Разделы презентаций


Дионисий

Содержание

Дионисий происходил из знатного рода. В его семье иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий. Его искусство торжественно-празднично,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1(около 1440 — около 1505)
Дионисий

(около 1440 — около 1505)Дионисий

Слайд 2Дионисий происходил из знатного рода. В его семье иконописание стало

наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских и

монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий.
Его искусство торжественно-празднично, нарядно-декоративно, в многолюдна.
С другой стороны наполненно проникновенным лиризмом, душевным благородством .
Для Дионисия характерны преувеличенная удлинѐнность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений. Так художник изображает одухотворѐнную, «очищенную» человеческую плоть.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Росписи Дионисия

Дионисий происходил из знатного рода. В его семье иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении

Слайд 3Богоматерь Одигитрия. 1482 г.
Одигитрия -(греч.
«путеводительница»; один из основных иконографических

типов Богоматери с Младенцем)
Лики, написаны очень мягко, без резких переходов

от света к тени. Санкирь нанесен тонким слоем, подрумянка отсутствует, плави незаметно перетекают одна в другую. Это лишает лица рельефа и объема и в немалой степени способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, навеяны рублевскими святыми. Они написаны в очень тонкой миниатюрной технике,
Богоматерь Одигитрия. 1482 г.Одигитрия -(греч. «путеводительница»; один из основных иконографических типов Богоматери с Младенцем)Лики, написаны очень мягко,

Слайд 4В плавно изогнутом теле Христа, в повисших тонких руках не

выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы.
Группа женщин с

вытянувшимся в центре тѐмным силуэтом Марии — это стройный «хор», ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют сильное впечатление.

Дионисий.
Распятие. Конец XV в.

В плавно изогнутом теле Христа, в повисших тонких руках не выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы.

Слайд 5Будучи последователем Рублѐва, Дионисий как выдающийся и самобытный мастер нашѐл

свой собственный путь и своѐ место в древне-русском искусстве. Ему

не свойственно столь присущее Рублѐву подчинение композиции круговым ритмам. Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для Рублѐва. Персонажи Дионисия как бы менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть нечто стандартное.

Митрополит Алексий с житием. Икона. Конец XV в.

Будучи последователем Рублѐва, Дионисий как выдающийся и самобытный мастер нашѐл свой собственный путь и своѐ место в

Слайд 6Мастер внѐс много нового в понимание колорита, который ни у

одного из русских художников не был так богат и разнообразен.

Влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия.

Митрополит Алексий с житием. Клейма иконы. Конец XV в.

Мастер внѐс много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был так

Слайд 7В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Церковный

собор 1551 г. регламентировал не только взаимоотношения мастера-живописца с учениками,

но также художественный процесс и его результаты, канонизируя освящѐнные веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать старых византийских живописцев и Андрея Рублѐва.

ИКОНОПИСЬ XVI ВЕКА

Параскева Пятница в житии. Икона. XVI в

В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Церковный собор 1551 г. регламентировал не только взаимоотношения

Слайд 8В XVI в. Москва стала объединять местные художественные школы, что

стало естественной реакцией в искусстве на объединение страны. В результате

самые отдалѐнные русские земли смогли воспринять высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухой северной веси из-под кисти патриархального сельского мастера появлялась икона, написанная по композиции Андрея Рублѐва. А искусство самой Москвы обогащалось творческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русских центров.

Чудо Георгия о змие. Икона. XVI в.

В XVI в. Москва стала объединять местные художественные школы, что стало естественной реакцией в искусстве на объединение

Слайд 9В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи.
Никогда

ранее историческая тема не занимала так много места в творениях

иконописцев. В связи с этим в художественное творчество всѐ более проникают жанровость, интерес к быту, всѐ чаще в композициях появляются русские «реалии». Условная «эллинистическая» архитектура сменяется на иконах русской.
На иконе принято противоположное обычному направление движения -справа налево, что делает его более церемониальным. Лѐгкие ангелы в ярких одеждах с венцами в руках, взлетающие навстречу воинам, помогают добиться в изображении динамического равновесия. Впереди среднего полка или в центре его с алым стягом с крестом в руках едет Иван Грозный. В рядах святого войска — прославленные русские князья и полководцы, уподобившиеся древним мученикам.

Цеpковь воинствующая. Икона. XVI в.

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Никогда ранее историческая тема не занимала так много

Слайд 10Оранта Мирожская. Великая Панагия. Икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный
музей-заповедник.
Название иконы происходит

от реки Мирожи в Псковской области, при которой располагался Спасский

монастырь. Здесь и явился образ Божией Матери в 1156 году. Позже на иконе прибавили изображения святого благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (по правую руку), а по левую – его супруги, княгини Марии (в иночестве Марфы Псковской).
Прославилась икона в 1567 году во время морового поветрия в Пскове. Когда во время эпидемии в город принесли икону из Спасского монастыря, многие жители после молитвы перед святым образом получили исцеление.
Оранта Мирожская. Великая Панагия. Икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник.Название иконы происходит от реки Мирожи в Псковской области, при

Слайд 11Богоматерь Словенская. Икона. XVI в. Государственный Исторический музей, Москва.
Предание гласит

о том, что явившись в видении тяжело болящему,парализованному)и ослепшему Титу,

Пресвя­тая Богородица повелела ему идти к речке Словинке, протека­шей в Кусской волости и в обветшавшей, заброшенной церк­ви за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма, найти Ее святую икону.
Богоматерь Словенская. Икона. XVI в. Государственный Исторический музей, Москва.Предание гласит о том, что явившись в видении тяжело

Слайд 12Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в.,

ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга

к «внешней премудрости» (т. е. наукам) отразились на общем характере русской культуры.
Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями.
«Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи — «обмирщение», освобождение от канонов.
Начало XVII в. ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи.
Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу Бориса Годунова. Годуновский стиль в целом отличают тяготение к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В то же время ему присуща определѐнная ориентация на традиции великого прошлого, на образы далѐкого рублѐвско-дионисиевского времени.

ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к

Слайд 13Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого стиля

связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа —

это искусство иконной миниатюры. Не случайно еѐ характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. В строгановских иконах с неслыханной до того времени дер-зостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было всѐ это запечатлеть.
Образ Никиты, ещѐ сохраняющий отголоски лириче-ских интонаций XV в., уже лишѐн внутренней значительности. Поза воина изысканно манерна.

Чирин «Никита-воин» (1593 г.).

Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых.

Слайд 14Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили развитие

в творчестве лучших мастеров второй половины XVII в.
человек разносторонних талантов,

теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства.






Симон Ушаков (1626—1686)

Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII

Слайд 15Композиция этой иконы воспроизводит прославленный рублѐвский «образец» с его плавными

круговыми ритмами, с ориентацией на плоскость, несмотря на отчѐтливую пространственность.

Но Ушаков, сам не желая того, эту плоскость разрушил. Глубина перспективы стала слишком ощутима, в фигурах резко выявлены объѐмность и телесность. При тщательности и «чистоте» письма, при подчѐркнутой нарядности и реализме деталей всѐ это вызывает ощущение академической холодности, омертвелости изображения. Попытка написать «как в жизни» обернулась безжизненностью.

«Троица» (1671 г.)

Композиция этой иконы воспроизводит прославленный рублѐвский «образец» с его плавными круговыми ритмами, с ориентацией на плоскость, несмотря

Слайд 16Симон Ушаков.
Архангел Михаил. Икона. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Симон Ушаков.Архангел Михаил. Икона. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 17Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль

отведена человеческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной полнотой

выразить своѐ понимание назначения искусства.
Крупный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, насколько великолепно он владел техникой светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел максимально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, матовость кожи, выражение глаз.

Спас Нерукотворный. 1677 г.

Наибольшей цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль отведена человеческому лицу. Именно здесь художник смог

Слайд 18Парсу́на (искажённое лат. person] — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве,

в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним

современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е, ГТГ)

Парсу́на (искажённое лат. person] — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости

Слайд 19Симон Ушаков.
Миниатюры печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» 1681

г.
XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусско го искусства.

С этого
времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная
система. Древнерусская иконопись — живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный
импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в
котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных
исканиях русских иконописцев.
Симон Ушаков.Миниатюры печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» 1681 г.XVII столетие завершает более чем семивековую историю

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика