Слайд 1проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
МГУ имени М.В.Ломоносова
Экономический факультет
Отделение «МЕНЕДЖМЕНТ»
Бакалавриат
Учебный курс
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Лектор и составитель
д.э.н., проф. кафедры управления
ЭФ
МГУ им. М.В. Ломоносова
МАРШЕВ Вадим Иванович
vmarshev@mail.ru
Весна-2011
Слайд 3проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Темы курса
Тема 1. Организация: трактовки, атрибуты,
характеристики, виды, модели. Эволюция взглядов на организацию
Тема 2. Атрибуты организация-I:
Человек, Цели
Тема 3. Атрибуты организация-II: Структура (Роли, Оргструктура)
Тема 4. Среда жизнедеятельности организации
Тема 5. Внутриорганизационные процессы
Тема 6. Жизненный цикл организации
Тема 7. Образы организации
Тема 8. Организация, организационная деятельность, организационное развитие
Слайд 4
Учебные материалы (УМ)
Р. Дафт. Менеджмент. СПб., ПИТЕР, 2000
Б.З.Мильнер. Теории
Организации. М., 2003
Р. Дафт. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006
Г.Морган. Образы организации. М., МИ&Ф, 2008
А.М.Смолкин. Менеджмент: Основы организации. М., 1999
Ли Дж.Болмэн, Теренс Е. Дилл. Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005
Э.Кемерон, М.Грин. Управление изменениями. М., Добрая книга. 2006
Теория организации. Хрестоматия. СПб, ВШМ, 2009
Электронные сайты
Слайд 5
Тема 5. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
5.5. Бизнес-процессы в организации
Слайд 65.5. Бизнес-процессы в организации
Цепочки создания ценности
Типовые бизнес-процессы
Формирование бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов
Слайд 7Процессы создания
ценности на фирме
Слайд 8Б-Процесс и Процессы в Организации
Слайд 9Бизнес-процессы в организации
Бизнес-процесс — это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся
созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том,
чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.
Слайд 13Характеристики первичных и вторичных входов и выходов Б-процесса
Первичный выход
Основной
результат, ради которого существует Б-процесс.
Определяется целью, назначением Б-процесса.
Вторичный
выход
Побочный продукт бизнес-процесса, который может быть
востребован вторичными клиентами.
Не является основной целью Б-процесса.
Первичный вход
Поток объектов, инициирующий "запуск" Б-процесса –
заказ клиента, план закупок и т.д.
Вторичный вход
Потоки объектов, обеспечивающие нормальное
протекание бизнес-процесса - стандарты, правила,
механизмы выполнения действий, оборудование и пр.
Слайд 16Показатели Б-процесса
1. Удовлетворенность клиентов
2. Скорость протекания Б-процесса
3. Себестоимость
Б-процесса
4. Состав и количество дефектов в реализации Б-процесса
и др.
Слайд 17Оценка Б-процесса
1. Выбор ключевых показатели (для конкретного процесса своей
компании)
2. Текущие значения показателей
3. Цели по улучшению значений показателей.
4. Выбор
B-Process Owner
5. План достижения запланированных улучшений
6. Действия по достижению намеченных улучшений
7. Оценка результатов и самого Б-П
Слайд 18Реинжиниринг Б-процессов-1
Инжиниринг бизнеса — это набор приемов и методов,
которые компания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими
целями.
Реинжиниринг БП — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование Б-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы (термин «BPR» ввел М. Хаммер).
Слайд 19Реинжиниринг Б-процессов-2
Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на
такие основные вопросы:
Почему компания делает то, что она делает?
Почему
компания делает это таким способом?
Какой хочет стать компания?
Слайд 20Реинжиниринг Б-процессов-3
Радикальный. Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей
системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. входе радикального перепроектирования
предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%,
Слайд 21Реинжиниринг Б-процессов-4
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях,
когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%
Реинжиниринг
целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми
Слайд 22Реинжиниринг Б-процессов-5
Компании, находящиеся на грани краха в связи с
тем, что цены на товары заметно выше и (или) их
качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся
Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.
Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.
Слайд 23Реинжиниринг Б-процессов-6
Этапы реинжиниринга Б-процесса:
Разработка образа-видения (vision) будущей компании. На
этом этапе компания строит картину того, как следует развивать бизнес,
чтобы достичь стратегических целей
Анализ существующего бизнеса — проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент
Разработка нового бизнеса — создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы
Внедрение проекта нового бизнеса.
Слайд 24проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Реинжиниринг бизнес-процессов - 7
А= Процесс «как
есть» (состояние «AS IS»)
В=«Как должно быть» (состояние «TO BE»)
С= Как из состояния А достичь состояния В?
A
2011
B
2011 + N
T
$
C
Слайд 25проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
Реинжиниринг бизнес-процессов - 8
В= Каким Б-П
должен стать в течение ближайшего времени (состояние «TO BE»)?
А=
Процесс «как есть» (состояние «AS IS»)?
Кто есть B-Process Owner?
С= Как достичь состояния В из состояния А?
A
2011
B
2012
T
$
C
Слайд 26проф. МАРШЕВ В. И. (МГУ)
ДЗ-12
12.1. Примеры многопередельных Б-процессов (напр., абитуриент-бакалавр-магистр-аспирант…)
12.2.
Оценка относительной и абсолютной добавленной стоимости в многопередельном Б-процессе (один
пример)
12.3. Характеристики первичных и вторичных входов и выходов Б-процесса