Разделы презентаций


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Основные этапы развития помощи лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом.Система помощи лицам с нарушением интеллекта. Теоретические основы олигофренопедагогики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

Агаева Индира Бабаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П. Астафьева

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ  ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ   Агаева Индира Бабаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики ИСП

Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики.
Основные этапы развития помощи

лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом.
Система помощи

лицам с нарушением интеллекта.
Теоретические основы олигофренопедагогики

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Основные этапы развития помощи лицам с нарушением интеллекта в России

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001. 208

с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в

развитии: Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2004.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.,2001.

ЛИТЕРАТУРА: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001. 208 с.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания

Слайд 4 Дошкольная олигофренопедагогика – это наука о воспитании и обучении

умственно отсталых детей дошкольного возраста, является частью специальной педагогики (дефектологии)

и представляет собой сложную многофункциональную отрасль.
Дошкольная олигофренопедагогика – это наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста, является частью

Слайд 5 ПРЕДМЕТОМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО, РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА. ОБЪЕКТОМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью.

ПРЕДМЕТОМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ,

Слайд 6ЗАДАЧИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения дошкольников

с нарушением интеллекта;
определение организационных форм и условий воспитания и обучения

дошкольников с нарушением интеллекта;
разработка эффективных методов, приемов и средств воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития;
разработка путей педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития;
ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта.

ЗАДАЧИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта;определение организационных форм и условий

Слайд 7СВЯЗЬ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:

детская и специальная психология,
дошкольная и

специальная педагогика,
педиатрия,
невропатология,
детская психоневрология,
психиатрия,
анатомия,
нейрофизиология,
генетика,


биохимия и ряд других наук,


СВЯЗЬ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:детская и специальная психология, дошкольная и специальная педагогика, педиатрия, невропатология, детская психоневрология, психиатрия,

Слайд 8ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
изучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием

коррекционного обучения;
определение принципов, содержания и методов обучения и воспитания

умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного или реабилитационного вида;
обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работы с детьми с различной степенью умственной отсталости;
вариативность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей с учетом их возраста (раннего, дошкольного) и структуры нарушений.


ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИизучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения; определение принципов, содержания и методов

Слайд 9В системе Министерства здравоохранения РФ имеется:
сеть домов ребенка

для детей в возрасте от рождения до 3 лет,

центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет;
специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.

В системе Министерства здравоохранения РФ имеется: сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3

Слайд 10В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОСПИТЫВАЮТСЯ:
дети с диагнозом олигофрения

в степени имбецильности;
дети с выраженной умственной отсталостью (специальные

интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры).


В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОСПИТЫВАЮТСЯ: дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности;  дети с выраженной

Слайд 11МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
наблюдение,
эксперимент,
изучение истории

развития ребенка,
беседа,
изучение продуктов детской деятельности.




МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ: наблюдение, эксперимент, изучение истории    развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности.

Слайд 12ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— становление дошкольной коррекционной педагогики (с 1930 по

1978 г.), характеризующийся накоплением практического опыта, изучением (клинических и психолого-педагогических)

особенностей развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, подготовкой нормативно-правовых документов и научно-методической литературы для открытия специализированных (коррекционных) дошкольных учреждений.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ЭТАП)— становление дошкольной коррекционной педагогики (с 1930 по 1978 г.), характеризующийся накоплением практического опыта, изучением

Слайд 13ВТОРОЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— совершенствование содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях

для детей с нарушениями интеллекта (с 1978 по 1992 г.).




ВТОРОЙ ПЕРИОД (ЭТАП)— совершенствование содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта (с 1978

Слайд 14ТРЕТИЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— характеризуется ориентацией на раннее выявление и раннюю

психолого-педагогическую коррекцию нарушений в развитии и включение родителей в обучающий

процесс (с 1992).



ТРЕТИЙ ПЕРИОД (ЭТАП)— характеризуется ориентацией на раннее выявление и раннюю психолого-педагогическую коррекцию нарушений в развитии и включение

Слайд 15СОСТОЯНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ ЗА РУБЕЖОМ:
установление тесного взаимодействия

между детьми, родителями и специалистами;
вовлечение родителей в раннее

коррекционное обучение детей;
использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях;
использование семейной системы воздействия, что лучше всего отвечает потребностям ребенка.


СОСТОЯНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ ЗА РУБЕЖОМ: установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами; вовлечение родителей

Слайд 16 В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:
систематическая

психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии,
консультативно-методическая поддержка

родителей,
социальная адаптация ребенка,
формирование у ребенка предпосылок к учебной деятельности.

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ: систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии,

Слайд 17ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ:
Дети с

отклонениями в развитии воспитываются в ДОУ и в учреждениях «Начальная

школа - детский сад» трех видов:
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ:Дети с отклонениями в развитии воспитываются в ДОУ и

Слайд 18ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ПРИ ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ГРУППАХ)

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.
ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ПРИ ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ГРУППАХ) СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

Слайд 19КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:

в образовательных

учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в

условиях разновозрастных воспитательных групп, для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ: в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

Слайд 20 В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА

для детей, нуждающихся

в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста

в учреждениях дополнительного образования:
центры дополнительного образования детей,
детские оздоровительные центры различного профиля и др.

В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПАдля детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для

Слайд 21УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ :
осуществление ранней (с

первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных

механизмов;
обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ :осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии

Слайд 22ИНТЕГРАЦИЯ —
модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с

отклонением в развитии остается под ее патронатом:
воспитывается в

специальной группе при ДОУ комбинированного вида,
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми.
ИНТЕГРАЦИЯ —модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом:

Слайд 23ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ
КОМБИНИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим

или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека

воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИКОМБИНИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯДети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие,

Слайд 24ЧАСТИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми

сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его

вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;

ЧАСТИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯДети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть

Слайд 25ВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и

речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не

реже 1 —2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера

ВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯВоспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со

Слайд 26ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
дети с отклонениями в развитии, по уровню психофизического

и речевого развития соответствуют возрастной норме (близки к ней), самостоятельно

себя обслуживают и готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада «Начальная школа - детский сад», должны получать:
коррекционную помощь по месту обучения;
в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната;
в специализированных центрах;
в поликлиниках по месту жительства.

ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ дети с отклонениями в развитии, по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (близки

Слайд 27 ПЕРЕД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ГРУППАМИ, ОТДЕЛЕНИЯМИ)

СТАВИТСЯ ЗАДАЧА: ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
ПЕРЕД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ГРУППАМИ, ОТДЕЛЕНИЯМИ) СТАВИТСЯ ЗАДАЧА:

Слайд 28ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ДОУ И УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД», В КОТОРЫЕ ИНТЕГРИРОВАНЫ

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, РЕШЕАЮТ ЗАДАЧИ:
педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика;
работа

с родителями детей с целью убеждения их в комплексном МПП обследовании ребенка;
обеспечение ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями со специалистами;
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии в соответствии с рекомендациями специалистов:;
обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;
работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению;
целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ДОУ И УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД», В КОТОРЫЕ ИНТЕГРИРОВАНЫ ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, РЕШЕАЮТ ЗАДАЧИ:педагогическое

Слайд 29ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
концепция дошкольной педагогики об амплификации детского развития;

положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими

людьми;
положение о воспитательно-образовательном процессе с опорой на программы;
положение о всестороннем развитие ребенка.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ: концепция дошкольной педагогики об амплификации детского развития; положение о формировании личности ребенка в процессе

Слайд 30ПОЛОЖЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО:
о сложной структуре дефекта, возникающей в

результате первичного и вторичного характера нарушений;
об общих закономерностях

развития нормального и аномального ребенка;
о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться только в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.
ПОЛОЖЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО: о сложной структуре дефекта, возникающей в результате первичного и вторичного характера нарушений; об общих

Слайд 31ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
учет

генетического хода развития нормально развивающихся детей;
учет сензитивных периодов в

развитии;
учет актуального и потенциального уровня развития ребенка;
развивающий характер обучения.

ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:единство диагностики и коррекции отклонений в развитии; учет генетического хода развития нормально развивающихся детей; учет

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика