Слайд 1доктор педагогических наук, профессор Федотенко И.Л.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Слайд 2Лекция 1. Предмет, задачи, структура «Педагогической психологии».
ПЛАН:
1. Различные подходы к определению
сущности педагогической психологии.
2. Место педагогической психологии среди других наук.
3. Методы педагогической психологии.
Слайд 3Педагогическая психология, как и другие психологические науки, имеет своим объектом
человека, то есть относится к антропологическим дисциплинам.
В качестве предмета
педагогической психологии рассматривается механизм, закономерности овладения человеком социокультурным опытом и те изменения в интеллектуальном, эмоционально-волевом, личностном развитии которые при этом происходят в субъекте.
Слайд 4закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, формирования опыта творческой деятельности, самостоятельного
мышления и те изменения в психике, которые имеют место при
обучений и воспитаний;
Педагогическая психология изучает:
Слайд 5индивидуальные различия, которые наблюдаются у детей в процессах воспитания и
обучения, исследует условия, при которых достигаются оптимальные результаты личностного развития
ребенка, определяет надежные критерии умственного развития ребенка, эффективного формирования психических новообразований.
Педагогическая психология изучает:
Слайд 6Предметом педагогической психологии является также взаимоотношения между учащимися и педагогом
и взаимоотношения школьников, в целом можно сказать, что педагогическая психология
изучает психологические аспекты управления процессами обучения и воспитания, формирования познавательных процессов школьников.
Слайд 7Задачи педагогической психологии:
раскрыть механизм обучающего и воспитывающего воздействия на личность
школьника;
определить связи, между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и
формами, методами, технологиями взаимодействия;
изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
Слайд 8определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние
этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность
определение закономерностей,
условий и критериев усвоения знаний;
определение психологических основ диагностики уровня и качества их усвоения.
Задачи педагогической психологии:
Слайд 9Педагогическая психология включает три основных раздела:
1. психология обучения;
2. психология воспитания;
3.
психология учителя.
Слайд 10Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— ассоциативная теория (Д.
Гартли и В. Вундт) механизмы образования ассоциаций исследовались как основа
психических процессов и психики в целом. Исследуя ассоциации изучали особенности памяти, научения.
Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем, который ввел понятия ассоциации, типы, разграничил разум на теоретический и практический;
Слайд 11Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— прагматическая функциональная психология
(У. Джемс и Д. Дьюи). Акцент был сделан на выработке
навыков, на приспособлении к среде, на адаптивных реакциях и активности ребенка;
Слайд 12Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— теория проб и
ошибок Э. Тордайка сформулировала основные закономерности научения - законы упражнения,
эффекта и готовности, описание кривой научения и тестов достижений на основании этой кривой;
Слайд 13Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— бихевиоризм и необихевиоризм
(Дж. Уотсон, К. Халл, Б. Скинер, Э. Торндайк) концепция
оперантного поведения
и практика программированного обучения;
Слайд 14Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— исследования Ф. Гальтона
по измерению сенсомоторных функций - начало тестированию, применение анкетирования, оценочных
шкал, математической статистики в области образования. Дж. Кеттел применил умственные тесты, Бине и Симон составили интеллектуальные тесты для индивидуального и группового тестирования;
Слайд 15Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— психоанализ Фрейда, Адлера,
Юнга, Фромма, Эриксона. Категории бессознательного, психической защиты, комплексов, стадий развития
Я, категории свободы, интроверсии-экстраверсии;
Слайд 16Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— гештальтпсихология Вертгаймер, Келер,
Коффка — мотивация, инсайт, стадии интеллектуального развития, интериоризация;
Слайд 17Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— операциональная концепция Пиаже
— синтетический подход к исследованию психики, понятия социализации, центрации-децентрации, стадии
развития интеллекта, обратимости действий;
Слайд 18Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— когнитивная психология (Д.
Норман, Дж. Брунер, М. Бродбент) - акцент на знания, информированность,
организация памяти, прогнозирование, прием и переработка информации, процессы чтения и понимания, когнитивные стили;
Слайд 19Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— гуманистическая психология (А.
Маслоу, К. Роджерс) концепция терапии, центрированной на клиенте, пирамида человеческих
потребностей, фасилитация, подход в обучении, центрированый на ученике;
Слайд 20Теории оказавшие влияние на становление педагогической психологии:
— педагогическая антропология К.Д.
Ушинского;
— культурно-историческая теория Выготского - теория развития психики, понятийного мышления,
речи, связи обучения и развития.
Слайд 21Методы исследования в педагогической психологии:
организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);
эмпирические (наблюдение и
самонаблюдение, беседа, интервью);
анкетирование;
эксперимент;
анализ продуктов деятельности;
тестирование.