Разделы презентаций


Духовная жизнь общества 20-х гг. Выполнила Ложкина Анастасия 941 гр

Содержание

Задачи культурного строительства Средства и методы Интеллигенция и власть Политика в отношении религии и церкви Система образования и воспитания Ликвидация неграмотности Реформирование системы народного образования Перестройка высшей школы Наука Литература

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Духовная жизнь общества 20-х гг.
Выполнила Ложкина Анастасия
941 гр.

Духовная жизнь общества 20-х гг. Выполнила Ложкина Анастасия941 гр.

Слайд 2 Задачи культурного строительства
Средства и методы
Интеллигенция и

власть
Политика в отношении религии и церкви
Система образования и

воспитания
Ликвидация неграмотности
Реформирование системы народного образования
Перестройка высшей школы
Наука
Литература и искусство
Архитектура.
Театр и кинематограф
Музыка.
Заключение
Литература

План

Задачи культурного строительства Средства и методы Интеллигенция и власть Политика в отношении религии и церкви Система

Слайд 3Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с

переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой активности, гигантским расширением

кругозора и т.д., создает громадный рост культурных запросов и потребностей.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы"
18 июня 1925 г

создание новой, социалистической культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;

ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.(Ленин В.И.)

Задачи культурного строительства

Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой

Слайд 4Средства и методы
Агитпроп
Пролеткульт
Главлит
Главрепертком
Главполитпросвет
Малевич К. Три женские фигуры

Средства и методыАгитпропПролеткультГлавлитГлавреперткомГлавполитпросветМалевич К. Три женские фигуры

Слайд 5Главполитпросвет
Учрежден декретом СНК от 12 ноября 1920 на базе внешкольного

отдела Наркомпроса
Объединял и направлял всю политико-просветительную и агитационно-пропагандистскую работу в

стране.

В ведении находились избы-читальни, клубы, массовые библиотеки, школы взрослых, советско-партийные школы, коммунистические университеты и др.

Бессменным председателем была Н. К. Крупская

Малевич К. Супрематия

ГлавполитпросветУчрежден декретом СНК от 12 ноября 1920 на базе внешкольного отдела НаркомпросаОбъединял и направлял всю политико-просветительную и

Слайд 6Агитпроп
С 1920 г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми

сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп).

В

деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны

Малевич К.

Агитпроп С 1920 г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК

Слайд 7Пролеткульт
Теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская

культура может быть создана только представителями рабочего класса.
Задача: создание

новой пролетарской культуры, науки, философии, подчинение искусства задачам пролетарской борьбы.

Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918-1920 гг.

Малевич К.

ПролеткультТеоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего

Слайд 8Главлит
главное управление по делам литературы и издательств, орган Наркомпроса, создан

декретом СНК от 6 июня 1922.
Ежегодно составляет общий

ориентировочный план издательской продукции на всю республику, определяя листаж и процент лит-ры по отдельным отраслям знания и для отдельных групп потребителей.

Ориентировочные планы утверждаются высшими инстанциями

Охраняет военно-экономические тайны республики, для чего периодически, при участии заинтересованных ведомств, составляется военно-экономический перечень сведений, не подлежащих оглашению.

Осуществляет предварительный и последующий контроль над издательской деятельностью в целом по линии наблюдения политико-идеологического направления.

Главлитглавное управление по делам литературы и издательств, орган Наркомпроса, создан декретом СНК от 6 июня 1922. Ежегодно

Слайд 921 апреля 1925 г. постановление ВЦИК «О цензурировании репертуара артистов

академических театров».
От предварительной цензуры освобождались лишь выступления заслуженных и народных

артистов.

Главрепертком

Малевич К. Аргентинская полька

21 апреля 1925 г. постановление ВЦИК «О цензурировании репертуара артистов академических театров».От предварительной цензуры освобождались лишь выступления

Слайд 10«…русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник

колебаний, сомнений, неустойчивости…»

«Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная

поступь железных батальонов пролетариата»
Ленин В.И.

Интеллигенция и власть

Бах А.Н.

Брюсов В.Я.

Павлов И.П.

Бехтерев В.М.

Жуковский Н.Е.

Тимирязев К.А.

Кони А.Ф.

Мичурин И.В.

«…русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости…»«Нам истерические порывы не нужны.

Слайд 11В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии.

Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход), художники и литераторы.
Был

введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.

Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.

Философский пароход

Есенин С.А.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход),

Слайд 12Политика в отношении религии и церкви
На основании декрета СНК об

отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20

января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду.

«Борьба с религиозными предрассудками всех видов и разновидностей (…) под углом научного материалистического мировоззрения».
Создание общего фронта против «тихоновщины»
«Смысл … мер … сводится к дальнейшему углублению раскола церкви».
Пресечение любой контрреволюционной деятельности.

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе , 28 ноября 1922 г.

Политика в отношении религии и церквиНа основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от

Слайд 131919 г. - журнал Революция и церковь
1922 г. - газета

Безбожник
1925 г. - общественная организация - Союз безбожников (с 1929

г. - Союз воинствующих безбожников)

Церковные праздники заменялись светскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих).

1927 г. ликвидация патриаршества (которое было восстановлено лишь в 1943 г.)

1919 г. - журнал Революция и церковь1922 г. - газета Безбожник1925 г. - общественная организация - Союз

Слайд 14Процент неграмотности:
Таджики- 99,5%,
якуты - 99,3%,
узбеки - 98,4%)
Государственная

комиссия по просвещению
Наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским

отделы народного образования.

Система образования и воспитания

Ликвидация
неграмотности

Процент неграмотности:Таджики- 99,5%, якуты - 99,3%, узбеки - 98,4%) Государственная комиссия по просвещению Наркомат просвещения во главе

Слайд 15июль 1920 г. - учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации

безграмотности
осень 1923 г. - массовое добровольное общество "Долой неграмотность"
За первое

десятилетие советской власти
было обучено около 10 млн. взрослых,
доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г.

В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения»

июль 1920 г. - учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотностиосень 1923 г. - массовое добровольное общество

Слайд 16Цель - создание единой трудовой школы
Задача - коренное преобразование всей

системы народного образования
Принципы:
связь обучения с производством,
преемственность в воспитании

и образовании,
совместное обучение.

Реформирование системы
народного образования

Цель - создание единой трудовой школыЗадача - коренное преобразование всей системы народного образованияПринципы: связь обучения с производством,

Слайд 17Цель - формирование новой рабоче-крестьянской интеллигенции.
В 1921 г. были приняты

положения "О высших учебных заведениях РСФСР", ликвидировавшие автономию высшей школы.


В соответствии с декретом о научном минимуме изменилось содержание преподаваемых дисциплин.

1918-1921 гг. были упразднены юридические, историко-филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы).

С 1921 г. в вузах вводилось обязательное изучение марксистских общественных дисциплин.

Перестройка высшей школы

Цель - формирование новой рабоче-крестьянской интеллигенции.В 1921 г. были приняты положения

Слайд 18Задача: восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу

социалистическому строительству.
Российская академия наук (с 1925 г. - Академия наук

СССР),
университетские кафедры,
новые научно-исследовательские институты и общества

В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО.

Началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом,
Изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И.М.Губкина),
Геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострова (возглавляемые А.Е.Ферсманом).

А.Ф.Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др.

Наука

Задача: восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству.Российская академия наук (с 1925 г.

Слайд 19Партия должна подчеркнуть необходимость

создания художественной литературы, рассчитанной на действительно

массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы» 18 июня 1925 г

Главным героем литературы и искусства стал человек труда, с новыми моральными устоями.

Литература и искусство

Партия должна   подчеркнуть   необходимость   создания художественной  литературы,  рассчитанной

Слайд 20М.Зощенко «Коза», «Аполлон и Тамара», «Люди», «Мудрость», «Странная ночь» и

др.

М.Зощенко «Коза», «Аполлон и Тамара», «Люди», «Мудрость», «Странная ночь» и др.

Слайд 21М.Зощенко: «Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не

то, что драка, а целый бой… . Дрались , конечно,

от чистого сердца. Инвалиду Гаврилу последнюю башку чуть не оттяпали. Главная причина- народ очень уже нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане». М.Зощенко «Нервные люди».
М.Зощенко: «Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то, что драка, а целый бой… .

Слайд 22новое поколение творческой интеллигенции
Революция заняла важное место в произведениях А.А.

Блока (Двенадцать), А. Белого (Христос воскрес), В.В. Маяковского (Мистерия-буф) и

др.

«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи благослови!»

Фадеев А.А.

Шолохов М.А.

Эйзенштейн С.М.

новое поколение творческой интеллигенцииРеволюция заняла важное место в произведениях А.А. Блока (Двенадцать), А. Белого (Христос воскрес), В.В.

Слайд 231920 - Российская ассоциация пролетарских писателей (часть Всероссийского союза пролетарских

писателей)
В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы:
Октябрь (1922),

Левый фронт искусств (ЛЕФ, 1922),
Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП, 1923).
1920 - Российская ассоциация пролетарских писателей (часть Всероссийского союза пролетарских писателей)В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы:

Слайд 24Прозаики 20-х гг
В. Г. Короленко «История моего современника» 1921

г.,
А. Н. Толстой «Хождение по мукам» 1921 г.,

М. Горький «Дело Артамоновых» 1925 г., «Жизнь Клима Самгина» 1925–36 гг.
Д. А. Фурманов «Чапаев» 1923 г.,
А. А. Фадеев «Разгром» 1927 г.,
М. А. Булгаков «Белая гвардия» 1925 г.
Е. И. Замятин «Мы» 1924 г.
Б. Пильняк (Б. А. Вогау) «Голый год» 1923 г.

Сатирики
Рассказы М. Зощенко
И. Ильф (И. А. Файнзильберг) и Е. Петров (Е. П. Катаев) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.)

Прозаики 20-х гг В. Г. Короленко «История моего современника» 1921 г., А. Н. Толстой «Хождение по мукам»

Слайд 25Объединения художников : ЛЕФ (левый фронт в искусстве). ОСТ(общество станковистов) «4

искусства». АХРР(ассоциация художников революционной России).

Объединения художников : ЛЕФ (левый фронт в искусстве).  ОСТ(общество станковистов) «4 искусства». АХРР(ассоциация художников революционной России).

Слайд 26Жизнь и быт Красной Армии. Картины М.Б. Грекова «Тачанка», «В отряд к

Буденному»

Жизнь и быт Красной Армии. Картины М.Б. Грекова «Тачанка», «В отряд к Буденному»

Слайд 27Революция, быт и труд. Картина И.И. Бродского «В.И. Ленин на

фоне Кремля». Картина Герасимова А.М. Ленин на трибуне .

Революция, быт и труд. Картина И.И. Бродского «В.И. Ленин на фоне Кремля». Картина Герасимова А.М. Ленин на

Слайд 28В.Денни «Банда: Колчаковская, Деникинская»

В.Денни «Банда: Колчаковская, Деникинская»

Слайд 29Д. Моор «Ты записался добровольцем помоги!»

Д. Моор «Ты записался добровольцем помоги!»

Слайд 30«Окна сатиры РОСТА». В.Маяковский и его плакаты .

«Окна сатиры РОСТА». В.Маяковский и его плакаты .

Слайд 31Кандинский В.В. Импровизация

Кандинский В.В. Импровизация

Слайд 32Шагал М. Полет

Шагал М. Полет

Слайд 33А. В. Лентулов.
Василий Блаженный

А. В. Лентулов. Василий Блаженный

Слайд 34Малевич К. Черный квадрат

Малевич К. Черный квадрат

Слайд 35К.С. Петров-Водкин. Мать

К.С. Петров-Водкин. Мать

Слайд 361920 –
Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз

ВХУТемаС (Высшие художественно-технические мастерские)
Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов

теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель - В.В. Кандинский; директор ленинградского отделения - К.С. Малевич)

Возникли такие творческие группы, как
Ассоциация художников революционной России (АХРР - С. Малютин, Г.Г. Ряжский, М.Б. Греков),
Четыре искусства (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, В. Фаворский),
Общество московских художников (ОМП - П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.),
Общество художников-станковистов (ОСТ - А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и др.).

1920 –  Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз ВХУТемаС (Высшие художественно-технические мастерские) Институт художественной культуры,

Слайд 37 В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития

больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др.

Аархитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, А. Таманян и др.).
В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).

Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм. Лозунг производственного обществнно-полезного искусства. (Братья Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Погосов, И.И. Леонидов и др.)

Архитектура

В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана

Слайд 38Театр им. Е.Б. Вахтангова,
Большой драматический театр в Ленинграде,
Театр

имени Моссовета.
Театр и кинематограф
Декретом СНК от 26 августа 1919 г.

все театры страны были объявлены национальной собственностью (27 августа национализирована киноиндустрия).

А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.

Театр им. Е.Б. Вахтангова, Большой драматический театр в Ленинграде, Театр имени Моссовета.Театр и кинематографДекретом СНК от 26

Слайд 39Кон. 1920 г. - программа Театральный Октябрь (В.Э. Мейерхольд ).
Сер.

20-х гг. - первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции:


Шторм - В.Биль-Белоцерковского (1925);
Любовь Яровая - К.А. Тренева (1926),
Бронепоезд 14-69 - Вс. Иванова (1927),
Разлом - Б. Лавренева (1928),
Клоп и Баня - В.В. Маяковского (1928-1929).

С.М. Эйзенштейн положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе

Кон. 1920 г. - программа Театральный Октябрь (В.Э. Мейерхольд ).Сер. 20-х гг. - первые советские пьесы, написанные

Слайд 40Первые симфонические и оперные сочинения, посвященные революции
Н. Мясковский (3-я симфония),


Р. Глиэр (балет Красный мак),
О. Рябов (оперетта Свадьба в

Малиновке) и др.

У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. Глазунов, К. Игумнов, М. Ипполитов-Иванов.

Росийская ассоциация пролетарских музыкантов - РАПМ

Композиторы, дирижеры и исполнители, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики

Музыка

Первые симфонические и оперные сочинения, посвященные революцииН. Мясковский (3-я симфония), Р. Глиэр (балет Красный мак), О. Рябов

Слайд 41С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности,

созданы ценности в области духовной и материальной культуры.
С другой стороны,

культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

Первая половина 20-х гг. харктеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений.

Заключение

С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика