Слайд 1Доказательства и объяснения в рассуждении
Цели и задачи урока:
учащиеся продолжают формировать
умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;
умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки;
умение анализировать текст рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); умение составлять рассуждение самостоятельного характера.
Слайд 2Орфографическая работа. Замените диктуемые слова однокоренными существительными:
Грустно,
быстро, шире, чудесно, тяжелых, сказочными, высоки, богаче.
Вспомнить определение существительного, назвать
его грамматические признаки и синтаксическую роль.
Грусть, быстрота, ширь(ширина), чудеса, тяжесть, сказочность, высота, богач (богатство)
Слайд 3Терминологический диктант
Запишите названия типов речи.
1) Вам сообщили о том, как
выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы
услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Слайд 4 Словарная работа. Запись лингвистических терминов.
Типы речи: описание,
рассуждение,
повествование.
Текст, тема текста,
абзац.
Слайд 5 Повторение типов речи
Какой из текстов является
повествованием,
описанием,
рассуждением?
Докажите!
Слайд 6 Повторение типов речи
Какой из текстов является
повествованием,
описанием,
рассуждением?
Докажите!
Слайд 7 Определить тип речи
Море может быть
разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед
вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим… И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
Описание
Слайд 8 Определить тип речи
Ранней
весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром,
налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.
Повествование
Слайд 9 Определить тип речи
Январь
– самый лютый месяц зимы.
В эту
пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути.
Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат.
Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.
Рассуждение
Слайд 10Изучение нового материала
1.Какую тему мы записали в тетрадях?
2. На какие
вопросы отвечают тексты-рассуждения ?
(Почему? Что такое? Как быть? Что
делать?)
Слайд 11Рассуждать – значит доказывать
Схема сочинения-рассуждения
ТЕЗИС
Доказательства:
аргументы
примеры
Почему?
Что из этого следует?
ВЫВОД
Слайд 12 Средства связи частей текста
I. Тезис.
Докажем это.
Это можно
доказать так...
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.
II. Доказательство.
1. Во-первых, ... Например, ...
2. Во-вторых, ... К примеру, ...
3. В третьих, ... Допустим: ...
III. Вывод.
Итак, ...
Обобщим все сказанное.
Таким образом, ...
Следовательно, ...
Слайд 14Изучение нового материала
Что из этого
Почему так? следует?
потому что поэтому
так как таким образом
итак
(Тезис) следовательно
Зима – прекрасное время года.
(Аргументы).
Зимой чудесная природа. Зимой бывают длинные школьные каникулы. В зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года.
(Вывод)
Вот почему зима – чудесная пора.
Тезис
Аргументы,
примеры
Вывод
Слайд 15 Готовое сочинение
Зима –
прекрасное время года.
Докажем это.
Во-первых, зимой чудесная природа. Стоят покрытые инеем деревья. Кругом лежит белый снег, который искрится на солнце. На стёклах морозные узоры.
Во-вторых, в январе бывают длинные школьные каникулы. Можно много отдыхать, читать, играть с друзьями на улице.
В –третьих, в зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года. Это и катание на коньках, на лыжах, на санках с горы. Зимой можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки.
Вот почему зима – чудесная пора.
Слайд 17 Обозначить части рассуждения.
К какому стилю относится текст? Докажите!
(упр.475)
Автор утверждает: «Хорошо быть моряком!»
Его основной тезис:
Моряк -
самая лучшая профессия.
Доказательства:
-моряки бывают в разных странах, видят мир;
-моряки – смелые, отважные люди;
-работа моряка – это романтика, красота, близость к природе.
(Стиль текста разговорный.)
Слайд 18 Самостоятельная работа
Разделиться на группы и выполнить задание, предложенное учителем.
(Выбрать любую профессию и доказать, что она самая интересная и
самая нужная.)
Оцените, чья работа, на ваш взгляд, лучше и содержательнее.
Слайд 19Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
«Каждое
время года прекрасно по-своему.»
«Моя будущая профессия.»
«Роль компьютера в
жизни человека.»
Слайд 20Проверочная работа.
1) Прочитать текст, определить его главную мысль и записать
ее.
2)Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Над существительными обозначить их род
и склонение. Сделать синтаксический разбор первого предложения. Сделать вывод о синтаксической роли существительного.
Книги без соб..седника мертвы. Они могут м..лчать годы и ож..вают, когда приход..т соб..седник. В отличие от вещей они умеют ощ..щать печаль и радость, потому что, кроме ума и догадливости, в них вложены страсти. Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили чу..ства, те самые, которые переж..ваем мы. Мы размышляли о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души. (Л. Лиходеев)
Слайд 21Чтение и анализ текста.
Слово — дело великое. V Великое потому,
что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом
можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. V Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей. (А.Н. Толстой)
На место знака V поставьте вопросы.
Определить тип этого текста. Свое мнение обосновать. Указать тезис, доказательства, вывод.
П о м н и т е! Части доказательства могут связываться только по смыслу и при наличии интонации.
Слайд 22Доказать (письменно), что выделенное слово в предложении, записанном на доске,
— дополнение.
В саду на яблоню сирень отбрасывает тень. (М. Дудин)
Слайд 239Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
1) «Какой учебный предмет я
больше люблю и почему?».
2)«Каждое время года прекрасно по-своему.»
3) «Моя
будущая профессия.»
4) «Роль компьютера в жизни человека.»
Определить основной тезис (основную мысль) сочинения.
Кто будет читать это рассуждение?
Какой стиль следует использовать для изложения ваших мыслей? Какие доказательства следует привести?