Слайд 1Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес
1599-1660
Слайд 2Диего Веласкес – «Портрет инфанты Маргариты Австрийской в восьмилетнем возрасте».
Около 1660. Музей изящных искусств, Будапешт
Слайд 3Диего Веласкес – «Трое мужчин за столом»
1618. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 4Диего Веласкес – «Старая кухарка», 1618. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Слайд 5Диего Веласкес – «Водонос из Севильи», 1622. Музей Уэллингтона, Лондон.
Слайд 6Диего Веласкес – «Триумф Вакха»
1629. Музей Прадо, Мадрид.
Слайд 7Диего Веласкес – «Бог войны Марс»
1640 год. Музей Прадо, Мадрид.
Слайд 8Диего Веласкес – «Распятие Христа», 1631-1632 г.г., Музей Прадо, Мадрид
Слайд 10Далеко за пределы испанской живописной школы вышло искусство знаменитого художника
Диего Веласкеса. Оно получило мировое признание и само по себе
представляет целую эпоху. Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь - именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса
Слайд 11 Впервые Диего Веласкес добился славы, едва достигнув 20 лет, когда
его творчество оставалось ещё под влиянием Караваджо. Он столь же
уверенно владеет формой и светом, но этим всё сходство исчерпывается. Веласкес – один из величайших на свете художников – уникален, он видит жизненную реальность по-своему, практически не поддаваясь посторонним влияниям
Слайд 12 Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев
и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением пищи. Этот жанр
получил название «бодегонес», что означает «трактир, харчевня»
Завтрак
Слайд 17 Во всех этих картинах темный фон лишен глубины и словно
безвоздушен. Построение любого натюрморта лаконично, но значительно и торжественно. Все
образы жизненны и выразительны, а композиции уравновешены. Однако молодого художника интересовали не только характеры простых горожан, по и известных светских личностей
Три музыканта
Слайд 18Гениальный испанский художник прожил размеренную, внешне вполне счастливую жизнь, имел
должность первого живописца испанского короля Филиппа IV и был его
любимым художником, обрел славу и известность еще при жизни
Филипп IV
Слайд 19С 1630 по 1644 Веласкес работает как живописец короля Филиппа
IV и пишет портреты членов королевской семьи, которые принадлежат к
разным типам – конные, портреты, на охоте, в интерьере, погрудные, во весь рост
Слайд 20Конный портрет герцога Оливареса
Слайд 29 Веласкес, обращаясь к реальной действительности, пронёс через свое творчество идеи
гуманизма. Расширив тематику живописи, он развил ее жанры, в своих
произведениях давал героям отточенные характеристики, раскрывая их внутренний мир. В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Достоинства колорита полотен Веласкеса сочетаются с ясностью и простотой композиции
Слайд 30Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе
Слайд 33Этот портрет оказал сильнейшее влияние на испанских и итальянских художников
эпохи Веласкеса. Однако и впоследствии его роль в развитии портретного
жанра в европейской живописи остаётся очень значительной
Портрет Папы Иннокентия Х
Слайд 34Существует предание, что папа, увидев свой портрет, воскликнул: «Слишком правдиво!».
Иннокентий предложил художнику очень большое вознаграждение, от которого тот отказался,
но принял в дар золотую цепь и медаль папы
Слайд 35При дворе Филиппа IV, по некоторым сведениям, имелось более ста
уродцев, карликов и шутов. Шуты являлись неотъемлемой частью установленного монаршего
уклада, им не подобало выказывать сочувствие или жалость, над ними можно и нужно было смеяться
Слайд 36Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Всех шутов и
уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой
симпатией
Карлик Франциско Лезано
Слайд 37Портрет придворного шута по прозвищу Эль Примо
Слайд 39Портрет придворного шута по прозвищу
дон Хуан Австрийский
Слайд 40 Известно совсем немного самостоятельных пейзажей Веласкеса - все они связаны
с римской виллой Медичи. Написанные в удивительно свободной манере и
чем-то напоминающие опыты импрессионистов, эти работы считаются одними из лучших в пейзажной живописи XVII века. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона - это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен - подобных «Королевской охоте на кабана»
Слайд 45Еще в начале своего творческого пути Веласкес, следуя господствовавшей в
то время традиции, нередко обращался к религиозным сюжетам. Он трактовал
их как самостоятельные произведения
Слайд 47Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос»,
в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и
психологическую окраску
Распятый Христос
Слайд 48Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» . Здесь Веласкес
изобразил новозаветную Троицу, возлагающую на голову Марии корону, увитую прекрасными
цветами. Композиционное построение и продуманное колористическое решение группы по своей форме напоминают человеческое сердце, наполненное божественным духом и кровью
Коронование Марии
Слайд 52Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову
Слайд 53Несмотря на то, что Веласкес достаточно редко обращался к религиозной
живописи, эти полотна по праву являются украшением лучших мировых музеев
Слайд 56Во всех картинах мифологического жанра Веласкеса, похоже, вовсе не интересовала
непосредственно мифологическая сторона замысла. Боги и исторические личности решены у
него не героически и возвышенно, а приземленно
Марс
Слайд 57Это единственная дошедшая до нас картина Веласкеса с изображением обнаженной
натуры, хотя по документам известны еще три. В Испании существовал
запрет церкви на изображение обнаженного тела, которое преследовалось инквизицией
Слайд 58 «Венера перед зеркалом» очень необычна. Фактически живописец создал себе на
память портрет возлюбленной. Картина сменила за два с половиной века
несколько владельцев, а в 1914 на нее было совершено нападение. Одна из активных поборниц прав женщин Мэри Ричардсон в знак протеста изрубила холст тяпкой, после чего он долго находился на реставрации
Слайд 59Сюжетом является эпизод из Тридцатилетней войны – сдача нидерландского города
Бреды испанцам. Осада Бреды была ключевым моментом в войне, поскольку
крепость закрывала дорогу на Антверпен. Главными героями этого военного действия, также как и картины, были, с испанской стороны – генерал Амброзио Спинола, и с нидерландской – Юстин де Нассау
Слайд 62 Возможно, это наиболее загадочное произведение Веласкеса. Первоначально картину рассматривали как
простую жанровую сцену. Затем было доказано, что это своеобразная интерпретация
Веласкесом мифа об Арахне по «Метаморфозам» Овидия. Так картина получила свое второе название – «Легенда об Арахне»
Слайд 63 Слово «менины» – португальского происхождения, обозначает придворных дам.
В XVIII
веке картина называлась «Семья Филиппа IV» и свое нынешнее название
получила только в 1843 г. В 1690 г. Лука Джордано, итальянский художник, который становится придворным живописцем испанского короля после смерти Веласкеса, назвал эту картину «Теология живописи»
Слайд 65 Разгадке общего замысла картины посвящено огромное количество трудов, но и
сейчас нельзя сказать, что он раскрыт полностью. С самого начала
картину не воспринимали как простой портрет членов королевской семьи, или бытовую сцену из жизни королевского двора
Слайд 66 ХVII век был отмечен бурным расцветом реалистической живописи в Европе,
но именно искусство Веласкеса наиболее глубоко выразило его прогрессивные тенденции.
Созданные гениальным живописцем правдивые образы служат непревзойдённым образцом совершенства для художников разных поколений и всех любителей искусства
Слайд 67Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Энциклопедия
для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
Беккет В. История
живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Великие художники. Том 10. Диего Родригес де Сильва Веласкес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М.. Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. -- СПб.: Питер, 2006.
Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.
Слайд 681 слайд Автопортрет Веласкеса
2 слайд Памятник
3 слайд
Памятник Веласкесу
4 слайд Завтрак
5 слайд Старуха, жарящая яйца
6
слайд Продавец воды в Севилье
7 слайд Трактирщик
8 слайд Христос в Доме Марфы и Марии
9 слайд Три музыканта
10 слайд Филипп IV
12 слайд Конный портрет герцога Оливареса
13 слайд Принц Балтасар
14 слайд Конный портрет Филиппа IV
15 слайд Королева Изабелла
16 слайд Мария-Терезия
17 слайд Филипп IV в доспехах
18 слайд Портрет герцога Олевареса
19 слайд Инфанта Маргарита
20 слайд Инфанта Маргарита
Слайд 6922 слайд Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе
23слайд Вышивальщица
24
слайд Портрет дамы с веером
25 и 26 слайды
Портрет Папы Иннокентия Х
28 слайд Карлик Франциско Лезано
29 слайд Шут по прозвищу Эль Примо
30 слайд Портрет придворного шута
31 слайд Придворный шут дон Хуан Австрийский
33 слайд Вилла Медичи. Павильон Ариадны
34 слайд Вид на сад виллы Медичи
35слайд Королевская охота на кабана
36 слайд Вид Сарагосы
38 слайд Ужин в Эммаусе
39 слайд Распятый Христос
40 слайд Коронование Марии
Слайд 7041 слайд Искушение св. Фомы Аквинского
42 слайд Св.
Иоанн на Патмосе
43 слайд Поклонение волхвов
44 слайд Иакову
приносят одежды Иосифа
46 слайд В кузнице Вулкана
47 слайд Вакх
48 слайд Марс
49 и 50 слайды Венера с зеркалом
51 и 52 слайды Сдача Бреды
53и 54 слайды Пряхи
55 и 56 слайды Менины
57 слайд Менины. Автопортрет Король и королева в зеркале Маргарита
58 слайд Автопортрет Веласкеса