Разделы презентаций


Дополнительный урок № 32 Причастно-притяжательная конструкция

Причастно-притяжательная конструкцияСегодня мы знакомимся с действительно сложной темой, которая вызывает проблемы у студентов, благодаря своей крайней изнаночности. Мы уже имели множество поводов убедиться в том, что большинство грамматических конструкций в турецком

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дополнительный урок № 32 Причастно-притяжательная конструкция

Дополнительный урок № 32 Причастно-притяжательная конструкция

Слайд 2Причастно-притяжательная конструкция
Сегодня мы знакомимся с действительно сложной темой, которая вызывает

проблемы у студентов, благодаря своей крайней изнаночности. Мы уже имели

множество поводов убедиться в том, что большинство грамматических конструкций в турецком языке с точки зрения русского, как - бы «задом на перед», что существенно осложняет их восприятие и понимание. Сегодняшняя наша тема именно из таких))
Причастно-притяжательная конструкцияСегодня мы знакомимся с действительно сложной темой, которая вызывает проблемы у студентов, благодаря своей крайней изнаночности.

Слайд 3Начнем с того, что и название данной конструкции не самое

простое, а главное, что оно не одно. Так же ее

принято называть «инверсивно-причастной конструкцией» или «конструкцией по типу «damı yanan ev»». Ну вдруг, кому-то не понравятся мои объяснения, и вы решите ее погуглить)))). Название «damı yanan ev», если я не ошибаюсь, застолбил «великий зубр» преподавания турецкого языка тюрколог П.И. Кузнецов.

Начнем с того, что и название данной конструкции не самое простое, а главное, что оно не одно.

Слайд 4Итак, что же это за конструкция такая, и с чем

ее едят?
На русский язык это чудо переводиться сложным определением, с

союзным словом «который», а на турецкий определением с причастием.
Заранее пугаться не надо, дойдем до примеров и все станет ясно))
Для начала, вспомним, что нами уже изучены причастия «an/en», «mış», «acak». Если вы не уверенны в этих темах первым делом обратитесь к нашим предыдущим урокам и как следует с ними разберитесь.

Итак, что же это за конструкция такая, и с чем ее едят?На русский язык это чудо переводиться

Слайд 5Таким образом, прояснилась часть названия «причастно-….» - там будут причастия,

что касается «…-притяжательной», логично, что здесь работает родительный падеж –

точнее, его часть.
Раз в мире лингвистов конструкция зовется «damı yanan ev», то и мы не будем выпендриваться, и, разберем грамматику именно на этом примере.
Итак,
Damı yanan ev
Дом, крыша которого, горит.
Это пока не предложение, а лишь связка, которая потом будет вписана в контекст.
Например: «Тот дом, крыша которого сейчас горит, принадлежит знаменитому актёру».


Таким образом, прояснилась часть названия «причастно-….» - там будут причастия, что касается «…-притяжательной», логично, что здесь работает

Слайд 6Итак, у нас есть дом. Он в предложении главный и

его необходимо описать.
При этом у дома есть крыша. Он ею

владеет (вот вам и родительный падеж) да еще с этой крышей (с предметом, которым обладают) что-то происходит.
Она производит действие – горит.
Но и действие сие не главное – оно лишь описывает предмет, вносит некоторое уточнение – значит, это второстепенное действие и потому оно будет выражаться причастием.



Итак, у нас есть дом. Он в предложении главный и его необходимо описать.При этом у дома есть

Слайд 7Ну теперь препарируем это все по-кусочкам.
(bu)Evin çatısı – (это) крыша

дома.
Çatı yanıyor – крыша горит.
Соединим эти 2 части во-едино.
На первое

место ставим предмет, которым обладают. Это крыша. Как и положено, она будет стоять в 3 л.ед.ч. – так как стоит в связке с родительным падежом.
1. Çatısı
На вторе место ставим ее действие в причастной форме. Она в зависимости от контекста может быть, как мы уже и говорила «an» «acak» «mış»
Крыша горит в данный момент, а мы знаем, что причастие для настоящего и простого прошедшего времени это причастие «an».
2. Получаем «yanan»

Ну теперь препарируем это все по-кусочкам.(bu)Evin çatısı – (это) крыша дома.Çatı yanıyor – крыша горит.Соединим эти 2

Слайд 8И вот уже на третье место ставим владельца, которого мы

описываем – это дом. Но никаких родительных падежей к нему

не цепляем. Дом. Просто дом.
3. Ev
Итого: Çatısı yanan ev.
Посмотрим на другие примеры и все станет яснее.
Köpeği kaybolmuş arkadaşım.
Друг, собака которого потерялась.
Çocuğu hastalanan kadın
Женщина, сын которой болен.
Sigortası bitmiş araba.
Машина, у которой закончилась страховка.
И вот уже на третье место ставим владельца, которого мы описываем – это дом. Но никаких родительных

Слайд 9Как вы видите, собака принадлежит другу, сын - женщине а

страховка – машине. Но традиционного родительного падежа тут нет. Только

изафет 3 его лица единственного числа. И вопреки всем логикам и правилам предмет стоит впереди владельца! Между предметом и владельцем стоит глагол в форме причастия.
Переводятся такие конструкции с конца.
Затем мы переносимся в её начало, потом добавляем союз «который» и наконец произносим глагол.

Как вы видите, собака принадлежит другу, сын - женщине а страховка – машине. Но традиционного родительного падежа

Слайд 10Однако, друзья мои, страдания ваши на этом не заканчиваются.
Подобные

конструкции могут работать не с глаголом, а с прилагательным.
Например

– «Учитель, у которого скучные уроки»;
«Cобака, у которой рваное ухо», «ресторан, на кухне которого грязно» и так далее.
Куда же нам лепить причастие?!
На помощь приходить глагол «быть» - «olmak»
Dersleri sıkıcı olan öğretmen
Kulağı yırtık olan köpek
Mutfağı pis olan lokanta.

Однако, друзья мои, страдания ваши на этом не заканчиваются. Подобные конструкции могут работать не с глаголом, а

Слайд 11Продолжаем лингвистический экстаз.
Бывают ситуации, когда объект не совершал действия сам,

а над ним кто-то совершил это действие.
Penceresi açık bırakılmış daire.
Квартира,

окно которой было оставлено открытым.
Kostümü yırtılan balerin
Балерина, костюм которой был порван.
То есть, в русском языке появляется слово «был/была/было» - оно указывает нам на страдательный залог. И в турецком языке это правило соблюдается.
Birakmak – bırakılmak
Покидать – быть покинутым
Yırtmak- yırtılmak
Рвать – быть порванным


Продолжаем лингвистический экстаз.Бывают ситуации, когда объект не совершал действия сам, а над ним кто-то совершил это действие.Penceresi

Слайд 12Когда в нашей конструкции что-то у кого то «есть» или

«нет», необходимые слова «var» и «yok» заменяются на глаголы «olan»

/ «olmayan».
Çocuğu olan adam.
Человек, у которого есть ребенок.
Bilgisayarı olmayan çocuk.
Ребенок, у которого нет компьютера.
Эта неугомонная форма ко всему еще и может субстантивироваться.
Если из предложения
Oğlu hasta olan kadını görebilir miyim?
Могу я видеть женщину, чей сын болен?
Мы уберем главное определяемое – «женщину», тогда, винительный падеж, оставшийся от нее в наследство мы добавим к причастию и получим :
Oğlu hasta olanı görebilir miyim?,
Могу ли я увидеть ту, чей сын болен?
Когда в нашей конструкции что-то у кого то «есть» или «нет», необходимые слова «var» и «yok» заменяются

Слайд 13 Ну а теперь вернемся к тем же примерам, но

уже в готовых предложениях.
Köpeği benim ayakkabımı yiyen komşu zararımı karşılamak

istemiyor.
Cоседка, чья собака погрызла мои ботинки не хочет платить мне за ущерб.
Mutfağı bu kadar pis olan lokantaya hayatta gitmem.
Никогда не пойду в ресторан, а кухне которого так грязно.
Babaannesi ölmüş arkadaşım çok üzgün.
Моему другу, у которого умерла бабушка очень грустно.
Dersleri çok sıkıcı olan öğretmen asla öğrencilerle anlaşamaz.
Учитель, у которого очень скучные уроки никогда не поладит с учениками.
Ну а теперь вернемся к тем же примерам, но уже в готовых предложениях.Köpeği benim ayakkabımı yiyen

Слайд 14Şu kulağı kesik olan köpek çok saldırgan.
Та собака, с рваным

ухом (у которой ухо) очень злая.
Çocuğu hastalanan kadın onu

iyileşmek için herşey yapar.
Женщина, у которой болен ребенок, сделает все, чтобы его вылечить.
Kostümü yırtılan balerin sahneye çıkmaz.
Балерина, у которой был порван костюм, не выйдет на сцену.
Sigortası çoktan bitmiş arabayı satıyorum.
Я продаю машину, чья гарантия давно закончилась.
Müzisyenleri artık Ankaraya varmış Tarkan da bugün gelmeli.
Таркан, чьи музыканты уже прибыли в Анкару тоже должен сегодня приехать.

Şu kulağı kesik olan köpek çok saldırgan.Та собака, с рваным ухом (у которой ухо) очень злая. Çocuğu

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика