Слайд 1
Информация на методическое объединение.
Подготовила: социальный педагог Лопырева М.И.
ГБС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа –интернат №2 Vlll вида» с. Усть-Кулом
Слайд 2"Искусство воспитания
имеет ту особенность, что почти всем оно кажется
делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким -
и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания»
(Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).
Слайд 3Умение избежать конфликт — одна из составных частей педагогической мудрости
учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает
воспитательную силу коллектива»
(Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185).
Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации. Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.
Слайд 4Виды педагогических ситуаций и конфликтов
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие
по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации
(конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Слайд 5Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на
уровень взаимоприемлемый для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений
в сферу деловых отношений учебной работы.
Конфликт — это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон. Конфликты бывают:
*между личностями (ученик — ученик, ребенок — родитель, родитель — учитель, учитель — ученик, учитель — учитель);
*внутри группы (учеников, учителей);
*между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентации в школе).
Слайд 6ПРАВИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Сдерживайте себя, не
раздражайтесь, поскольку "два возбужденных человека не в состоянии прийти к
согласию" (Дейл Карнеги).
Используйте правило "задержки реакции": факт не замечания явного нарушения позволяет внести растерянность в действия дезорганизатора.
Реализуется прием "перевода реакции": через выполнения педагогам повседневных действий на уроке, несмотря на чрезвычайную обстановку. Прием служит развенчанию значительности поступка и личности самого нарушителя.
Используйте прием "рационализации ситуации": способность преподавателя применить юмор в конфликте быстро разряжает обстановку.
Старайтесь при случае реализовать правило "парадоксальной реакции": преподаватель может поблагодарить нарушителя за помощь сорвать урок (с легкой иронией).
Слайд 7КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА ИЛИ УЧИТЕЛЯ БЕЗ КОНФЛИКТА
Оценка ученика – не
самоцель, а инструмент совершенствования его учебной деятельности.
Оценивайте знания ученика, а
не его личность.
Оценку всегда желательно начинать с того, что ученику удалось сделать.
Оценка учителя всегда индивидуальна.
По возможности аргументируйте свою оценку.
Регулярно предоставляйте ученикам возможность дать самооценку своей работе.
Желательно выявить основные причины его ошибок и недоработок.
Оценивайте на уроке конкретный ответ, не учитывая прошлых достижений и промахов учащегося.
Выставляя низкую оценку, постарайтесь сгладить ее травмирующий эффект подходящим способом.
Четко сформулируйте новые цели и задачи для ученика или класса.
Если ученик показал знания, явно ниже его потенциальных возможностей, учитель всегда может предоставить ему шанс исправить низкую самооценку.
Помните о необходимости минимизации влияния субъективных факторов на оценку школьников.
Постоянно заботиться о повышении своего профессионального уровня и методического мастерства.
Любите, а если это трудно, по крайне мере, уважайте своих учеников.
Учителю важно не превращать оценку учеников в инструмент решения собственных внутриличностных проблем.
Учитель должен стремиться помочь учащимся сформировать у них ответственное и в то же время философское отношение к оценкам.
Слайд 810 рекомендаций педагогам и воспитателям:
Говорите о том, что интересно и
важно слушателю. Чем ближе тема разговора к его материальным и
духовным интересам, тем внимательнее он будет слушать, тем больше влияния вы на него окажете.
Чтобы говорить компетентно в значимых ситуациях общения, необходимо знать примерно в 7-9 раз больше того объема информации, который вы успеваете сообщить в процессе разговора. К ответственным урокам, выступлениям, разговорам обязательно необходимо хорошо готовиться. Та информация, которую вы успеете обнародовать, должна быть лишь видимой надводной частью «айсберга» ваших знаний по этой теме.
Старайтесь не затрагивать в одном коротком выступлении или разговоре много проблем. Лучше обсудить одну-две проблемы, но более глубоко и подробно.
В процессе урока, разговора, выступления важно сообщать достаточно новой информации, чтобы слушать вас было интересно. Однако не стоит говорить слишком сложно, слушатели должны понять и усвоить то, что вы говорите.
В процессе урока, разговора, выступления слушатели должны решать обсуждаемые проблемы вместе с вами, но на основе своего собственного опыта, дабы самостоятельно делать те выводы, к которым вы их подготовили.
Если вы хотите реально повлиять на учеников или учителей, то говорить с ними нужно не на своем, а на их языке.
Результативность общения будет выше, если вы даете собственные оценки событиям, излагаете свои, а не чужие мысли, предлагаете оригинальные подходы к решению конкретных проблем.
Важнейшее правило общения – цените не только свое, но и чужое время.
Четко определяйте цели важных уроков, разговоров, выступлений. Содержание общения должно максимально обеспечивать достижение цели, оно должно «работать» на цель.
Слайд 9ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
по профилактике конфликтов
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем
завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить.
Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злиться;
ухудшают качество мышления;
снижают объективность оценки окружающих;
по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогам и школьниками.
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Слайд 10ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
по профилактике конфликтов
Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или,
по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в
школе любить и уважать гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.
Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.
Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Расширяйте содержательные границы своего мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
Слайд 11Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
— разобраться, есть ли проблема в тех
случаях, когда имеет место просто противоречие;
— установить направление развития конфликтной
ситуации (обострение или угасание);
— определить состав участников конфликта;
— изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);
недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);
инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);
напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);
дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.
Слайд 12Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:
— стремление к
главенству в общении на основе нарушение персонального пространства партнера
— намеренное
создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы
— неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.)
— постоянное навязывание своей точки зрения;
— акцентирование внимания на своей постоянной занятости;
— подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
— несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.
Слайд 13При возникновении напряжения в общении необходимо:
:
— проявлять естественное внимание к
собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;
— держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить
лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
— установить контакт глазами и стараться не терять его;
— дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
— дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему);
— признать свою вину, если объективно таковая есть;
— постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;
— показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;
— разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:
— анализ и оценку ситуации;
— выбор способа разрешения конфликта;
— формирование плана действий;
— его реализацию;
— оценку эффективности своих действий.
Слайд 14Успешность вмешательства педагога в конфликты подростков зависит от его позиции.
Таких позиций может быть как минимум четыре:
1)
позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;
2) позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
3) позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт -показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;
4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт — педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.
Слайд 15Тактика посреднического поведения
При взаимодействии с участниками конфликта педагог может использовать
следующие тактики посреднического поведения:
— поочередное выслушивание на совместной встрече применяется
для уяснения ситуации в период острого конфликта;
— сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
— челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
— давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;
— директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к примирению.
Слайд 16Правила по преодолению конфликта
— старайтесь поставить себя на место
конфликтующей стороны;
— не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период
времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта — это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
— не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
— преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
— постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;
— при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;
учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;
— конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
— разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.