Слайд 1Дисциплина
«Особенности шельфовых сооружений»
Профессор А.Т. Беккер
Дальневосточный федеральный университет
Инженерная школа
Магистерская программа
«Морские гидротехнические сооружения и водные пути»
Слайд 2Состав сооружений континентального шельфа
Слайд 3Состав сооружений континентального шельфа
Количество видов сооружений на шельфе непрерывно расширяется
в связи с освоением новых районов, выходом на более глубоководные
участки и появлением новых технических решений.
Шельфовых сооружения по назначению делятся на следующие группы:
Для разведки и разработки подводных месторождений:
- сооружения нефтегазопромыслов,
- нефтегазохранилища,
- подводные трубопроводы,
- подводные комплексы,
- обеспечивающие сооружения
Для размещения объектов промышленного и гражданского назначения
- искусственные острова,
- плавучие атомные электростанции,
- заводы,
- склады,
- аэродромы,
- города-спутники
Слайд 4Состав сооружений континентального шельфа
Для развития марикультуры
Для использования возобновляемых источников энергии:
приливные электростанции,
ветровые электростанции,
волновые электростанции,
гидротермальные электростанции,
электростанции, использующие энергию морских течений
Для
обеспечения морских транспортных перевозок
Для пропуска сухопутного транспорта через водные преграды:
морские туннели,
мосты,
Для берегового водоснабжения
Для навигационных и научно-исследовательских целей
Слайд 5Особенности шельфовых сооружений
Слайд 6Факторы, влияющие на гидротехническое строительство на континентальном шельфе
Естественные условия окружающей
среды
Береговая производственная инфраструктура:
- крупные судостроительные предприятия,
- строительная инфраструктура (заводы, карьеры, строительная техника),
- плавучая техника (краны большой грузоподъемности, СПБУ, доки, буксиры, специальные суда и др.)
- сухие доки,
- транспортная инфраструктура (морские порты, железные и автомобильные дороги),
Местные и региональные ресурсы:
- энергетические,
- пресная вода,
- строительные материалы,
- квалифицированный персонал
Наличие опыта морского строительства:
- строительные компании с опытом морского строительства,
- НИИ и проектные организации морского профиля.
Слайд 7Естественные условия окружающей среды
Метеорологические условия
Гидрологические условия
морские волны,
ледовый режим,
течения,
колебания уровня моря,
Гидрографические условия (рельеф и очертания берегов)
Геоморфологические условия (изменчивость
берегов, перемещение наносов)
Гидрофизические условия (физические свойства морской воды)
Гидрохимические условия (химические свойства морской воды)
Гидробиологические условия (биологические свойства морской воды)
Тектонические условия
Инженерно-геологические условия
Сейсмические условия
Слайд 8Особенности шельфовых сооружений
Слайд 9Факторы, влияющие на гидротехническое строительство на континентальном шельфе
Естественные условия окружающей
среды
Береговая производственная инфраструктура:
- крупные судостроительные предприятия,
- строительная инфраструктура (заводы, карьеры, строительная техника),
- плавучая техника (краны большой грузоподъемности, СПБУ, доки, буксиры, специальные суда и др.)
- сухие доки,
- транспортная инфраструктура (морские порты, железные и автомобильные дороги),
Местные и региональные ресурсы:
- энергетические,
- пресная вода,
- строительные материалы,
- квалифицированный персонал
Наличие опыта морского строительства:
- строительные компании с опытом морского строительства,
- НИИ и проектные организации морского профиля.
Слайд 10Естественные условия окружающей среды
Метеорологические условия
Гидрологические условия
морские волны,
ледовый режим,
течения,
колебания уровня моря,
Гидрографические условия (рельеф и очертания берегов)
Геоморфологические условия (изменчивость
берегов, перемещение наносов)
Гидрофизические условия (физические свойства морской воды)
Гидрохимические условия (химические свойства морской воды)
Гидробиологические условия (биологические свойства морской воды)
Тектонические условия
Инженерно-геологические условия
Сейсмические условия
Слайд 11Особенности морских инженерных сооружений
Оторванность от береговой инфраструктуры
использование плавучих средств,
высокая готовность
сооружения (крупные блоки, готовое сооружение),
навигационное обеспечение и др.
Воздействия природных явлений
в открытом море:
метеорологические условия (температура воздуха, ветер, осадки, атмосферное давление, обледенение,
дрейфующий ледяной покров (экстремальные нагрузки общие и местные, истирание корпуса, навигация),
морские волны (нагрузки, подмыв основания, навигация),
течения (нагрузки),
колебания уровня моря (нагрузки – распределение по высоте),
сейсмика (нагрузки особые),
морская среда (биологическое обрастание, коррозия материалов)
Ограниченность навигационного периода
Большие глубины
Слайд 12Особенности строительства морских инженерных сооружений
Короткий навигационный период (простои по погодным
условиям)
Полная готовность сооружения
Строительство из крупных блоков
Специальная подготовка основания
Специальная техника для
открытого моря:
- плавучие краны большой грузоподъемности,
- краново-монтажные суда,
- СПБУ,
- баржи и суда для выравнивания основания,
- суда-трубоукладчики,
- полупогружные суда,
- суда снабжения,
- морские буксиры,
- подводные аппараты и др.
Слайд 13Особенности эксплуатации морских инженерных сооружений
Береговые базы снабжения:
- базы в морских портах,
- аэродромы
для вертолетов,
- суда снабжения,
- специальные универсальные краны на платформе
Виды снабжения:
- топливо,
- буровой раствор,
- продукты,
- персонал,
- отходы,
- узлы и запчасти
Мониторинг технического состояния объекта:
- специальные подводные аппараты,
- коррозия,
- техническое состояние элементов (конструкции, основание)
Мониторинг окружающей среды:
- опасные природные явления (айсберги, торосы),
- экологический мониторинг