Слайд 1Дошкольное образование
Закон
«Об образовании в Российской Федерации»
2013
Слайд 2Глава 1. Общие положения
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Образование
Воспитание
Обучение
Федеральный государственный образовательный стандарт
Образовательная программа
Образовательная организация
Средства обучения и воспитания
Инклюзивное
образование
Качество образования
Участники образовательных отношений
присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Слайд 3образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
Слайд 4образовательная деятельность –
деятельность по реализации образовательных программ;
образовательная
организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность
в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
Слайд 5 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание,
планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Слайд 6Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования
включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Слайд 7
п.2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование
и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в
течение всей жизни (непрерывное образование).
п.3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
п. 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 8Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательные стандарты.
п.2 Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Слайд 93. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1)
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части
основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд 10Статья 12. Образовательные программы
1. Образовательные программы определяют содержание
образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Слайд 11п. 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Слайд 12Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
3. Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.
Слайд 13Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
1. Государственная регламентация образовательной деятельности
направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур,
связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
2. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;
3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Слайд 143. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1)
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части
основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд 15Статья 12. Образовательные программы
п. 3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
Слайд 16Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
3. Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.
Слайд 17Статья 23. Типы образовательных организаций
п.2. В Российской Федерации устанавливаются следующие
типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация
- образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Слайд 184. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей
статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация
которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
Слайд 195. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую
форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут
использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Слайд 20Статья 25. Устав образовательной организации
2. В уставе образовательной организации должна
содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.
Статья 26. Управление образовательной организацией
Слайд 21
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная
организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной,
научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Слайд 223. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1)
разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового
распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
Слайд 236) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и
утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
Слайд 2419) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской
Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 25Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
1. Образовательные организации формируют открытые
и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и
обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Слайд 26Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
1.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные
отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 27Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки
и стимулирования
11) каникулы - плановые перерывы при получении
образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Слайд 28Глава 4. Обучающиеся и их родители
(законные представители)
Статья 33. Обучающиеся
1.
К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы
обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
Слайд 29Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие
педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование
и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Слайд 30
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается
совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
Слайд 317) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие
занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
Слайд 32Статья 49. Аттестация педагогических работников
1. Аттестация педагогических работников проводится в
целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе
оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Слайд 33Глава 7. Общее образование
Статья 64. Дошкольное образование
п.1. Дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Слайд 34п.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного
образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической,
психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 35Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации
высшего образования
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь
высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Слайд 36Статья 53. Возникновение образовательных отношений
1. Основанием возникновения образовательных отношений является
распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на
обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Слайд 37Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в
простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом,
зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Слайд 38Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность
2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего
и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 399. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на
обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством
об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Слайд 40Статья 57. Изменение образовательных отношений
2. Образовательные отношения могут быть изменены
как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по
его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.
Слайд 41Статья 61. Прекращение образовательных отношений
2. Образовательные отношения могут быть прекращены
досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
Слайд 42п.3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной
интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Слайд 43п.5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих
образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям)
выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Слайд 44Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
п.1.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении
детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.