Слайд 1 Древний Египет
Древнее и Среднее царства
Слайд 3 Древний Египет —
одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль
нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:
Древнее царство (2800 - 2250 лет до н. э.);
Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.); Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).
Слайд 4Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.)
Позднее время (XI век –
332 год до н.э)
Слайд 6Древнее царство
Самый старый период, еще нет цельного
государства, люди только-только перешли к оседлости. Египет состоит из различных
отдельных областей — «номов», которые воюют друг с другом. У каждого «нома» свой покровитель-животное: крокодил, ибис, змея. В последствии это скажется на космогонических мифах Египта, в разных областях они будет отличаться друг от друга. Позже происходит завоевание Севера Южным Египтом, и страна обретает свое лицо.
Слайд 7Эпоха Древнего царства
Ведущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Рождение
египетского стиля
Слайд 8 Только резкое увеличение производства медных орудий труда могло привести, например,
к большим изменениям в строительном деле - началу невиданного доселе
строительства из мягкого известняка. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий и их маленьких моделей, но по-прежнему широко применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыги, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг. Медное орудие было в эту пору большой ценностью.
Слайд 9В качестве письменности египтяне использовали иерглифы. Они передавали звуки, отдельные слова,
либо словосочетания.
Слайд 10Самой старый тип пирамид это мастаба — гробница в форме
усеченной пирамиды, с наземной и подземной частью. В основе кирпич-сырец.
Слайд 11По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу
фараона Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара.
Пирамида
– сооружение, в основании квадрат со смыкающимися гранями.
Слайд 13Структура погребального комплекса
Нижний
храм
для
мумификации
Комплекс
верхних
храмов
Дорога восхождения
Слайд 14Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды
Хеопса(одно из «семи чудес света»), Хефрена
и Микерина).
Слайд 18Пирамида сложена из 2 300 000 блоков
весом от 2,5 до
30 тонн.
Слайд 19 Пирамида Хеопса. Высота пирамиды – 146,59 м. Длина стороны
основания – 233 м.
Слайд 20Пирамида Хеопса
Пирами́да Хео́пса (Хуфу) крупнейшая из
египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших
дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, началось около 2560 года до н. э. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне, Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле.
Слайд 21Египетские пирамиды – первое и единственное сохранившееся из 7 чудес
света древности.
Большой сфинкс на фоне
пирамиды фараона Хефрена
Слайд 22 Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении
его копий.
В Египте сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие
к храмам.
Перед пирамидой Хефрена высеченный из скалы Большой Сфинкс «охраняет гробницы». Это самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком - львиная фигура с головой Хефрена, вытесанная из скалы. Высота сфинкса – 20 м,
длина – 57 м.
Слайд 23 Пирамиды и Сфинкс, который впрочем
также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к
наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства.
Слайд 24 Пирамиды часто подвергались разграблениям,
и начиная с времен Нового царства, фараоны предпочитали быть
захороненными в гробницах высеченных в толще скал в Долине царей.
Пытаясь сохранить свои тела и после смерти, фараоны строили громадные гробницы. Все работы выполнялись тысячами рабочих вручную.
Слайд 25архитектура
Храм бога Амона-Ра в Карнаке
Скальный храм Рамсеса II.
Слайд 26Появляются полуколонны и капители. 3 самых популярных вида капителей: в
виде цветка лотоса, связки тростника и раскрытой метелки папируса.
Слева направо:
капитель в виде пальмовых листов, лотос с закрытым бутоном, пучок папируса, в виде головы богини Хатхор.
Слайд 27С начала 5 династии в Египте устанавливают обелиски — они
были символом Солнца
Слайд 28скульптура
Погребальная маска фараона Тутанхамона
2 тыс. до н.э.
Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же
живой, как и сам человек.
Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим канонам. В отличие от греков для египетского мастера недопустимо выйти за рамки установленных правил.
Канон – система правил для каждого вида изображения.
Слайд 29Сфинкс Аменемхета III. Деталь. Из Таниса. Гранит. XII династия.
19 в.
до н. э.
Статуя Аменемхета III. Фрагмент. Гранит. XII династия. 19
в. До н. э.
Слайд 30Статуя Аменемхета III. Деталь. Из заупокойного храма в Хаваре.
Известняк.
XII династия.
19 в.до н. э.
Статуя фараона Аменемхета III из
Хавара. Фрагмент.
Слайд 31Канон в скульптуре
изображаются люди;
сохранялись портретные черты;
Люди изображаются всегда в
определенных позах: стоя — с левой ногой впереди, сидя —
с руками на коленях;
Голова прямо поставлена, в руках различные атрибуты;
Взгляд устремлен в перед, в «царство мертвых»;
Изображения идеализированны, египтяне рисуют чрезвычайно развитые тела, пышные парики, широкие ожерелья и туго обтягивающие передники, единственный период в искусстве;
Статуи раскрашивались в определенные цвета:
тела мужчин: красным
тела женщин: желтым
волосы:черным
одежда: белым
Слайд 32Скульптура древнего египта
Скульптура Древнего Египта имела, в основном, ритуальное назначение
и была связана с культом мёртвых. Скульптура была частью храмов
и гробниц.
Египтяне верили в вечную жизнь и бессмертную душу, но для этого было необходимо сохранить тело и внутренние органы нетленными. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.
В скульптуре (как и в живописи), существовали особые каноны. Они установились на ранних этапах египетской истории и сохранялись на протяжении более двух тысячелетий.
Канопы для хранения мумифицированных внутренних органов
Слайд 33Основные правила для скульптуры
симметрия и фронтальность в построении фигур;
чёткость и спокойствие поз.
Эти черты облика статуй были обусловлены их
расположением у стены или в нише.
прямая постановка головы;
-наличие некоторых атрибутов власти или профессии.
Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой.
Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Сидящий писец.
2620-2500гг. до н.э.
Слайд 34Статуя фараона Хефрена.
Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир.
Музей
Вот он - канон египетской монументальной портретной скульптуры. Незыблемость, олицетворяемая
неподвижностью образа. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично.
Слайд 35Стоящая скульптура
Статуя фараона Микерина, богини Хатхор
и богини — покровительницы нома.
Слайд 36Сидящая скульптура
Статуи царевича Рахотепа
и его жены Нофрет
из гробницы в Медуме.
Первая
половина 3-го тыс.до н.э.
Парные статуи
мужа и жены, помещаемые в гробницах, постоянно встречаются в истории египетского искусства
Условная поза, условна обычная раскраска (тело мужчины красно - коричневое, тело женщины желто - розовое, волосы черные, одежда белая).
Слайд 37Статуя сидящего писца.
Середина III тысячелетия до н.э. Париж.
Лувр
И уже совсем человечна знаменитая статуя сидящего писца, чуть задумавшегося,
с таким глубоким, выразительным взглядом. (Известняк. Глаза из горного хрусталя).
Слайд 38В глаза статуй вставлялись драгоценные камни
Слайд 39скульптура
Существовал так же особый тип скульптуры
— погребальная скульптура. Ее клали в гробницы. Так же в
гробницах присутствовали статуи двойников покойного, их египтяне ставили для защиты. В гробницу так же клали статуэтки слуг (ушебти). Все это делалось потому, что в Древнем Египте господствовала идея, что после смерти продолжается жизнь в царстве Осириса, а значит умершего необходимо снабдить всеми необходимыми предметами. Погребальные традиции Египта были чрезвычайно сильны и связаны с культом мертвых и религией. В Египте рано появилась традиция мумификации мертвых, причем не только людей, но и животных.
Слайд 40Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на
груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда. Необходимы они были
для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. Изготовлялись ушебти обычно из дерева или мягкого камня — алебастра и стеатита.
Слайд 41живопись
Гусь. Фрагмент росписи. 3 тыс. до н.э.
В Древнем Египте присутствовала роспись на стенах, в основном
по сухой штукатурке или с помощью цветной пасты.
Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях.
Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника.
Египетские художники не рисовали с натуры: при создании росписей они руководствовались каноном.
Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения.
Слайд 42Палетка фараона Нармера
Известная
палетка фараона Нармера (около конца пятого тысячелетия до н. э.) в Каирском
музее уже почти целиком характеризует собой ту идеализованно-схематическую композицию развернутой человеческой фигуры в рельефе, которая затем примет свое классическое выражение в искусстве Древнего царства и удержится и далее на всем протяжении развития рельефного искусства.
Слайд 43Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера (рельеф), памятник огромного значения
в истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного
творчества Древнего Египта.
Слайд 44 Здесь закрепляются определенные приемы изображения фигур на плоскости: широкие
плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами
лица – в профиль; значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами – один эпизод под другим.
Слайд 45 канон в живописи и рельефе
Египтянам не известна объемная фигура
и перспектива.
Главное положение в композиции занимает фараон, он изображается
с посохом или жезлом.
Живопись фронтальна, реалистична.
Величина фигуры зависит от социального статуса - чем он выше, тем выше и изображение.
Голова изображается в профиль, фигура в фас (плечи выведены на зрителя), ноги в профиль, глаз в фас;
Одинаковое расстояние между фигурами.
Слайд 46 Живопись Древнего Египта
Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый
цвет тел сочетался в них с белой одеждой и яркими
красками окружающей природы.
Слайд 48Тематика росписей
Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам
жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а
равно и простых людей, которые им служат: полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота.
Слайд 50Зодчий Хесира. Рельеф на деревянной доске.
Рельефом покрывались стены
храмов, пирамиды изнутри, гробницы знати. В композиции каждая сцена являлась
отдельно завершенным произведением, но так же и частью целого.
Слайд 51Среднее царство
При 12 й династии наступает расцвет
Среднего Царства, в это время Египет ведет войны с другими
народами, на посты государственной службы впервые попадают люди незнатного происхождения. Появляется производство бронзы и стекла. В искусстве и заупокойном культе появляется моральный аспект.
Слайд 52Эпоха Среднего царства
Возникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная
трактовка сюжетов
и композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой
Слайд 53В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир
должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот
культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
Слайд 54Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.
Слайд 55Скульптура, живопись
В храмах появляются скульптуры фараонов, в период древнего царства
— только скульптуры богов. В изображениях впервые появляется передача возраста.
Появляется больше реалистичности, по сравнению с периодом древнего царства. Темы рельефов становятся разнообразнее: появляются сцены повседневной жизни и охоты.
Слайд 57 Сцена охоты на берегах Нила.
Гробница Хнумхотепа II в
Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
В живописи снижается
пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.
Слайд 58Мелкая пластика
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие,
показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике
Среднего царства.
Слайд 59Фаянсовые сосуды
Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в
изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Слайд 60Портрет
Множество небольших дощечек, вставленных в мумии, было найдено
в оазисе Аль-Файюм.
Слайд 61Голова статуи
Сенусерта III.
Обсидиан. Высота 0,13 м.
XII династия. 19
в. до н.э.
Слайд 63Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова
ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время.
Это восковая живопись
расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками.
Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).
Слайд 64
архитектура
Появляется капитель с головой богини Хатхор. Так же появляется тип
четырехгранных колонн. Вместо пирамид начинают строить заупокойные храмы в скальном
массиве.
Слайд 65Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри.
Реконструкция.
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить
храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого
продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Слайд 66Пилон в Эдфу. Храм бога Гора
Нововведением были пилоны — две
мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на
пути людей, вступающих в храм.
Слайд 67Жан-Франсуа Шампольон
Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской
державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк,
лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 68Розеттский камень
Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от
Александрии.