Слайд 1Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ
Слайд 2Вопросы кодификатора
Понятие культуры.
Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
Формы и разновидности культуры. Функции
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные
и социально-гуманитарные науки
Образование, его значение для личности и общества
Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
Понятие искусства. Виды искусства
Слайд 3Духовная сфера = культура
Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание,
воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком-
это сотворенная человеком «вторая природа»
«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
«Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
М. Херсковиц
Слайд 5Материальная и духовная культура
результат – вещи
результат – символы
Материальная культура –
совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, служащих удовлетворению жизненных потребностей
Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Слайд 6Формы культуры
Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая
в 20 веке
Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий
круг потребителей
Народная – анонимность, коллективность, первичность
Экранная – видео, компьютеры
Слайд 7Народная культура (фольклор)
Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
В
ней отражается менталитет народа.
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни,
танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Слайд 8Элитарная (высокая) культура
Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо
разбирающихся в тонкостях искусства.
Рассчитана на узкий круг потребителей
Высокий
уровень (сложность) содержания
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду,
Стремится к наиболее полному самовыражению создателя
фр. elite – лучшее, избранное
Слайд 9Массовая культура
Не выражает изысканных вкусов,
Понятна и доступна широким слоям
населения (общедоступность)
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы
людей (занимательность)
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Серийность, тиражируемость
Пассивность восприятия
Возникла в середине ХХ века
= поп-культура, китч, развлекательное искусство
Слайд 10Разновидности культуры
По мнению большинства исследователей разновидностей три:
Доминирующая культура- культура, которую
разделяют большинство членов того или иного общества
Субкультура(от лат. Sub- под)
– присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Слайд 11Функции культуры
Гуманистическая
Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного
обществом
Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной,
или информационной
Познавательная(гносеологическая)
Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Слайд 13Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на
получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе,
человеке.
Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых
Особенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Цель – получение истины!
Рационалистическая обоснованность.
Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
Слайд 16 Функции науки
Культурно-мировоззренческая
Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор
процесса совершенствования производства
Социальная функция (данные науки используются для разработки планов
и программ социального и экономического развития)
Слайд 17Черты (принципы) образования
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и
развитие человека в интересах общества и государства
1. гуманизация - потребности
и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Слайд 19Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований
и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и
сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Слайд 20Функции религии
Мировоззренческая- создание религиозной картины мира
Компенсаторная, снимающая социальное и душевное
напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
Воспитательная, проповедующая высокие нравственные
ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Слайд 21Религия существует в различных формах
Слайд 23
Мировая религия— религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов
Чтобы
религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО
:
1.объединение крупной общности людей
2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Слайд 25Пантеизм – МИР = БОГ
Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ
Монотеизм – МОНОБОЖИЕ
Атеизм
– БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы
Слайд 26Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей
в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается
на
Авторитет общественного мнения
Нравственные убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе
Слайд 27Искусство как компонент культуры
Как и наука, искусство стремится выявить значимые
свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде
конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором
Искусство- это сфера духовно-практической деятельности, которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства
Слайд 32Список использованной литературы
1) Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание 11
класс- М: «Просвещение», 2009.
2) И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова.
Обществознание. Для поступающих в ВУЗы- М: ООО«Эксмо», 2006.
3) Автор и источник заимствования неизвестен