Слайд 1ДУХОВНАЯ СФЕРА
наука, мораль, религия,
философия, искусство,
научные учреждения,
учреждения культуры,
религиозные организации и
соответствующая деятельность людей
Слайд 2Культура
лат. cultura – возделывание, обрабатывание
Слайд 3Материальная и духовная культура
результат – вещи (артефакты)
результат – символы
Материальная культура
– совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, служащих удовлетворению жизненных
потребностей
Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
Слайд 5Структура духовной жизни общества
Слайд 6Формы и разновидности культуры
Слайд 7?
Первоначальное понятие культуры означало:
все виды преобразовательной деятельности людей и ее
результаты
совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
возделывание земли
все, что создано
человеком
К функциям духовной культуры не относится:
образовательно-воспитательная
интегрирующая
регулирующая
материально-производственная
Слайд 8?
К элементам духовной культуры не относится:
религия
наука
средства производства
мораль
Слайд 10Народная культура (фольклор)
Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
В
ней отражается менталитет народа.
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни,
танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
может быть разделена на популярную и фольклорную
Слайд 11Элитарная (высокая) культура
Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо
разбирающихся в тонкостях искусства.
Рассчитана на узкий круг потребителей
Высокий
уровень (сложность) содержания
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду,
Стремится к наиболее полному самовыражению создателя
Определяет развитие всей культуры
фр. elite – лучшее, избранное
Слайд 12Массовая культура
Не выражает изысканных вкусов,
Понятна и доступна широким слоям
населения (общедоступность)
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы
людей (занимательность)
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Серийность, тиражируемость
Пассивность восприятия
Возникла в середине ХХ века
= поп-культура, китч, развлекательное искусство
Слайд 13Многообразие культур
Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми
людьми для себя.
Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей
культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
Слайд 15Современная отечественная культура
внутренние
изменения
исторические
факторы
западная массовая
культура
Слайд 16?
Какое суждение верно?:
А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу
Б.
Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба положения неверны
Слайд 17Специфика искусства
Искусство
1) специфическая форма практически-духовного освоения мира;
высший уровень
мастерства
особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое
воспроизведение действительности в художественных образах,
одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры,
художественно-образная форма познавательной деятельности человека
Слайд 21Специфика познания посредством искусства
Слайд 23Современное искусство: постмодернизм
Нет высших и низших видов, форм и жанров
искусства.
Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
Одна из
главных форм – коллаж
Слайд 24Специфика науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и о самом познании;
Основная цель:
постижение истины и открытие объективных законов.
Основные элементы:
особая система знаний о природе, обществе, человеке
особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
система специальных организаций и учреждений
Слайд 28Моральные (этические) нормы современного ученого
Слайд 29Особенности современной науки
постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые
5 – 10 лет)
охватывается все больше областей знаний (15 тысяч
дисциплин)
растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
наука превратилась в особую профессию
Слайд 31Последствия НТР
позитивные
возрастание роли научных знаний;
развитие образования,
применение
новых видов энергии, искусственных материалов,
овладение высокими скоростями, безопасность работать
в труднодоступных или вредных условиях,
уменьшения числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья,
изменение облика работника в отраслевой и профессиональной структуре.
негативные
техногенные катастрофы,
рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройки экономики,
неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей
многочисленные экологические проблемы.
Слайд 32?
Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника,
три – процесс работы ученого
выбор сюжета
выдвижение гипотезы
выстраивание
композиции
теоретическое осмысление фактов
создание художественных образов
экспериментальная проверка
Слайд 33Специфика образования
Образование – это целенаправленная деятельность по получению людьми знаний,
умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему
социальных институтов.
Цель образования: приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Слайд 35Основные направления развития современного образования
Слайд 36Принципы государственной политики с сфер образования
признание приоритетности сферы образования
обеспечение права каждого на образование
гуманистический характер образования
единство
образовательного пространства на территории РФ
светский характер образования
свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека
обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствие с потребностями личности
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся
демократический, государственно-общественный характер управления образованием
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования
Слайд 37Уровни образования
Среднее профессиональное образование
Дошкольное образование
Высшее образование:
бакалавриат и магистратура
Начальное общее
образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
Слайд 38?
Социальная функция образования заключается в том, что оно:
А. обогащает людей
знаниями и представлениями о современном мире
Б. непосредственно добывает новое знание
об окружающей действительности
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба положения неверны
Слайд 39Специфика религии
Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и
представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность
Слайд 40Элементы религии
Религиозные представления
Религиозные настроения
Религиозные действия
Религиозные организации и институты
мифы , легенды,
сказания, Библия, Коран…
любовь к Богу, страх перед злыми духами…
молитва, проповедь,
таинство…
церковь, секта, монастырь…
Слайд 42Этапы эволюции религии
Родоплеменные древние верования
Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей
с животными, растениями)
Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
Анимизм (вера в
существование духов и душ)
Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
Слайд 43Этапы эволюции религии
Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
возникли
в период разложения родового строя и возникновения классового
поклонение богам –
покровителям своего народа
сложная обрядность с элементами национальной культуры
оформился особый слой служителей культа (жрецы)
Слайд 44Этапы эволюции религии
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
огромное число последователей
космополитизм (выход
за пределы народов, государств)
эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
прозелитизм (стремление обратить
в свою веру других)
Слайд 45Этапы эволюции религии
Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
основаны на мистике (общение
с Богом через озарение, экстаз, откровение)
возглавляются харизматическими лидерами
обещают достижения счастья
в земной жизни
тяготеют к синкретизму (смешению)
Слайд 46Атеизм и свободомыслие
Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности
природы и человека
Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии
и церкви в решении общественных и личных проблем
свобода совести?
Слайд 48?
Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:
культ
клир
религиозные
представления
религиозные организации
Слайд 49?
К функциям религии не относится:
мировоззренческая
утешительно-компенсаторная
регулирующая
гедоническая
Слайд 50?
Национальной религией является:
христианство
конфуцианство
ислам
буддизм
Слайд 55Моральные требования и представления
Слайд 57Единство морали и права
Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
Формирование отношений
людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
самые
универсальные, распространяющиеся на все общество
имеют один объект регулирования – общественные отношения
выступают мерой свободы в обществе
связаны с категорией «социальная справедливость»
Слайд 59?
Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между
людьми, называется:
регулирующей
аксиологической
воспитательной
коммуникативной
Слайд 60Общественная психология и идеология
Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств,
настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных
групп.
Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
Слайд 61Общественное мнение
Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором
проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам
формирование
целенаправленно
стихийно
по структуре
монистическое
плюралистическое
Слайд 62Средства массовой коммуникации
передача и обмен информацией в обществе с целью
воздействия на ее членов
Слайд 63Функции СМК
Информационная (предоставление информации)
Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
Культурологическая
(распространение достижений культуры)
Слайд 64?
Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:
газета «Аргументы
и факты»
журнал «Вопросы философии»
радиостанция «Европа+»
детектив Д. Донцовой
театр «Сатирикон»
киностудия «Мосфильм»
Слайд 65Ресурсы
П.А.Баранов – Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ,
«Астрель», 2015г.
И.А. Шемаханова – Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ,
АСТ, 2014г.
С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru