Слайд 1Новые приоритеты
государственной образовательной политики в ХХI веке
Слайд 21. Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху
ХХ
век
«Образование
для
жизни»
XXI век
«Образование
через
всю жизнь»
Слайд 31. Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху
Приоритетной задачей стандартов
первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования. Эту
задачу стандарты первого поколения выполнили.
Функция сохранения единого образовательного пространства не утратила своего значения и поныне. Однако все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий функционирование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
Слайд 42. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
Социальные установки, обеспечивающие формирование личности
как идеального представителя
гражданского общества:
приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации;
Слайд 52. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
осознание
человеком своей сопричастности с судьбой своей страны, человечеством;
формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур, религий;
формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни;
готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей;
Слайд 62. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность
и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации
Слайд 72. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
Такой выпускник школы должен быть:
патриотом, носителем
ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины;
человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении;
креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата;
человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Слайд 82. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего
образования стало ответом на вызовы времени.
Система образования, которая формируется
в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека
Слайд 92. Ценностные ориентиры образования
как ведущего института социализации личности в
российском обществе
Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников в системе общего
образования обеспечит достижение следующих результатов:
- осознание учащимися себя в качестве граждан России;
- укрепление Российской государственности,
- повышениe эффективности российского общества и его институтов;
- уменьшение рисков распада России на отдельные территории.
Слайд 103. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
В настоящее время в учреждениях общего образования России
происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая приходит на смену «знаниевой».
В основе личностно-деятельностной парадигмы образования - новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования, в частности.
Слайд 113. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
Ключевые направления и тенденции трансформации системы общего среднего образования
в РФ:
к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности;
к формированию образовательной системы, прагматически направленной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образовательными запросами обучающихся;
Слайд 123. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
к становлению диалогичного учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего
индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации;
к построению образовательного процесса, направленного на реализацию ценностей гражданско-патриотического воспитания молодежи;
Слайд 133. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
к освоению образовательных технологий, основанных на ресурсах новой
информационно-образовательной среды;
к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом.
Слайд 143. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями социально-гуманитарное, в том
числе историческое образование, должно способствовать формированию базовых нравственных качеств человека, толерантности, его способности жить в изменяющемся мире и воспринимать свою культуру и культуры «других».
Слайд 153. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
Особенности развития общества, обусловленные ими приоритеты модернизации образования предполагают
оптимизацию образовательного процесса с целью:
сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
формирования гражданского самосознания и гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств;
обеспечение личностно ориентированного характера образования, индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся;
усиление роли истории и социально-гуманитарных дисциплин в целом как фактора, обеспечивающего социализацию и гражданскую позицию учащихся.
Слайд 163. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего
среднего образования
Ключевые компетенции (Совет Европы):
политические и социальные компетенции
компетенции, касающиеся
жизни в многокультурном обществе;
компетенции в области коммуникаций;
компетенции, связанные с информацией;
компетенции, связанные со способностью к самообразованию.
Применительно к России этот перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина.
Слайд 174. Приоритеты государственной образовательной политики РФ
В соответствии с Законом
РФ «Об образовании» современная государственная образовательная политика базируется на следующих
принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
Слайд 184. Приоритеты государственной образовательной политики РФ
3) общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений
Слайд 194. Приоритеты государственной образовательной политики РФ
Приоритетами государственной образовательной политики
в России в начале ХХ1 века стали:
восстановление ответственности и
активной роли государства в сфере образования,
глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Слайд 204. Приоритеты государственной образовательной политики РФ
Совершенствование российской системы образования
предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики:
государственно-общественное управление системой образования;
бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств;
развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением;
государственные механизмы управления качеством образования
в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников;
в области кадровой политики – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров;
в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования.
Слайд 214. Приоритеты государственной образовательной политики РФ
Перспективы:
к 2015 г. будет
завершен эксперимент по обновлению внутренней структуры школьного образования;
все
учебные программы и методы обучения будут обновлены с использованием компетентностного подхода;
будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий.
Слайд 225. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
Модернизация
образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы
и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой.
Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности.
Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном, в образовательной политике, которая должна быть направлена на удовлетворение потребностей личности, общества, страны.
Слайд 235. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
индивидуализация (базовой
социальной единицей становится индивид, а не социальная группа);
дифференциация (передача функций,
ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам);
универсализация (предполагается, что социальные институты действуют на основе универсальных законов и правил, что усиливает роль экспертов, науки и образования в целом);
диверсификация (принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, отход от единообразной государственной системы образования).
Слайд 245. Реформирование и модернизация школьного исторического образования
в России: итоги,
перспективы
Факторы и тенденции комплексной модернизации:
ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм,
расширение возможностей политического и социального выбора;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия;
Слайд 255. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
глобальные проблемы
современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые
могут быть решены только на основе международного сотрудничества;
развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда;
возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран.
Слайд 265. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
комплексные факторы:
1) радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск
новой образовательной политики;
2) новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для построения системы школьного исторического образования;
3) новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
Слайд 275. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
аспекты комплексного
процесса модернизации образования:
стратегические и тактические задачи модернизации, обусловленные процессами глобализации
и интеграции России в единое образовательное пространство;
теоретико-методологические основания процесса модернизации образования;
состояние системы образования до начала процесса модернизации и прогнозируемый уровень эффективности и качества системы образования, который должен быть достигнут в результате модернизации этой системы;
Слайд 285. Реформирование и модернизация образования
в России: итоги, перспективы
сравнение эффективности
и качества российской системы образования с системами образования развитых стран
Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, США и Канады, Азии;
направление трансформации содержания и структуры общего образования в целом и системы исторического образования в частности;
особенности процесса обучения в новых социально-педагогических условиях (ФГОС, ФБУП, новых форм измерения образовательных достижений учащихся – ЕГЭ, накопительные методы оценивая достижений учащихся - рейтинги, «портфолио» и др.).
Слайд 29Итоги реформирования и модернизации образования в России
разработка учебных курсов на
основе новых теоретико-методологических подходов;
введение концентрической структуры исторического образования;
подготовка и
издание учебников истории нового поколения
трансформации механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне;
введение федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях;
разработка и введение нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ;
ведение ФК ГОС по истории и попытка разработать теоретические основы НРК ГОС;