Слайд 1Дискретное представление текстовой, графической, звуковой информации
Слайд 2Дискретные модели данных в компьютере
С текстовой и графической информацией конструкторы
ЭВМ «научили» работать машины, начиная с третьего поколения (1970-е гг).
А работу со звуком «освоили» лишь машины четвертого поколения, современные персональные компьютеры.
С этого момента началось распространение технологии мультимедиа.
Слайд 3Текстовая информация
Текстовая информация состоит из отдельных знаков (символов).
Символами могут
быть:
буквы,
цифры,
знаки препинания,
знаки математических действий,
скобки и
т.д.
То есть текстовая информация уже дискретна. Поэтому возникает лишь технический вопрос, как разместить ее в памяти компьютера.
Слайд 4! За каждой буквой алфавита, цифрой, знаком препинания закрепляется определенный
двоичный код, длина которого фиксирована.
Представление текстовой информации
Слайд 5ASCII
В системе кодировки ASCII ( American Standard Code for Information
Interchange - американский стандартный код для обмена информации) каждый символ
заменяется на 8-разрядное целое положительное двоичное число; оно хранится в одном байте памяти.
Это число является порядковым номером символа в кодовой таблице.
Слайд 6Unicode
Поскольку в мире много языков и много алфавитов, то постепенно
совершается переход на международную 16-битовую систему кодировки Unicode.
В ней
каждый символ занимает 2 байта, что обеспечивает 216 = 65 536 кодов для различных символов, этого поля вполне достаточно для размещения в одной таблице символов большинства языков планеты.
Слайд 7Изображение на экране монитора дискретно. Оно составляется из отдельных точек,
которые называются пикселями.
Эти «точки» столь близки друг другу,
что
глаз не различает промежутков
между ними, поэтому
Изображение
воспринимается как
непрерывное, сплошное.
Графическая информация
Слайд 8В зависимости от того, на какое графическое разрешение экрана настроена
операционная система компьютера, на экране могут размещаться изображения, имеющие размер
640x480, 800x600, 1024x768 и более пикселей.
Такая прямоугольная матрица пикселей на экране компьютера называется растром.
Графическая информация
Слайд 9Дискретное представление цвета
Любой цвет точки на экране компьютера получается путем
смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего.
Этот принцип называется
цветовой моделью RGB (Red, Green, Blue).
Слайд 10Двоичный код цвета определяет, в каком соотношении находятся интенсивности трех
базовых цветов. Если все они смешиваются в одинаковых долях, то
в итоге получается белый цвет. Если все три компоненты «выключены», то цвет пикселя — черный. Все остальные цвета лежат между белым и черным.
Дискретное представление цвета
Слайд 11Дискретность цвета
Состоит в том, что интенсивности базовых цветов могут принимать
конечное число дискретных значений.
Слайд 12Интенсивность красного цвета может принимать 22 = 4 значения, интенсивности
зеленого и синего цветов — по 23 = 8 значений.
Полное число цветов, которые кодируются 8-разрядными кодами, равно: 4x8x8 = 256 = 28.
Пусть, например, размер кода цвета пикселя равен 8 битам — 1 байту. Между базовыми цветами они могут быть распределены так:
2 бита под красный цвет, 3 бита — под зеленый и 3 бита — под синий.
Слайд 13Из описанного правила, в частности, следует:
код черного цвета
код белого цвета
код
бледно-серого цвета
код ярко-зеленого цвета
код бледно-зеленого цвета
Слайд 14Цветовая модель CMYK
Цветовая модель для изображения на бумаге, формируемого с
помощью отражения света.
CMYK:
Cyan — голубой,
Magenta — пурпурный,
Yellow
— желтый,
blacK — черный.
Слайд 15Цвет, который мы видим на листе бумаги, — это отражение
белого (солнечного) света. Нанесенная на бумагу краска поглощает часть палитры,
составляющей белый цвет, а другую часть отражает.
Таким образом, нужный цвет на бумаге получают путем «вычитания» из белого цвета «ненужных красок». Поэтому в цветной полиграфии действует не правило сложения цветов (как на экране компьютера), а правило вычитания.
Цветовая модель
Слайд 16Растровая и векторная графика
В растровой графике графическая информация — это
совокупность данных о цвете каждого пикселя на экране.
В векторной
графике графическая информация — это данные, математически описывающие графические примитивы, составляющие рисунок: прямые, дуги, прямоугольники, овалы и пр.
Слайд 17Растровая графика
Достоинство растровой графики — эффективное представление изображений фотографического качества.
Недостатки:
большой
объем занимаемой памяти,
искажение изображения при его масштабировании.
Слайд 18Векторная графика
Достоинства векторной графики —
сравнительно небольшой объем памяти, занимаемой
векторными файлами,
масштабирование изображения без потери качества.
Недостаток: средствами векторной графики
проблематично получить высококачественное художественное изображение.
Слайд 19Звуковая информация
В процессе кодирования звукового сигнала непрерывная волна разбивается на
отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается
определенная величина амплитуды.
Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.
Слайд 20Оцифровка звука
Ввод звука в компьютер производится с помощью звукового устройства
(микрофона, радио и др.), выход которого подключается к порту звуковой
карты.
Задача звуковой карты — с определенной частотой производить измерения уровня звукового сигнала (преобразованного в электрические колебания) и результаты измерения записывать в память компьютера.
Этот процесс называют оцифровкой звука.
Слайд 21Дискретизация
Дискретизация - это преобразование непрерывных изображений и звука в набор
дискретных значений в форме кодов.
Промежуток времени между двумя измерениями называется
периодом измерений.
Обратная величина называется частотой дискретизации - количество измерений уровня сигнала в единицу времени — 1/т (герц).
Чем выше частота измерений, тем выше качество цифрового звука.
Слайд 22Форматы файлов
Для сохранения звука без потерь используется универсальный звуковой формат
файлов WAV.
Наиболее известный формат «сжатого» звука (с потерями) —
МРЗ. Он обеспечивает сжатие данных в 10 раз и более.
Слайд 23Представление видеоинформации
Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде
всего, это сочетание звуковой и графической информации.
Исследования показали, что
если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.
Слайд 24форматы представления видеоданных
В среде Windows применяется формат Video for Windows,
базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave
– чередование аудио и видео).
Более универсальным является мультимедийный формат Quick Time
Наиболее известным стандартом систем сжатия видеоизображений служит MPEG(Motion Picture Expert Group).
Слайд 25Вопросы для отчета:
Когда компьютеры начали работать с текстом, с графикой,
со звуком?
Что такое таблица кодировки? Какие существуют таблицы кодировки?
На чем
основывается дискретное представление изображения?
Что такое модель цвета RGB? Какие модели вам ещё известны?
Слайд 26Чем удобен формат МРЗ? Какие ещё звуковые форматы вам известны?
Какой номер имеет символ «!» (восклицательный знак) в кодировке юникод?
В ASCII?
Лазерный принтер Canon LBP печатает со скоростью в среднем 6,3 Кбит в секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 8-ми страничного документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 70 символов (1 символ – 1 байт).
Вопросы для отчета:
Слайд 27Домашнее задание:
отчет;
прочитать §20 в учебнике «Информатика и ИКТ»
10-11, Семакин, Хеннер. С. 112-119.