Разделы презентаций


доктор педагогических наук, профессор Федотенко И.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Содержание

Лекция 2. История становления педагогической психологии.ПЛАН.1. Основные этапы становления педагогической психологии2. Характеристика первого этапа3. Особенности второго этапа. Педология в системе психолого-педагогического знания.4. Третий этап. Педагогическая психология - развивающаяся наука.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1доктор педагогических наук, профессор Федотенко И.Л.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

доктор педагогических наук, профессор Федотенко И.Л.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 2Лекция 2. История становления педагогической психологии.
ПЛАН.

1. Основные этапы становления педагогической психологии
2. Характеристика

первого этапа
3. Особенности второго этапа. Педология в системе психолого-педагогического знания.
4. Третий этап.

Педагогическая психология - развивающаяся наука.
Лекция 2. История становления педагогической психологии.ПЛАН.1.	Основные этапы становления педагогической психологии2.	Характеристика первого этапа3.	Особенности второго этапа. Педология в системе

Слайд 3Процесс развития педагогической психологии - неравномерный, есть этапы взлета -

эффективного развития науки и периоды спада (гетерогенный), и гетерохронный (

т.е разорванный во времени).
Процесс развития педагогической психологии - неравномерный, есть этапы взлета - эффективного развития науки и периоды спада (гетерогенный),

Слайд 4Это связано с объективными и субъективными факторами обстоятельствами.
Объективные -

крупные общественно-исторические события, войны, революции, стихийные катаклизмы.






Субъективные - развитие человеческой

мысли, ученые, исследователи.
Это связано с объективными и субъективными факторами обстоятельствами. Объективные - крупные общественно-исторические события, войны, революции, стихийные катаклизмы.Субъективные

Слайд 5Педагогическая теория, впервые изложенная в Великой Дидактике уже содержала элементы

педагогической психологии. Как самостоятельная наука педагогическая психология стала оформляться к

концу 19 века.
Педагогическая теория, впервые изложенная в Великой Дидактике уже содержала элементы педагогической психологии. Как самостоятельная наука педагогическая психология

Слайд 6Этапы становления педагогической психологии
Первый этап:
середина 17 - конец 19

века

Второй этап:
конец 19 - середина 20 века

Третий этап:
середина

20 века - до наших дней
Этапы становления педагогической психологииПервый этап: середина 17 - конец 19 векаВторой этап: конец 19 - середина 20

Слайд 7с явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» (по словам И. Песталоцци).



Начало – работы Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарта, А.

Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева.

Первый этап – общедидактический

с явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» (по словам И. Песталоцци). Начало – работы Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо,

Слайд 8В дидактических работах этих авторов исследовались такие психологические аспекты обучения

как связь развития, обучения и воспитания, развитие способностей ребенка, его

активности и самостоятельности, связь организации процесса обучения и интеллектуального эмоционально-волевого развития ребенка, влияние личности учителя на обучающегося и др.
В дидактических работах этих авторов исследовались такие психологические аспекты обучения как связь развития, обучения и воспитания, развитие

Слайд 9Песталоцци сделал значительный шаг вперед, понимая обучение как дело творчества

самого учащегося, как развитие и саморазвитие. Но живая личность педагога

как фактор развития школы не была понята.

Каптерев подчеркивал, что дидактике недостаёт психологии, в ней преувеличивается значение метода как внешнего и механического орудия, не указывается на то, что в ходе обучения развиваются способности учащегося.

Песталоцци сделал значительный шаг вперед, понимая обучение как дело творчества самого учащегося, как развитие и саморазвитие. Но

Слайд 10Гербарт дает психологический анализ метода, рассматривает вопрос об интересе обучении,

неразрывно связывает обучение и воспитание.
Дистервег предлагает психологически ориентированные положения педагогической

практики. Отмечает основную роль учителя в образовательном процессе, рассматривает учебный процесс как единство ученика, учителя, предмета и условий обучения.
Гербарт дает психологический анализ метода, рассматривает вопрос об интересе обучении, неразрывно связывает обучение и воспитание.Дистервег предлагает психологически

Слайд 11Решающую роль Ушинский отводит воспитанию, исследует проблемы памяти, внимания, мышления,

речи, а также обращал внимание, что развитие речи связано с

развитием мышления, формирование понятий, развитием личности в целом.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии сделал Шацкий, разработав целостную концепцию гуманизации и демократизации образования. Шацкий предложил также модель педагога.

Решающую роль Ушинский отводит воспитанию, исследует проблемы памяти, внимания, мышления, речи, а также обращал внимание, что развитие

Слайд 12Каптерева считают одним из основателей педагогической психологии, он стремился реализовать

завет Песталоцци «психологизировать педагогику». Он ввел в научный оборот понятие

«педагогическая психология» в 1877 году в книге «Педагогическая психология», также ввел в научный оборот понятие «образование» как совокупность обучения и воспитания. Процесс образования он рассматривал с позиции психологии, втора часть книги так и называлась «Образовательный процесс – его психология».
Каптерева считают одним из основателей педагогической психологии, он стремился реализовать завет Песталоцци «психологизировать педагогику». Он ввел в

Слайд 13Второй этап – связан с формированием педагогической психологии в самостоятельную

науку появлением первых экспериментальных работ.
Развитие тестовой психологии, психодиагностики, начинается

с работ Гальтона. В Англии Дж. Селли занимался вопросами психологии детства, экспериментально изучал типологические особенности школьников. Во Франции Бине основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию. Бине и Симон совместно предложили методику отбора для школ умственно отсталых детей.
Второй этап – связан с формированием педагогической психологии в самостоятельную науку появлением первых экспериментальных работ. Развитие тестовой

Слайд 14распространение школьных психологических лабораторий, тестовое обследование детей, основоположники Болдуин, Киркпатрик,

Мейман и др.
Педология

распространение школьных психологических лабораторий, тестовое обследование детей, основоположники Болдуин, Киркпатрик, Мейман и др.Педология

Слайд 15Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в.

появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка

— «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России.

Педология

Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных

Слайд 16Педология
Основателем педологии считают американского психолога С. Холла, который в

1889 г. создал первую педологическую лабораторию, выросшую в институт детской

психологии.

Грэнвилл Стэнли Холл

Педология Основателем педологии считают американского психолога С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию, выросшую

Слайд 17Педология
Сам термин «педология» появился в 1893 г. Его предложил

ученик Холла О. Хрисман для обозначения единой науки, суммирующей знания

всех других наук о детях.
Педология Сам термин «педология» появился в 1893 г. Его предложил ученик Холла О. Хрисман для обозначения единой

Слайд 18Педология
Педология была призвана объединить разнообразные данные о ребенке, накопленные

психологами, физиологами, врачами, социологами, юристами, педагогами, и дать более полную

картину возрастного развития ребенка.
Педология Педология была призвана объединить разнообразные данные о ребенке, накопленные психологами, физиологами, врачами, социологами, юристами, педагогами, и

Слайд 19Педология
Распространившись в Америке, педологическое движение пришло в Европу, где

оно пошло вглубь, поставив себе задачей «выработку научных основ педагогики»,

занявшись разработкой методов исследования детской природы.
Педология Распространившись в Америке, педологическое движение пришло в Европу, где оно пошло вглубь, поставив себе задачей «выработку

Слайд 20Педология
В России педология легла на подготовленную почву. Идеи Ушинского

о необходимости всестороннего изучения воспитуемого человека нашли отражение и продолжение

в педологических исследованиях. Можно считать, что в России педология сделала попытку решить задачи педагогической антропологии.

Ушинский Константин Дмитриевич

Педология В России педология легла на подготовленную почву. Идеи Ушинского о необходимости всестороннего изучения воспитуемого человека нашли

Слайд 21Педология
Первые педологические исследования у нас в стране были проведены

в начале XX в. Н.Е. Румянцевым, И.А. Сикорским, Г.И. Россолимо,

А.Ф. Лазурским, В.П. Кащенко. Но основоположником русской педологии считают профессора Александра Петровича Нечаева (1870—1948).

Александр Петрович Нечаев

Педология Первые педологические исследования у нас в стране были проведены в начале XX в. Н.Е. Румянцевым, И.А.

Слайд 22Педология
По мнению современных исследователей истории педологии, закат педологического движения

в России произошел уже в 1931—1932 гг. После 1932 г.

перестает выходить журнал «Педология». Окончательно запрещена 4 июля 1936 г. постановлением ЦК ВКП. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Все педологические исследования были прекращены, труды педологов изъяты из употребления. Как учебная дисциплина она была исключена из учебных планов пединститутов и педтехникумов, ликвидировались кафедры педологии, педологические кабинеты и лаборатории. Были запрещены учебники П.П. Блонского «Педология для педвузов», А.А. Фортунатова, И.И. Соколова «Педология для педтехникумов» и др., изъяты из всех библиотек работы педологов. Многие ученые были репрессированы.
Педология По мнению современных исследователей истории педологии, закат педологического движения в России произошел уже в 1931—1932 гг.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика