Слайд 1Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
Овечкина Т.А. - заведующий Института детства СПб АППО, к.п.н.
Слайд 2Основа для организации системы мониторинга в ДОУ:
Приказ Минобрнауки
РФ
от 23.11.2009 № 655
«Об утверждении и введении в
действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Слайд 3 Определения мониторинга:
Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за
ее состоянием и прогнозирование развития.
Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих изучение динамики уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Слайд 4Мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО)
является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка,
распространение и хранение информации об уровне освоения детьми ООП ДО в контексте оценки качества дошкольного образования.
Слайд 5Задачи ДОУ по реализации системы мониторинга освоения детьми ООП ДО:
Обеспечение
профессиональной готовности руководителей и педагогов ДОУ к организации и проведению
системы мониторинга в учреждении
Организация постоянного взаимодействия воспитателей и других специалистов ДОУ на всех этапах реализации мониторинга
Слайд 6Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических,
личностных, интеллектуальных качеств дошкольников
Функции педагогического мониторинга:
интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику
развития ребенка в дошкольный период;
диагностическая, позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;
информационная, являющаяся способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка;
прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.
Слайд 7Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:
Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование
научно-обоснованных методов и форм мониторинга)
Непрерывности и цикличности(постоянная оценка достижения детьми
планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)
Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)
Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и др.специалистов ДОУ)
Слайд 8 Структура системы мониторинга:
наличие объекта мониторинга;
наличие форм для сбора, оформления информации (использование диагностических карт, карт
развития и др. форм), утверждаемых в ДОУ для всех категорий педагогических кадров, участвующих в мониторинге
подбор (разработка) инструментария (формы, методы);
определение формы фиксации результатов (в цвете, цифрах, баллах, др.) с учетом категорий кадров
определение сроков и периодичности сбора информации;
определение ответственных за сбор и хранение информации.
Слайд 9 Проектирование системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Рекомендуемый регламент организации системы мониторинга в ДОУ:
I
этап. Нормативно – установочный
II этап. Диагностический
III этап. Итоговый
Слайд 10I этап. Нормативно - установочный
Определение формата проведения мониторинга
В соответствии с
требованиями к системе мониторинга
( приказ МОиН РФ от 23.11.2009г.№ 655)
Слайд 11Определение объекта исследования
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества
ребенка, которые представлены в интегративных качествах ребенка:
1.Физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками;
2.Любознательный, активный;
3.Эмоционально отзывчивый;
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Слайд 12ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ МОНИТОРИНГА
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа,
экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных
методов и др.) методов
Формы мониторинга (методы):
наблюдения за ребенком,
беседы,
экспертные оценки,
критериально-ориентированные методики нетестового типа,
критериально-ориентированное тестирование,
скрининг-тесты и др.
Слайд 13Наблюдение – целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого
объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка в естественных условиях.
Виды
наблюдения:
непосредственное и опосредованное,
включенное (которое может быть открытым и закрытым) и невключенное (наблюдаем со стороны),
прямое и косвенное,
сплошное (с фиксацией всех наблюдаемых фактор, проявлений, реакций и т.д.) и выборочное (по определенным параметрам).
Слайд 14Тестирование — это метод диагностики индивидуально-психологических свойств личности, а также
знаний, умений и навыков посредством тестовых заданий, тестовых игр, др.
Тест
(от англ. test – испытание, исследование) - инструмент измерения свойств личности или знаний, умений и навыков, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной системы обработки и анализа результатов.
Тестовые задания – вопросы (или задания в иной форме), отвечающие требованиям лаконичности, однозначности правильного ответа.
Тестовые задания бывают открытого и закрытого типа. Задания открытого типа предполагают самостоятельное формулирование ответа испытуемым, в заданиях закрытого типа требуется выбрать правильный ответ из набора предложенных.
Слайд 15Критериально-ориентированный тест используется для оценки степени овладения детьми навыками, умениями
в контексте освоения Программы.
Проективные методики. Особенность данного вида методик заключается
в исследовании личностных характеристик по непроизвольным реакциям (порождение свободных ассоциаций, интерпретация случайных конфигураций, описание картинок с неопределенным сюжетом, рисование на тему). Полученные данные интерпретируются по определенным критериям. Это профессиональный инструментарий педагога-психолога.
Слайд 16Анализ продуктов деятельности ребенка
метод получения информации о внутреннем мире ребенка,
его психологическом состоянии, степени овладения необходимыми умениями и навыками на
основе исследования результатов различных видов его деятельности. Предметом анализа являются продукты познавательной деятельности (решенное задание), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной (выполнение и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы, сказки и т. п.
в основном этот метод используется как вспомогательный, вместе с наблюдением, чтобы оценить не только продукт деятельности, но и процесс его создания.
Слайд 17Определение содержания мониторинга (структурирование показателей мониторинга)
Содержание мониторинга отражается в показателях
мониторингового исследования. Выбор показателей и их количество зависит от содержания
и задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и может быть различным для одного и того же интегративного качества в зависимости от возраста ребенка. Показатели, необходимые для оценки достижения результатов части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, формулируются коллективом ДОУ самостоятельно, с учетом реализуемых задач данной части Программы
Слайд 18Определение периодичности и сроков проведения мониторинга
Устанавливаются образовательным учреждением и должны
обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить
к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года, где), что позволяет выявить динамику изменений большинства показателей.
Рекомендуемая длительность проведения мониторинга - 2-3 недели.
Слайд 19ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалистами ДОУ подбираются апробированные,
описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики.
Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического
наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности
РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Возможные формы фиксации результатов –
рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.
Слайд 20Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга
Внесение дополнений
в должностные инструкции (педагогов, специалистов, др.) о проведении системы мониторинга.
Определение
основного содержания системы мониторинга с учетом возраста детей, вида групп, кадрового обеспечения, других особенностей ДОУ.
Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов (консультации, практикумы, др.)
На педагогическом совете ДОУ утверждается система мониторинга, исполнители, сроки и периодичность проведения мониторинга, оформление его результатов.
Слайд 21Система мониторинга освоения детьми ООПДО
Слайд 26По результатам третьего этапа мониторинга в каждой группе ДОУ необходимо:
оценить
уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации,
если это предусмотрено методикой), сравнить данные по каждой группе между собой;
определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных;
провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный);
определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.
Слайд 27Участники педсовета обсуждают:
какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
какую
деятельность необходимо осуществлять силами воспитателей;
какую работу могут взять на себя
другие специалисты;
какую индивидуальную развивающую (коррекционную) работу желательно осуществлять;
какие особенности должны быть учтены в процессе дальнейшей образовательной деятельности;
какие советы и рекомендации необходимо адресовать родителям воспитанников.
Слайд 29Примерный перечень формализованных показателей ребёнка при проведении мониторинга
Слайд 36Алгоритм мониторинга
Определение формата проведения мониторинга
Постановка цели мониторинга
Определение объекта мониторинга
Определение методов
и форм мониторинга
Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга)
Подбор диагностических
методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ
Разработка форм для фиксации результатов мониторинга
Определение периодичности и сроков проведения мониторинга
Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга
Проведение мониторинга педагогами ДОУ
Оформление результатов мониторинга
Педагогический анализ результатов мониторинга
Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год)
Оформление и хранение результатов мониторинга
Составление аналитической справки по результатам мониторинга ( к анализу годового плана ДОУ - ежегодно; к аттестации педагогов – за 2-3 предыдущие года)