Слайд 1Советская духовная культура
1917-1932 гг.
Клином красным бей белых. 1919. Эль
Лисицкий (1890-1951)
Слайд 2Основной фактор развития
советской духовной культуры в 1918 – 1932
гг. – идеологический:
Советская Россия - база мировой
социалистической революции
Развитие духовной культуры определяется господствующим укладом социально-экономических отношений, в случае Советской России должна служить строительству социализма
Советская Россия находится в авангарде развития человечества, поэтому советская духовная культура находится в авангарде развития мировой духовной культуры.
Слайд 3Основные особенности развития
советской духовной культуры в 1918 – 1932
гг.
Тотальное использование духовной культуры в качестве средства осуществления власти правящими
кругами
Эмиграция значительной части интеллигенции
Свобода самовыражения в рамках господствующей идеологии – марксизма-ленинизма
Репрессии по отношению к идеологически чуждым деятелям науки, искусства и литературы
Враждебное отношение государства к религии и религиозным организациям
Культуртрегерство государства – финансирование распространения высших – на взгляд правящих кругов - достижений мировой и российской духовной культуры среди масс
Поощрение развития советской духовной культуры всех народов России
Новая экономическая политика как материальная база относительной свободы самовыражения в СССР 1920-х гг.
Слайд 4Скульптура: ленинский план монументальной пропаганды
Памятник Жоржу Дантону
– французскому революционеру времён Великой французской революции.
Москва. 1918-1919 гг. Николай Андреев (1873 – 1932)
12 апреля 1918 г. Председатель Совнаркома В.И.Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»).
Всего в 1918-1923 гг. было сооружено из гипса, бетона и дерева около 70 памятников в разных городах России. Среди лиц, которым они посвящались Степан Разин, Александр Радищев, Карл Маркс
До наших дней по большей части не сохранились
Слайд 5Что сохранилось от реализации ленинского плана монументальной пропаганды
Памятник К.А. Тимирязеву на Тверском бульваре в Москве. Гранит. 1923
Сергей Меркуров (1881-1952)
Рабочий. Рельеф на стене Петровского пассажа в Москве. Цемент. 1920-1921 Матвей Манизер (1891-1966)
Слайд 6Изобразительное искусство
«Окна сатиры РОСТА» —специфическая форма массового агитационного искусства,
возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920 .
Посвящались
злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.
Выполнялись и размножались
с использованием трафарета
до 150 и более экземпляров,
а затем выставлялись
в витринах в столице и других городах.
В создании принимали многие известные художники и поэты,
в том числе Владимир Маяковский
и Казимир Малевич
Слайд 7Аналитическое искусство Павла Филонова (1883-1941)
Автопортрет.
Две головы. 1925
Филонов был убеждён,
что кроме видимого мира,
есть мир параллельный, который и должен
изображать художник
Слайд 8Фотография
Александр Родченко (1891-1956
Слайд 9Советский дизайн
Варвара Степанова (1894-1958)
Слайд 10Реклама
Александр Родченко и Владимир Маяковский
Слайд 11Архитектура: архаизм и конструктивизм
Строительство третьего гранитного ныне
существующего Мавзолея В.И.Ленина
1929-1930 гг.
Архитектор Алексей Щусев (1873-1949)
Первые два были деревянные,
Существовали в 1924-1929 гг.
Архитектор тот же.
Дом культуры имени С.М.Зуева.
Москва. Ул. Лесная.
Илья Голосов (1883-1945)
Слайд 12"Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино
и цирк".
В.И.Ленин
В спектакле по пьесе В.Маяковского
«Мистерия буфф» в 1918 г.
в Петрограде использовались элементы циркового представления
Слайд 13Кинематограф: фантастика
Аэлита (1924), реж. Яков Протозанов
В главной роли Юлия Солнцева
(1901-1989)
Слайд 14Кинематограф: политика
Броненосец Потёмкин (1925) реж. Сергей Эйзенштейн
Слайд 15Кинематограф: политика
Октябрь (Десять дней, которые потрясли мир) (1927),
реж. Сергей
Эйзенштейн
Слайд 16Кинематограф: языческий эпос
Земля (1930), реж. Александр Довженко
Слайд 17Кинематограф: комедия
Закройщик из Торжка (1925), реж. Яков Протазанов
Поцелуй Мэри Пикфорд
(1927),
реж. Сергей Комаров
В главных ролях Игорь Ильинский (1901-1987)
Слайд 18Кинематограф: мелодрама
Людмила Семёнова
Владимир Фогель и Николай Баталов
Третья Мещанская. 1927. реж.
Абрам Роом
Слайд 19Театр: самый популярный драматург
Самая популярная пьеса Булгакова – «Дни Турбиных»
Премьера
состоялась в МХАТе в 1926 г. Руководил постановкой К.С.Станиславский
И.В.Сталин посетил
спектакль «Дни Турбиных более 20 раз
Михаил Булгаков (1891 – 1940)
Слайд 20Самые значимые спектакли
«Дни Турбиных», сцена из спектакля МХАТ 1926 г.
Слайд 21Самые значимые спектакли
«Саломея» по пьесе Оскара Уайльда
в Камерном театре, Москва, реж Александр Таиров (1885-1950), премьера состоялась
23 октября/3 ноября 1917 г.
Слайд 22Самые значимые спектакли
«Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци
Реж. Евгений Вахтангов
(1883-1922)
Театр им. Е.В.Вахтангова. Москва
Спектакль шёл с перерывами с 1922 по
2006 гг.
Слайд 23Самые значимые спектакли
«Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя в театре имени В.Э.Мейерхольда,
реж. Всеволод Мейерхольд (1874-1940)
Слайд 24Балет
Золотой век
Композитор Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Хореография Василий Вайонен и Леонид Якобсон
Шёл
в 1930-1931 гг. в бывш.Мариинском театре в Ленинграде
Балет включал ряд
западных «буржуазных» танцев (канкан, фокстрот, танго, чечётка), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча.
Эскиз костюма женщины на боксе.
Худ.Валентина Ходасевич
Слайд 25Агитационный театр
(живая газета) «Синия блуза»
«Мы синеблузники,
мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по
миру
свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
Мы синеблузники,
мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки
в великой спайке
Одной трудящейся семьи...»
Синия блуза г. Спасск
Приморский край 1927 г.
Слайд 26Спортивные парады
С 1928 г. на центральных площадях
советских городов началось проведение спортивных парадов. Постановщик Всеволод Мейерхольд
Слайд 27Популярная музыка
Ночь надвигается,
Фонарь качается,
И свет
врывается
В ночную мглу…
А я, немытая,
Тряпьем покрытая,
Стою, забытая,
Здесь — на углу.
Горячи бублики
Для
нашей публики,
Гони-ка рублики,
Народ, скорей!
И в ночь ненастную
Меня, несчастную,
Торговку частную,
Ты пожалей.
Леонид Утёсов (1895-1982)
Слайд 28Литература. Проклятия революции
Василий Розанов. Апокалипсис нашего времени (1917-1918)
С
лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес.
— Представление окончилось. Публика встала.
— Пора одевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось.
Слайд 29Литература. Проклятия революции
Максим Горький. Несвоевременные мысли (1917-1918)
Ленин, Троцкий… слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся,
якобы по пути к «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
Слайд 30Литература. Проклятия революции
Иван Бунин. Окаянные дни (1918-1920)
Дама
поспешно жалуется, что она теперь без куска хлеба, имела раньше
школу, а теперь всех учениц распустила, так как их нечем кормить:
- Кому же от большевиков стало лучше? Всем стало хуже и первым делом нам же, народу!
Перебивая ее, наивно вмешалась какая-то намазанная сучка, стала говорить, что вот-вот немцы придут и всем придется расплачиваться за то, что натворили.
- Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем,- холодно сказал рабочий и пошел прочь.
Солдаты подтвердили: "Вот это верно!"- и тоже отошли.
Слайд 31Литература. Советский Жюль Верн
Голова профессора Доуэля (1925)
Последний человек из Атлантиды
(1926)
Человек-амфибия (1928)
Продавец воздуха (1929)
Подводные земледельцы (1930)
Александр Беляев (1884-1942)
Слайд 32Литература: изобретение нового жанра - Антиутопия
Евгений Замятин (1884-1937)
Роман «Мы» (1920)
Впервые
опубликован в 1924 г. на чешском языке в Праге и
на английском языке в Нью-Йорке
Впервые на русском языке опубликован в Праге в 1927 г.
Впервые опубликован в России (СССР) в 1988 г.
Слайд 33«МЫ»
Я просто списываю -- слово в слово
-- то, что сегодня напечатано в Государственной Газете: "Близок великий,
исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: …благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах -- быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми.
Слайд 34Литература. Группировки
Орден имажинистов
1919-1927
Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич
Образ в литературе
важнее содержания и формы
Слайд 35Литература. Группировки
Серапионовы братья
1921-1929
Лев Лунц, Вениамин Каверин, Михаил Зощенко,
Николай
Тихонов и др.
Задача писателя - писать
интересно
Слайд 36Литература. Группировки
Леф – левый фронт искусств (1922-1928)
Владимир Маяковский, Николай Асеев,
Сергей Третьяков
Задача писателя -помогать строить социализм
Слайд 37Литература. Группировки
ОБЭРИУ
1928-1931
Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и др.
Задача писателя
- освободить слово от шаблонов применения, чтобы более точно описывать
реальность
Волны касторовая суть
ушла сатином со двора
ей больше нечего косить
когда дитя ее двурог.
Д.Хармс. 1926
Цирк полный искусствоведов.
Владимир Стерлигов (1904-1973)
Слайд 38Плутовской роман
Илья Ильф, Евгений Петров
12 стульев (1927)
Золотой телёнок (1931)
В половине
двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел
молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный. -- Дядя! -- весело кричал он. -- Дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко* и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул: -- Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и немедленно отстал.
Памятник Остапу Бендеру.
г.Старобельск. Украина
Слайд 39Образование
Изучение истории заменено изучением обществознания
Основной метод преподавания – проектный
Для молодёжи
из семей рабочих и крестьян созданы рабфаки для подготовки к
поступлению в вузы
Для поступления в вузы обязателен трудовой стаж
Слайд 40Образование
Школа отделена от церкви
Плата за обучение отменена
Введено обязательное начальное образование
Отменены
учебники, домашние задания, форма, оценки
Слайд 41Философский пароход
В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной
казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу
«Философский пароход» собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia» (16—17 ноября). Также высылки осуществлялись на пароходах с Украины и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Всего было выслано 225 человек.
Среди высланных выдающиеся философы: Николай Бердяев, Сергей Франк, Иван Ильин, Питирим Сорокин, Сергий Булгаков, Николай Лосский и др.
Иван Ильин и Сергий Булгаков
на борту философского парохода
Слайд 42Положение религии
Одним из первых декретов советской власти был декрет об
отделении церкви от государства
В 1920-е гг. советская власть религию терпела:
религиозные праздники были выходными днями
Но с 1922 г. издавалась газета «Безбожник», а в 1925 г. был создан Всесоюзный союз безбожников, который начал вести активную антирелигиозную пропаганду
Слайд 43Перемены в духовной жизни СССР
В 1929 г. в СССР началось
сворачивание нэпа и переход к социалистической модернизации: коллективизации и индустриализации
Вместе
с социалистической модернизацией произошло ужесточение партийно-государственого контроля за духовной культурой
Слайд 44Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.
1) ликвидировать ассоциацию
пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской
[стоящих за политику советской] власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.