Слайд 1Доклад по статье Джозефа Виндсбергера: «Структура прав собственности во франчайзинге:
обзор с позиции теории неполных контрактов»
Докладчики:
Игошин Андрей
Белозёров Сергей
Карелин Даниил
Слайд 2ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Центральная проблема: нематериальные активы как детерминанта структуры прав собственности
во франчайзинговых сетях
Соотношение нематериальных активов франчайзера и франчайзи и распределение
прав собственности между ними
Соотношение нематериальных активов <…> и рыночная власть
Соотношение нематериальных активов <…> и распределение прибыли
Слайд 3
Нематериальные активы во франчайзинговых сетях
Капитал товарного знака (и средства
его формирования)
Ноу-хау («знание особых условий конкретного времени и места»)
Виды нематериальных
активов франчайзера и франчайзи
Слайд 4Права собственности, стимулирующие агентов к рыночным инвестициям
Права на остаточный
доход (вступительный взнос и роялти)
«суррогаты» прав собственности
Слайд 5Право на остаточный доход
Роялти (сервисная плата) – ежемесячные (еженедельные) отчисления,
выплачиваемые франчайзи фирме франчайзеру за продолжительное использование торговой марки и
операционных систем ведения бизнеса
Вступительный взнос – взнос, который франчайзи обычно выплачивает только один раз франчайзору за лицензию на использование торговой марки, операционной системы, секретных рецептов и технологий бизнеса
Слайд 6«Суррогаты» прав собственности
Права собственности, стимулирующие инвестиции в нематериальные активы у
франчайзера:
Эксклюзивное дилерство
Связывание договоренности
Поддержка цен перепродажи
Контроль лизинга
Право продажи прав и право
выкупа ранее проданных прав
Права собственности, стимулирующие инвестиции в нематериальные активы у франчайзера:
Эксклюзивная территория
Право отчуждения
Право контроля за входом в сеть
Право аренды
Исключительная договоренность о клиентах
Слайд 7Оптимальное распределение прав собственности во франчайзинге
Интеграция: если один из агентов
(франчайзер) является владельцем нематериального актива, а другой (франчайзи) владеет материальным
активом, первый должен стать предъявителем остаточных прав и отсюда – владельцем обоих активов
Не интеграция: если оба агента владеют нематериальными активами, права собственности должны быть разделены в соответствии с распределением нематериальных активов которые создают поток остаточной прибыли
Слайд 8Способы оценки влияния нематериальных активов на права собственности
Создание опросников для
франчайзеров, включающих следующие пункты:
Оценка по 5-ти бальной шкале преимущества франчайзи
в знании о местном рынке в сравнении с руководителем магазина, владельцем которого является франчайзер (от 0 до 5)
Оценка по 5-ти бальной шкале количества оговоренных в контракте суррогатов прав собственности, создающих стимулы для франчайзера (от 1 до 5)
Оценка по 5-ти бальной шкале количества оговоренных в контракте суррогатов прав собственности, создающих стимулы для франчайзи (от 1 до 5)
Слайд 9Особенности структуры прав собственности в австрийском фрачайзинговом секторе
Слайд 10Особенности российского франчайзинга
Франчайзинг обосновался России в 1993 году, когда Baskin
Robbins продал первую франшизу
В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения
Сходство
русского и американского франчайзинга в связи с размерами территории
Около 60% российского рынка -франчайзинг в сфере розничной торговли (из них практически половина – магазины одежды). 16% - сфера общественного питания, остальное – сфера услуг и др.
Слайд 11Особенности российского франчайзинга
Ситуационный выбор фирмы франчайзера; условия франшизы, помощь фирмы-франчайзера
на этапе становления и функционирования бизнеса уходят на второй план
Применение
скрытых и комбинированных роялти
Распространенность случаев краж ноу-хау франчайзера под видом франшиз, в связи с неразвитостью франчайзингового законодательства
Слайд 12Франшиза сети кафе «Баскин Роббинс»
http://www.baskinrobbins.ru/franchise/
Слайд 13ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
WESTLAND сеть магазинов одежды
Затраты на запуск: 2 000 000
руб.
Вступительный взнос: 0 руб.
Роялти: 0 руб.
СБАРРО сеть ресторанов итальянской кухни
Затраты
на запуск: 5 100 000 – 15 000 000 руб.
Вступительный взнос: 2 700 000 руб.
Роялти: Эксклюзив 6%; Неэксклюзив – 7%; Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург – 8%