Разделы презентаций


Духовный мир личности

Содержание

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Духовный мир личности
духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании

и в самовыражении
знания о природе, обществе и человеке
убеждения и вера

в истинность своих убеждений
способность к тем или иным видам деятельности
чувства и эмоции
цели
ценности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Духовный мир личностидуховные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражениизнания о природе, обществе и

Слайд 2Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на

место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру,

другим людям, самому себе.
Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теории, концепции, предположения.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека

Слайд 3Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную

сторону мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру,

который его окружает

Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер

Отличительные признаки мировоззренияЭто целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мирЭто отношение

Слайд 4ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1. МИРО-ОЩУЩЕНИЕ
2. МИРО-ВОСПРИЯТИЕ
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ
4. МИРО-ПОНИМАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСТЕПННО

И ПОДВЕРЖЕНО ИЗМЕНЕНИЯМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ1. МИРО-ОЩУЩЕНИЕ2. МИРО-ВОСПРИЯТИЕ3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ4. МИРО-ПОНИМАНИЕМИРОВОЗЗРЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСТЕПННО И ПОДВЕРЖЕНО ИЗМЕНЕНИЯМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Слайд 5Мировоззрение зависит
От
уровня знаний и развития науки
От
проблем, стоящих перед

людьми
От непосредственных условий жизни
От
личного опыта

Мировоззрение зависитОт уровня знаний и развития наукиОт проблем, стоящих перед людьмиОт непосредственных условий жизниОт личного опыта

Слайд 6Мировоззрение связано
С
жизненной позицией людей
С убеждениями, идеалами, принципами познания и

деятельности
С ценностными ориентациями

Мировоззрение связаноС жизненной позицией людейС убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельностиС ценностными ориентациями

Слайд 7СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯЗНАНИЕВЫЙ КОМПОНЕНТЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Слайд 8ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение
оптимистическое
атеистическое
пессимистическое
религиозное
гуманистическое
научное
Ненаучное (обыденное)
прогрессивное
реакционное
Выбор мировоззрения – дело сугубо

личное

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯМировоззрение оптимистическоеатеистическоепессимистическоерелигиозноегуманистическоенаучноеНенаучное (обыденное)прогрессивноереакционноеВыбор мировоззрения – дело сугубо личное

Слайд 9УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ОБЫДЕННОЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯОБЫДЕННОЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Слайд 10Теоцентризм (предпочтение Богу)
Мировоззренческие установки, стержень
Природоцентризм, космоцентризм (предпочтение природе)
Антропоцентризм (предпочтение человеку)
Знаниецентризм

(предпочтение знаниям)
Социоцентризм, культуроцентризм (предпочтение обществу)

Теоцентризм (предпочтение Богу)Мировоззренческие установки, стерженьПриродоцентризм, космоцентризм (предпочтение природе)Антропоцентризм (предпочтение человеку)Знаниецентризм (предпочтение знаниям)Социоцентризм, культуроцентризм (предпочтение обществу)

Слайд 11ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
РЕЛИГИОЗНОЕ
НАУЧНОЕ
ФИЛОСОФСКОЕ

ПО СПОСОБУ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИМИФОЛОГИЧЕСКОЕРЕЛИГИОЗНОЕНАУЧНОЕФИЛОСОФСКОЕ

Слайд 12Типы мировоззрения
Обыденное (житейское):
опирается на личный опыт
человека и мало использует

опыт других людей
Религиозное:
возникает под
влиянием
религиозных учений
Научное:
опирается на
достижения


науки, тесно
связано с
общественной
практикой людей

Гуманистическое:
высшей ценностью
ставит права и
свободы человека

Типы мировоззренияОбыденное (житейское):опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людейРелигиозное: возникает под влиянием религиозных

Слайд 13Обыденное или житейское мировоззрение
Формируется стихийно, т.е. не на основе
каких-либо

учений
Порождается непосредственными условиями жизни
Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных,

традиционных представлений о мире

Сильная и слабая сторона – в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии)

Передается из поколения в поколение

Обыденное или житейское мировоззрениеФормируется стихийно, т.е. не на основе каких-либо ученийПорождается непосредственными условиями жизниСуществует в форме здравого

Слайд 14Религиозное мировоззрение
Связано с признанием сверхъестественных сил
Сильная сторона – в тесной

связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем
Слабая

сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям
Религиозное мировоззрениеСвязано с признанием сверхъестественных силСильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на

Слайд 15Научное мировоззрение
Опирается на достижения науки
Включает в себя объективную картину мира,

достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в

природе

Достоинства: в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей

Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека

Научное мировоззрениеОпирается на достижения наукиВключает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и

Слайд 16Гуманистическое мировоззрение
В основе – признание человека как высшей ценности, признание

ценности человека как личности, признание его права на свободу, счастье,

развитие и проявление своих способностей, признание необходимости постоянного совершенствования и возвышения человека

Благо человека признается критерием общественного прогресса, а принципы равенства, справедливости, человечности, добрососедства – желаемой нормой отношений между людьми

Гуманистическое мировоззрениеВ основе – признание человека как высшей ценности, признание ценности человека как личности, признание его права

Слайд 17Роль мировоззрения в жизни и
деятельности людей
Дает ориентир, цель, направление,

т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной

жизни

Дает программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности

Дает жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире

Роль мировоззрения в жизни и деятельности людейДает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах

Слайд 18убеждение
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний
Выступает регулятором

сознания и поведения личности
Твердая уверенность человека в чем-либо
Кроме знания и

уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельность
убеждениеСвязано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знанийВыступает регулятором сознания и поведения личностиТвердая уверенность человека в

Слайд 19Источники убеждения
Теоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истинными
Житейский

опыт и нравственные чувства личности, которые определяют истинность или ложность

мыслей и поступков

Ценностные ориентации и установки личности, которые определяют значимость явлений и вещей

Источники убежденияТеоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истиннымиЖитейский опыт и нравственные чувства личности, которые определяют

Слайд 20убеждение
Убеждение - вера
Убеждение - знание
Пример:
убеждение Галилео Галилея
Пример:
убеждение Джордано

Бруно
знание – это объективная истина для субъекта познания;
знание основано

на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации

вера – особый вид убеждений, основанный на чувствах, эмоциях;
верить можно не только в Бога;
вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой;
окончательно заменить веру знанием невозможно, т.к. всегда есть либо не объяснимое наукой, либо не регулироемое наукой

Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению

Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека

убеждениеУбеждение - вераУбеждение - знаниеПример: убеждение Галилео ГалилеяПример: убеждение Джордано Брунознание – это объективная истина для субъекта

Слайд 21Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом,

его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет

собой менталитет

Менталитет –
это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта

Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным

Слайд 22ПОЗНАНИЕ
Процесс получения знаний
ГНОСЕОЛОГИЯ

ПОЗНАНИЕПроцесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ

Слайд 23Проблема познаваемости
Пессимисты
отрицают
познаваемость
мира



Оптимисты
утверждают,
что мир
принципиально
Познаваем


Скептики
утверждают,
что

познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания

Проблема познаваемостиПессимисты отрицают познаваемость мираОптимистыутверждают, что мир принципиально ПознаваемСкептикиутверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного

Слайд 24Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Мир познаваем и познание есть

единство чувственного и рационального
Большинство
Решающую роль играют ощущения и восприятия
Сенсуализм
(Дж.

Локк)

Решающую роль играют мыслительные операции

Рационализм
(Р. Декарт)

Решающую роль играют опыт, эксперимент

Эмпиризм
(Ф. Бэкон)

Мир познать невозможно

Агностицизм
(И. Кант)

Два уровня познания

Подходы к решению проблемы познаваемости мираМир познаваем и познание есть единство чувственного и рациональногоБольшинствоРешающую роль играют ощущения

Слайд 25Процесс познания
Субъект познания
Объект познания
Результат
Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или

коллектив
Всё общество
Знание
Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека
Весь окружающий

мир
Процесс познанияСубъект познанияОбъект познанияРезультатПознающий человек, наделённый волей и сознанием, или коллектив Всё обществоЗнаниеПознаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее

Слайд 26Знание — это результат познания. Познанием называют процесс

постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в

опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Знание — это результат познания. Познанием называют  процесс  постижения  действительности,  накопления и осмысления

Слайд 27Формы знания
Научное – объективное, истинное знание
Донаучное – прототип, предпосылочная база

научного знания
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
Обыденно-практическое –

знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности

Ненаучное – разрозненно, несистематизированное знание

Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание

Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности

Личностное – знание. Являющееся достоянием отдельной личности

Формы знанияНаучное – объективное, истинное знаниеДонаучное – прототип, предпосылочная база научного знанияЛженаучное – знание, сознательно использующее домыслы

Слайд 28?
Установите соответствие

?Установите соответствие

Слайд 29Формы познания
Рациональное
(логическое)
Чувственное
ВСЕ, КТО ПРИЗНАЕТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА,

РАССМАТРИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЗНАВАНИЯ МИРА
Сенсуализм
на первое место
в процессе

познания
ставит чувственную
познавательную
способность

Рационализм
признает основой
познания
и поведения
людей
разум

Формы    познанияРациональное (логическое)ЧувственноеВСЕ, КТО ПРИЗНАЕТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА, РАССМАТРИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЗНАВАНИЯ МИРА Сенсуализм на

Слайд 30Ощущение
Отражение
отдельных
свойств,
признаков,
процессов
Чувственное
Восприятие
Целостное
отражение
предметов
в многообразии
их

свойств
Представление
вторичный образ,
воспроизведённое
памятью и вызванное
в сознании ощущение
или

восприятие.

Реальные
представления

Нереальные
представления

ОщущениеОтражение отдельных свойств, признаков, процессовЧувственноеВосприятиеЦелостное отражение предметов в многообразии их свойствПредставлениевторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в

Слайд 31Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и

восприятий
Представление
Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений
Восприятие
Элементарное отражение отдельных

сторон и свойств явлений и предметов

Ощущение

Формы чувственного познанияОбраз предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятийПредставлениеЦелостный образ внешнего мира, формирующийся на основе

Слайд 32Рациональное (логическое)
Понятие
мысль в которой
фиксируются общие
и существенные
признаки

вещей
Суждения
мысль,
утверждающая
или отрицающая
нечто об
объектах
суждения
Умозаключение
Высшая форма

мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое.

Истина
Результат процесса познания, соответствующий действительности


Индуктивное
умозаключение от частного к общему

Дедуктивное
умозаключение от общего к частному

Получаемое по
аналогии

Рациональное (логическое)Понятие мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещейСуждения мысль, утверждающая или отрицающая нечто об

Слайд 33Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление


ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и

пополнения

переход от единичного к общему

Основные мыслительные операциианализсинтезсравнениеабстрагированиеобобщениеразложение целого на частиобъединение частей в единое целоесопоставление ряда явлений ипредметов длявыявления у нихобщего илиразличийформирование

Слайд 34Роль практики в познании
Практика – материальное освоение человеком окружающего мира.

Роль практики в познанииПрактика – материальное освоение человеком окружающего мира.

Слайд 35ИСТИНА - соответствие представлений о предмете самому этому предмету.
Эмпирики считали,

что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

У рационалистов — критерием истины выступал разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.

Критерии истины

ИСТИНА - соответствие представлений о предмете самому этому предмету.Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является

Слайд 36ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА

ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика:


практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИИСТИНАКАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКАКритерий

Слайд 37Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности

- теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания

о предмете достигнута ?

Отказ от идеи
развития знания

Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Критерий истинности - теория Если практическую задачу удалось решить,

Слайд 38Формы истины
Научная истина
Обыденная или житейская истина
Художественная истина
Нравственная истина

Формы истиныНаучная истинаОбыденная или житейская истинаХудожественная истинаНравственная истина

Слайд 39Виды истины
Абсолютная истина
Относительная истина
Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
Полное,

исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может

быть опровергнут в будущем.

На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.

Виды истиныАбсолютная истинаОтносительная истинаИдеал, предел к которому стремиться наше знание.Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний,

Слайд 40Свойства истины
Конкретность – зависимость истины от места, времени и других

условий её получения.
Объективность –
это такое содержание наших

знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Свойства истиныКонкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.Объективность –   это

Слайд 41Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.

Ложь –

преднамеренное введение в заблуждение.

Противоположности истиныЗаблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика