Слайд 1Древняя Русь
Автор: доцент кафедры философии и соц.-гум. наук ОмГМУ
Емельянова
Н.М.
Слайд 2
Определение «Древняя Русь» в большинстве исследований относится к Руси IX–XI
веков, а по общемировой периодизации, к классическому Средневековью. Но начало
древнерусской цивилизации было положено ещё в середине I тыс. до н. э., когда восточные славяне выделились из славянской общности .
Слайд 3 К IX в. они расселились на огромной территории Русской
равнины, от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Карпат до
Волги.
Слайд 4
Но древнерусскую народность нельзя напрямую отождествлять только с восточными
славянами. Дело в том, что древнерусская народность формировалась на основе
смешения нескольких этнокультурных компонентов, среди которых восточнославянский компонент являлся системообразующим:
Восточнославянский: поляне, древляне, вятичи, и др. – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
Балтийский: голядь, кривичи – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
Иранский: скифы, сарматы – земледельческий (оседлый) и скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип;
Финно-угорский: ижора, корела, весь, меря, чудь и др. – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
Германский: готы – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
Тюркский с заметным участием северокавказского компонента – скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип.
Слайд 5 В процессе освоения восточными славянами новых земель выработался особый тип
отношений с местным населением - «интеграция».
Такая пёстрая этнокультурная картина
во многом обусловлена спецификой восточнославянской колонизации.
Восточные славяне
Кривичский женский костюм. Реконструкция Браславского клуба любителей живой археологии.
Реконструкция физического облика полоцких кривичей (балтов)
Слайд 6
Так, например, слабая заселенность северных земель позволяла укореняться на
новых землях почти безболезненно. Естественно, что без вооруженных столкновений с
угро-финскими племенами дело не обходилось. Но в целом колонизация происходила мирно. Восточные славяне не подавляли туземные племена, а, как сейчас модно говорить, занимали пустующую экологическую нишу. Славяне не превращали туземцев в своих рабов. Новые поселенцы-славяне жили в неукрепленных поселках, не опасаясь нападений местного населения.
Финно-угры
Слайд 7 Славяне-земледельцы осваивали новые земли, славяне-ремесленники снабжали округу продукцией своего
производства. Славянские феодалы ставили крепости, облагая данью и защищая как
славянское, так и неславянское население края. В результате такого этнического симбиоза многие «чудские» племена утратили свой язык и культуру, но в свою очередь оказали влияние на материальную и духовную культуру древнерусской народности.
Слайд 8После падения скифского государства( III век н.э.) и ослабления сарматов
восточные славяне продвигаются и на юг. Там они испытывают влияние
различных тюркских и иранских племен, что нашло отражение в славянском языке и мифологии.
Сарматская девушка-воин (реконструкция по археологическим данным)
Слайд 9 Облик славянской культуры определяло язычество с разнообразными культами богов
плодородия, красочными обрядами и праздниками.
Слайд 10 Славяне занимались охотой, бортничеством*, но основой их экономической жизни являлось
земледелие.
Слайд 11 .
В середине и второй половине I тысячелетия н.э. социально-экономическое
развитие славян достигло уровня, при котором племенная организация разрушается. Формируется
государство.
Слайд 12
Государство отличается от племени наличием следующих признаков:
излишки (создают
возможность неравенства , разделения труда и войны за богатства ),
материальное и социальное неравенство (классы),
разделение труда (производительный и непроизводительный),
единство не по роду, а единство политическое и национальное (язык., религия, культура).
Слайд 13
По мере развития земледелия и ремесла, увеличивалось количество излишков, которые
можно было продать или отнять. Важным фактором, нарушавшим родовое единство
племени, был переход от подсечного и переложного земледелия* к пашенному*. Развитие пашенного земледелия приводило к увеличению излишков, что создавало условия для материального неравенства.
*Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Т.е. использовалось естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
*В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.
*Пашенное земледелие - основано на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (рало, соха, плуг и др.).
Слайд 14Но социального расслоения внутри общины не произошло. Археологические раскопки восточнославянских
поселений того периода показывают почти одинаковые семейные жилища с одним
и тем же набором предметов и орудий труда.
Следовательно, излишки были отняты князем и дружиной. Князь с дружиной регулярно объезжал свои владения, собирая дань (полюдье). Полюдье способствовало обогащению и возвышению над соплеменниками княжеско-дружинной группировки.
Слайд 15 Межплеменные столкновения, угроза со стороны норманнов и хазар, борьба за
торговые пути – всё это заставляло союзы племён объединяться в
союзы союзов, а последние – в суперсоюзы. Такая интеграция явилась одной из важнейших предпосылок к образованию Древнерусского государства.
Слайд 16 На фоне укрупнения племенных образований расширялись и усложнялись управленческие функции
князя. Росло значение князя в глазах соплеменников и в то
же время его власть, которая в масштабе суперсоюза становилась всё более независимой от воли вечевых собраний*. В личности князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, начинали видеть залог благополучия всего племени, а его самого отождествляли с племенным тотемом. Таким образом власть князя приобретала сакральный характер. Данные изменения в политическом и духовном аспекте власти князя также способствовали формированию государства.
Слайд 17 Необходимо также отметить, что взаимодействие с более развитыми цивилизациями ускоряло
процесс формирования государства. Подлинным эталоном для русских долгое время
оставалась Византийская империя, обладавшая давними государственными традициями.
Слайд 18
Имущественное выделение княжеско-дружинной группировки, а следовательно, отделение военно-управленческого труда от
производительного, пример государственной организации в Византии, переход к территориальной общине
– всё это способствовало переходу от родового единства к государственному.
Слайд 19 В процессе формирования древнерусского госдарства можно выделить три этапа:
На
первом этапе (VIII-середина IХ вв.) образования древнерусского государства происходило складывание
межплеменных союзов и их центров. К IХ в. процесс интеграции привел к образованию двух «суперсоюзов» во главе с Киевом и Новгородом.
Слайд 20 Большое значение на первом этапе формирования государственности имело появление
в IХ в. системы полюдья, т.е. сбора дани с племён
в пользу князя. Полюдье – первая форма господства и подчинения.
Одни исследователи возводят его к военной контрибуции, другие видят в нем феодальную ренту, но, несомненно, это переходная форма от первобытности к классовому обществу и государственности. Полюдье было хорошо налаженным, важнейшим государственным делом, при реализации которого происходила консолидация класса феодалов.
Слайд 21 На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.)
процесс складывания государства ускорился, благодаря активному вмешательству внешних сил -
хазар и варягов. ПВЛ сообщает, что варяги брали дань с племён Новгородского суперсоюза. В 862 г. варягов прогнали, но из-за вспыхнувших междоусобиц призвали княжить варяга Рюрика.
Слайд 22 Затем в 882 году престол перешёл в руки его родственника
- Олега Вещего, который являлся опекуном и воспитателем малолетнего сына
Рюрика - Игоря. В этом же году Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого Олег освободил славянские племена от хазарской дани. Так, согласно ПВЛ, были объединены два славянских суперсоюза.
А 882 г. принято считать годом рождения Древнерусского государства.
Слайд 23 Возвращаясь к правлению Вещего Олега, отметим, что, опираясь на
мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) он совершает
в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
После смерти Олега бразды правления взял сын Рюрика -Игорь. Он стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, чем тот ,который был при Олеге, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани в размере, сверх обычного.
Игорь (912-945 гг.)
Слайд 24 Середина X – XI века: третий, завершающий этап формирования
государства начинается с реформ княгини Ольги (годы правления: 945 -947)
- жены Игоря. Жестоко отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах.
Слайд 25Воинственный сын Ольги, Святослав (964-972) больше уделял внимания не внутренним,
а внешнеполитическим делам.
Святослав своими походами поднял авторитет Руси и
русского оружия , но бесконечные военные походы истощали русскую землю и задерживали внутреннее развитие.
Добившись славы и блестящих побед над Волжкой Булгарией, печенегами и Хазарией, он потерпел поражение от Византии.
Слайд 26 Качественные перемены наступили в период правления Владимира Святославича (980-1015). Он
хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский престол.
В 981 г. он продолжил политику расширения территории, присоединив юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.
Слайд 27
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром
племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить
власть киевского князя на местах.
Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
Слайд 28 Среди всех деяний Владимира наиболее судьбоносным для России было
крещение Руси в 988г.
Пёстрый мир язычества с его
многобожием и местечковыми отличиями был не способен духовно объединить Русь.
Православие стало духовной основой, которая как цемент скрепила отдельные кирпичики племён в здание единой русской народности и единого Древнерусского государства.
Слайд 29
Неслучайно уже древнерусские книжники называли крестителя Руси – Владимира -
Святым, равноапостольным, приравнивая значение его княжения на Руси к подвигам
апостолов. Православие на века определило судьбу русского народа и его культурное единство.
Осознавая связь между единством государства и распространением православия, сепаратистки настроенные бояре неизменно выступали против великокняжеской власти в союзе с языческими волхвами.
Слайд 30 Огромное значение христианства и в том, что оно коренным
образом изменило мировоззрение людей. В языческой вере человек отождествляет себя
с окружающей его природой. У дерева, и у камня, и у животного, как и у человека, есть душа. И все что является нормой для мира природы, является нормой и для человека.
Христианство же отделяет человека от мира природы. Человек, согласно христианскому учению, подобие Божье. Он, в отличие от всего природного, наделён вечной душой. Задача человека, преодолевая своё телесное или природное начало, развиваться духовно. Поэтому с принятием христианства утверждаются новые нормы: милосердие, смирение, целомудрие. А языческие обычаи кровной мести, умыкания девиц, многоженство, оргиастические праздники, обряды с человеческими жертвами уходят в прошлое.
Слайд 31
При этом следует отметить, что русское православие ориентировало человека
на духовность, в ущерб практической деятельности. В образах первых русских
святых князей Бориса и Глеба, убитых своим братом, мы не увидим примера активности в социальном пространстве, но их подвиг – это подвиг духа. Они были канонизированы за вольное, жертвенное страдание, за христианское непротивление злу. Пожертвовав жизнью земною, они обрели жизнь вечную и стали примером христианской добродетели.
Слайд 32 Тесную связь между особенностями религии и историей народов блестяще
продемонстрировал социолог Макс Вебер в своей работе «Протестанская этика и
дух капитализма». Он доказал, что экономические успехи стран Запада связаны с распространенной там протестантской этикой. Протестантский идеал христианства учит: «молись и работай» и через работу обретёшь спасение души.
Вебер Макс (1864-1920)
Слайд 33Однако православная Русь восприняла в христианстве другой аспект: стремление следовать
за Христом в его унижениях и страданиях. Как точно отмечал
мыслитель Георгий Петрович Федотов: «Бедность, простота, унижение, страдание – вот основной тип русского святого, который мы узнаем впоследствии в истории русской интеллигенции».
Слайд 34 Более того, с принятием христианства пришло осознание включённости в
мировую историю. В отличие от язычества, христианство имеет интернациональный характер.
Апостол Павел в своих посланиях говорит: «Нет ни Еллина, ни Иудея…раба, свободного», все мы одним духом крестились в одно тело».
Посредством христианства, принятого от Византии, Русь приобщалась к мировому культурному наследию. Вместе с религией русские освоили христианскую живопись, песнопения, приёмы каменного зодчества, элементы восточной и античной философии.
Для функционирования института церкви была необходима книжная культура. Поэтому равноапостольные просветители, греческие монахи Кирил и Мефодийи создали для славян азбуку - кириллицу. Звуковое кириллическое письмо, несомненно, в большей степени способствовало распространению грамотности и книг на Руси, чем прежние идеографическое письмо - «черты и резы».
Слайд 35 Крещение Руси повысило международный престиж Древнерусского государства, которое ранее
воспринималось как варварское. Значительно укрепились дипломатические, торговые и культурные контакты
Руси с европейскими государствами. Через династические браки Рюриковичи породнились с представителями правящих домов Европы.
Анна Ярославовна (около 1024, 1032, 1036 — 1075/1089), королева Франции.
Слайд 36 Русь приняла крещение от Византии, когда она была в
расцвете своего государственного могущества. Православие рассматривалось византийскими императорами как духовная
опора государства. И киевские князья, не имея под рукой мощного военно-бюрократического аппарата или других инструментов централизации, для укрепления своей власти охотно использовали институт церкви. В результате государство взяло на себя церковные задачи, а церковь, став орудием централизации государства, занялась созданием идейных основ самодержавия.
Слайд 37 Поэтому принятие христианства в его православном варианте способствовало укреплению и
сакрализации власти князя.
На века на русской земле утвердились такие
истины, как: «Вся власть от Бога», «Царь - помазанник Божий». И если царь жесток и несправедлив, значит, народ заслужил это наказание за свои грехи.
Как и в Византии, послужившей примером для Руси, духовная власть стояла рядом, возвеличивала и поддерживала власть светскую.
Слайд 38
Подводя итоги, отметим, что крещение Руси стало логическим завершением
процесса формирования Древнерусского государства. Именно христианство с его мощной идейной,
культурной, информационной, образовательной и нравственной базой сформировало и консолидировало новый этнос, и оно же стало главным инструментом создания Древнерусского государства.