Слайд 1ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
Агаева Индира Бабаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П. Астафьева
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики.
Основные этапы развития помощи
лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом.
Система помощи
лицам с нарушением интеллекта.
Теоретические основы олигофренопедагогики
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001. 208
с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии: Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2004.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.,2001.
Слайд 4 Дошкольная олигофренопедагогика – это наука о воспитании и обучении
умственно отсталых детей дошкольного возраста, является частью специальной педагогики (дефектологии)
и представляет собой сложную многофункциональную отрасль.
Слайд 5
ПРЕДМЕТОМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО, РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
ОБЪЕКТОМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Субъектом изучения является ребенок с умственной отсталостью.
Слайд 6ЗАДАЧИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
разработка целей, задач, принципов, содержания воспитания и обучения дошкольников
с нарушением интеллекта;
определение организационных форм и условий воспитания и обучения
дошкольников с нарушением интеллекта;
разработка эффективных методов, приемов и средств воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития;
разработка путей педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития;
ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта.
Слайд 7СВЯЗЬ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:
детская и специальная психология,
дошкольная и
специальная педагогика,
педиатрия,
невропатология,
детская психоневрология,
психиатрия,
анатомия,
нейрофизиология,
генетика,
биохимия и ряд других наук,
Слайд 8ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
изучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием
коррекционного обучения;
определение принципов, содержания и методов обучения и воспитания
умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного или реабилитационного вида;
обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работы с детьми с различной степенью умственной отсталости;
вариативность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей с учетом их возраста (раннего, дошкольного) и структуры нарушений.
Слайд 9В системе Министерства здравоохранения РФ имеется:
сеть домов ребенка
для детей в возрасте от рождения до 3 лет,
центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет;
специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.
Слайд 10В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОСПИТЫВАЮТСЯ:
дети с диагнозом олигофрения
в степени имбецильности;
дети с выраженной умственной отсталостью (специальные
интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры).
Слайд 11МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
наблюдение,
эксперимент,
изучение истории
развития ребенка,
беседа,
изучение продуктов детской деятельности.
Слайд 12ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— становление дошкольной коррекционной педагогики (с 1930 по
1978 г.), характеризующийся накоплением практического опыта, изучением (клинических и психолого-педагогических)
особенностей развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, подготовкой нормативно-правовых документов и научно-методической литературы для открытия специализированных (коррекционных) дошкольных учреждений.
Слайд 13ВТОРОЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— совершенствование содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями интеллекта (с 1978 по 1992 г.).
Слайд 14ТРЕТИЙ ПЕРИОД (ЭТАП)
— характеризуется ориентацией на раннее выявление и раннюю
психолого-педагогическую коррекцию нарушений в развитии и включение родителей в обучающий
процесс (с 1992).
Слайд 15СОСТОЯНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ ЗА РУБЕЖОМ:
установление тесного взаимодействия
между детьми, родителями и специалистами;
вовлечение родителей в раннее
коррекционное обучение детей;
использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях;
использование семейной системы воздействия, что лучше всего отвечает потребностям ребенка.
Слайд 16
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ:
систематическая
психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии,
консультативно-методическая поддержка
родителей,
социальная адаптация ребенка,
формирование у ребенка предпосылок к учебной деятельности.
Слайд 17ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ:
Дети с
отклонениями в развитии воспитываются в ДОУ и в учреждениях «Начальная
школа - детский сад» трех видов:
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Слайд 18ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ПРИ ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ (ГРУППАХ)
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, МОГУТ ОБУЧАТЬСЯ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ.
Слайд 19КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:
в образовательных
учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в
условиях разновозрастных воспитательных групп, для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;
Слайд 20 В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНОГО ТИПА
для детей, нуждающихся
в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста
в учреждениях дополнительного образования:
центры дополнительного образования детей,
детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Слайд 21УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ :
осуществление ранней (с
первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных
механизмов;
обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Слайд 22ИНТЕГРАЦИЯ —
модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с
отклонением в развитии остается под ее патронатом:
воспитывается в
специальной группе при ДОУ комбинированного вида,
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми.
Слайд 23ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ
КОМБИНИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим
или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1—2 человека
воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;
Слайд 24ЧАСТИЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со здоровыми
сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его
вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;
Слайд 25ВРЕМЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и
речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не
реже 1 —2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера
Слайд 26ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
дети с отклонениями в развитии, по уровню психофизического
и речевого развития соответствуют возрастной норме (близки к ней), самостоятельно
себя обслуживают и готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада «Начальная школа - детский сад», должны получать:
коррекционную помощь по месту обучения;
в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната;
в специализированных центрах;
в поликлиниках по месту жительства.
Слайд 27 ПЕРЕД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ (ГРУППАМИ, ОТДЕЛЕНИЯМИ)
СТАВИТСЯ ЗАДАЧА:
ОСУЩЕСТВИТЬ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Слайд 28ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ДОУ И УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД», В КОТОРЫЕ ИНТЕГРИРОВАНЫ
ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, РЕШЕАЮТ ЗАДАЧИ:
педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика;
работа
с родителями детей с целью убеждения их в комплексном МПП обследовании ребенка;
обеспечение ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями со специалистами;
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии в соответствии с рекомендациями специалистов:;
обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;
работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению;
целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения.
Слайд 29ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
концепция дошкольной педагогики об амплификации детского развития;
положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими
людьми;
положение о воспитательно-образовательном процессе с опорой на программы;
положение о всестороннем развитие ребенка.
Слайд 30ПОЛОЖЕНИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО:
о сложной структуре дефекта, возникающей в
результате первичного и вторичного характера нарушений;
об общих закономерностях
развития нормального и аномального ребенка;
о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться только в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития.
Слайд 31ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ:
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
учет
генетического хода развития нормально развивающихся детей;
учет сензитивных периодов в
развитии;
учет актуального и потенциального уровня развития ребенка;
развивающий характер обучения.