Слайд 2Особенности древнерусской архитектуры:
- основной строительный материал – дерево –
использовался для строительства всех видов сооружений (жилых домов, городских укреплений,
дворцовых зданий, церквей).
- бревенчатая конструкция и её композиционное разнообразие;
- с XI века – каменное строительство, воздействие на него деревянного зодчества
Слайд 3В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали
асимметричные решения: ряд простых объемов – палат соединялись переходами и
галереями.
В культовом каменном зодчестве утвердился тип кубического храма с параллельными нефами с четырьмя, шестью опорными крещатыми столбами, которые поддерживали своды и купола (от одного до пяти).
Слайд 4Зодчество Киевской Руси
конца X - XI веков
Слайд 5
Десятинная церковь в Киеве, 989-996 гг.
1 –план раскопанных фундаментов
2 –
частичная реконструкция плана
Слайд 6Спасский собор в Чернигове
30-е годы XI века, построен
при князе
Мстиславе
Слайд 7Софийский собор в Киеве (1037 – конец XI века)
Вид с
восточной стороны, план
Слайд 8Макет Софийского собора в Киеве
Слайд 9Софийский собор в Киеве.
Современный вид
Слайд 10Софийский собор в Киеве
Мозаика купола и парусов
Слайд 11Софийский собор в Киеве
Спас Пантократор
Слайд 12Софийский собор в Киеве
Богоматерь Оранта в апсиде храма.
Сцена Евхаристии (причащения)
Слайд 13Софийский собор в Новгороде
1045-1050
Слайд 14Софийский собор в Новгороде
1045-1050
Слайд 15Зодчество Киевской Руси
конца X - XI веков
- преемственность византийских
традиций
(крестово-купольные типы храмов, строительный материал - плинфа на известковом
растворе, в интерьере – мозаики и фрески);
- формирование собственных традиций:
создание крупных храмов с очень большими хорами, использование местных строительных материалов (кирпич, красный шифер, поливные керамические плитки, облицовочная штукатурка)
Слайд 16Зодчество Древней Руси XII века:
- феодальная раздробленность страны;
- возникновение самостоятельных
архитектурных школ:
киевская (черниговская, смоленская),
новгородская (псковская, залесская), владимиро-суздальская
Слайд 17Борисоглебский собор в Чернигове 20-е годы XII века
Слайд 18Борисоглебский собор в Чернигове 20-е годы XII века
Слайд 19Петропавловская церковь в Смоленске
Середина XII века
Слайд 20Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде
1119 год
Слайд 21Фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Слайд 22Свод Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Слайд 23Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове, 40-е годы XII века
Слайд 24Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове,
40-е годы XII века
Слайд 25Георгиевская церковь в Старой Ладоге,
60-е годы XII века
Слайд 26Спасский собор в Переславль-Залесском 40—е годы XII века
Слайд 27Успенский собор во Владимире
1158-1160,
перестроен в конце XII века
Слайд 28Церковь Покрова на Нерли, 1166 год
Слайд 29Дмитриевский собор во Владимире
90-е годы XII века
Слайд 33Характерные черты храмов XII века:
крестово-купольные, четырех или шестистолпные, чаще всего
одноглавые, трехапсидные, статичные, лаконичные,
со спокойным ритмом закомар,
формируется декор
(аркатурные пояса на фасаде и барабане купола, перспективные порталы)
Слайд 34Древнерусская архитектура
конца XII –
первой трети XIII веков
Слайд 35Пятницкая церковь в Чернигове,
нач. XIII века
Слайд 36Церковь Спаса-Нередицы в Новгороде 1198 год
Слайд 37Церковь Рождества Богородицы на Перыне в Новгороде
20-30-е годы
XIII
века
Слайд 38Храмы Новгорода середины – второй половины XIV века
Церковь Федора Стратилата
в Новгороде
1360 год
Слайд 39Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
в Новгороде
1374 год
Слайд 40Древнерусская архитектура
конца XII –
первой трети XIII веков:
на смену
статичным храмам, увенчанным одной массивной главой, со спокойными ритмами закомар
приходят здания со столпообразным построением объема, подчеркнутой динамичностью композиции, богатой декоративной разработкой фасадов и, как правило, трехлопастным их завершением.
Слайд 41Московская архитектура
конца XV века
Слайд 42Успенский собор Московского кремля
1475-1479
Арх. Аристотель Фиораванти
Слайд 43Успенский собор Московского кремля,
восточный фасад
Слайд 441485 год – начало строительства нового кирпичного Кремля
Архитекторы: А. Фиораванти,
Антон Фрязин, Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари (с 1490 года).
1499
год – основные строительные работы были закончены
Слайд 45Церковь Ризоположения Московского Кремля
1484-1485
Слайд 46Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489
Слайд 47Грановитая палата
Московского Кремля
1491 год
арх. Пьетро Антонио Солари
Слайд 48Фрагмент фасада Грановитой палаты
Слайд 49Фрагмент интерьера Грановитой палаты
Слайд 50Архангельский собор Московского Кремля 1505-1508, арх. Алевиз Новый
Слайд 51Фрагмент фасада Архангельского собора
Слайд 52Особенности московской архитектуры XV века:
- масштабное строительство, в котором приняли
участие не только московские зодчие, но мастера из других русских
городов, а также приезжие итальянские архитекторы, в результата чего московское зодчество потеряло свой областной, локальный характер, превратившись в зодчество общерусское;
- параллельно со строительством храмов велось строительство гражданских сооружений (дворцы, монастырские трапезные);
- произошли изменения в военно-оборонительном строительстве: каменные укрепления имели башни вдоль стен, которые обеспечивали фланкирующий обстрел по всему периметру; появляются «регулярные» крепости.
Слайд 54Софийский собор в Вологде
1568-1570
Слайд 56Церковь Вознесения в Коломенском
1532 год
Слайд 57Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного), 1555-1561, арх. Барма
и Посник
Слайд 58Преображенская церковь в селе Вязёмы
90-е годы
XVI века
Слайд 59Колокольня Ивана Великого
1505-1508
Арх. Бон Фрязин,
достроена в 1600
Слайд 60Колокольня Ивана Великого
1505-1508
Арх. Бон Фрязин,
достроена в 1600
Слайд 61Особенности архитектуры XVI века:
- строительство столпообразных храмов;
- возникновение каменного шатрового
зодчества;
- разработка различных вариантов крестовокупольных пятиглавых храмов;
- к концу века
формируется тенденция несоответствия архитектурных форм конструкциям;
- крупные, сочные детали сменяются более мелкими графически сухими деталями декора;
- четкая композиционная симметрия;
- строительство новых каменных оборонных объектов и крепостей
Слайд 63Поганкины палаты в Пскове XVII век
Слайд 64Крыльцо внутреннего двора Поганкиных палат в Пскове
Слайд 66Церковь Святой Троицы в Никитниках
Москва,
1631-1634
Слайд 67Спасская башня Московского Кремля
1624-1625
Бажен Огурцов
Христофер Галовей
Слайд 68Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве 1649-1652
Слайд 69Храм Николы в Хамовниках в Москве 1679
Слайд 70Колокольня церкви Николы в Хамовниках
Слайд 71Фрагмент фасада церкви Николы в Хамовниках
Слайд 72Церковь Успения в Гончарах
в Москве 1654
Слайд 73Церковь Ильи Пророка в Ярославле 1647-1650
Слайд 74Интерьеры церкви Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 75Церковь Воскресения на Дебре в Костроме 1650-1652
Слайд 76Характерные черты архитектуры XVII века:
- живописные несимметричные композиции;
- элементы декора
часто покрывают всю поверхность фасада, перенасыщенность мелким декором («узорочье»);
- полихромия:
раскраска, поливные изразцы, каменная резьба;
- боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, окна со сложными, богато украшенными наличниками;
- меняется система монументальной живописи в интерьерах: живопись, как ковер, покрывает стены, не считаясь с архитектурными членениями
Слайд 77Русская архитектура конца XVII века -
«нарышкинское»
и «голицинское» барокко
Слайд 78Церковь Покрова в Филях под Москвой 1690-1693
Слайд 79Церковь Знамения в Дубровицах 1690-1704
Слайд 80Фрагменты фасадов церкви Знамения в Дубровицах
Слайд 81Фрагмент фасада церкви в Дубровицах
Слайд 82Для архитектуры рубежа XVII и XVIII века характерно:
- черты регулярности
и симметрии;
- развитие ансамблевой застройки;
- творческое использование приемов западноевропейской архитектуры
( изменения в развитии русской архитектуры: приезд архитекторов из-за границы, появление книг по архитектуре, сложение системы архитектурного образования);
- сохранение архитектурно-художественных традиций древнерусского зодчества.