Слайд 2Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократовской
философии.
Классический период древнегреческой философии.
Слайд 3Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Философия возникла в
VII- VI веке до н.э. в Греции.
Слайд 4Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:
Удобное географическое положение
Переход от
бронзы к железу усилил производство
Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда
Товарно-денежные
отношения
Оформление политической системы – античного полиса
Отсутствие религиозного доминирования
Слайд 5Основные этапы древнегреческой философии:
VII- V вв. до н.э. – период
зарождения или период досократический.
В центре внимания – проблема космоса, природы
(натурфилософия)
2. V- IV вв. до н.э. – классический период
Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности
3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период.
Приоритет этических проблем.
Слайд 62.Натурфилософские ориентации досократовской философии.
Слайд 7Первые философские школы в г. Милет и Эфес.
Космоцентрическая ориентация –
стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей,
убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).
Слайд 8Первооснова мира:
Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)
Анаксимен
– воздух
Гераклит – огонь
Пифагор – число
Слайд 9Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего
существующего в мире)
Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи
путем порождения противоположностей.
Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.
Слайд 10Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)
Континуальный образ мысли – представление
о непрерывности, единственности и неразрывности бытия.
Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.
Слайд 11Демокрит
Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего.
Вечные,
неизменные, находятся в движении.
Слайд 122.Философия античности классического периода
Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных
философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.
Основные представители:
Софисты (Протагор,
Гиппий, Горгий)
Сократ
Платон
Аристотель
Слайд 13Софисты
Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.
Основные
идеи:
Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то
и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);
Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.
Слайд 15Философии Сократа – направлена на человека, которого он понимал как
нравственное существо, познающее самого себя.
Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл
искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.
Слайд 17Учение об идеях:
Концепция объективного идеализма.
Всякий существующий предмет, явление или процесс
имеет свою идею.
Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные
и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
Идеи – источник существования всех вещей предметного мира.
Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.
В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.
Слайд 18Учение о познании
Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.
Осуществляется в
два этапа.
При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только
мнение.
При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.
Слайд 19Учение о человеке
Человек – единство души и тела. Душа
– идея человека.
Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:
разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)
воля (ориентация на достижение поставленных целей)
чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
Слайд 20Учение о государстве.
Идеальное государство - это общество, состоящее из трех
сословий:
- правители (функция управления);
-
воины (функция обороны);
- производители (функция производительного труда).
Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).
Слайд 21Формы идеального государства
Монархия
Аристократия
Демократия
Слайд 23Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.
Подлинной реальностью обладают единичные вещи.
Единичное
бытие вещи есть сочетание формы и материи.
Материя – то, из
чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).
Слайд 24Учение о познании.
Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
Чувственное восприятие является
основой познания. Оно дает знание о единичных вещах.
Интеллектуальное знание, основанное
на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.
Слайд 25Учение о человеке.
Человек – единство души и тела. Душа и
тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.
Сущность
человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.
Слайд 26Социально-политическое учение.
Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой
жизни под властью единого права.
Полноправными гражданами государства являются только те,
кто обладает собственностью и участвует в управлении.
Правильные формы: Неправильные формы:
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия