования, учета личностного развития обучающегося.
Слайд 11Методы обучения
По источнику знаний (Е.Я. Голант и др. )
Словесные:
рассказ, объяснение, лекция, беседа, учебная дискуссия, работа с книгой.
Наглядные:
иллюстрации и демонстрации
Практические: упражнение, лабораторные работы, практические работы
Методы контроля.
По характеру познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
Слайд 12Формы организации обучения
Индивидуальная
Групповая (в т.ч. парная)
Фронтальная (коллективная)
Средства обучения – материальные
и идеальные объекты, способствующие повышению эффективности процесса обучения.
Материальные средства:
материалы и оборудование для демонстрационных экспериментов, лабораторных и практических работ, техническое и иное материальное (столы, стулья, модели, таблицы, карты) обеспечение, школьные принадлежности и пр.
К идеальным относят: «живое слово» учителя (по В.А.Сухомлинскому), звуки (аудиозаписи ), образы.