Разделы презентаций


ТЕМА 12 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ И ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА

Содержание

ЦЕЛЬ:Ознакомить студентов с методами определения потребности населения и лечебно-профилактических организаций в препаратах специфического действия, нормируемых лекарственных средствах и широкого спектра действия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 12 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ И ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
Доцент КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова ШОПАБАЕВА А.Р.

ТЕМА 12  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ И ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА  НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫДоцент КазНМУ им. С.Д.

Слайд 2ЦЕЛЬ:
Ознакомить студентов с методами определения потребности населения и лечебно-профилактических организаций

в препаратах специфического действия, нормируемых лекарственных средствах и широкого спектра

действия.



ЦЕЛЬ:Ознакомить студентов с методами определения потребности населения и лечебно-профилактических организаций в препаратах специфического действия, нормируемых лекарственных средствах

Слайд 3ПЛАН
Значимость определения потребности в ЛС.
Виды потребления ЛС. Факторы, формирующие потребность

в ЛС.
Классификация методик определения потребности в ЛС.
Методика определения потребности в

ЛС специфического действия, строго нормируемых ЛС и широкого спектра действия
ПЛАНЗначимость определения потребности в ЛС.Виды потребления ЛС. Факторы, формирующие потребность в ЛС.Классификация методик определения потребности в ЛС.Методика

Слайд 4Рынок представляет собой объективно необходимую сферу экономической деятельности, тесно взаимодействующую

с производством и потреблением.


В настоящее время важными становятся знание

конкретного потребителя и умение гибко реагировать на все его требования, иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия.





Рынок представляет собой объективно необходимую сферу экономической деятельности, тесно взаимодействующую с производством и потреблением. В настоящее время

Слайд 5Рисунок 1. Структура продаж в 2002 г. по регионам (Данные о продажах

включают только лекарственные средства для человека. При этом не учитывались

медицинские услуги, субстанции и химикаты, ветеринарные препараты и ОТС-препараты. Источник: IMS World Review 2003)
Рисунок 1. Структура продаж в 2002 г. по регионам (Данные о продажах включают только лекарственные средства для человека. При

Слайд 6Фармацевтический рынок Казахстана вырастет на 15 процентов в 2013 году,

из-за увеличения государственных расходов, роста привлекательности республики для иностранных инвесторов

благодаря участию в Таможенном Союзе и снижению административных барьеров Подробнее: http://tengrinews.kz/money/farmatsevticheskiy-ryinok-kazahstana-vyirastet-na-15-protsentov-v-2013-godu-229631/

Общий объем фармацевтического рынка Казахстана достигает 1,2 миллиарда долларов, и такой рост продаж наблюдается уже несколько лет.

Фармацевтический рынок Казахстана вырастет на 15 процентов в 2013 году, из-за увеличения государственных расходов, роста привлекательности республики

Слайд 7Маркетинг — процесс планирования и выполнения замыслов, ценообразования, продвижения и

распределения идей, товаров и услуг посредством обмена с целью удовлетворения

потребностей отдельных лиц или организаций (АМА).
Фармацевтический маркетинг — процесс реализации фармацевтической помощи (деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей в фармацевтической помощи).

Маркетинг — процесс планирования и выполнения замыслов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг посредством обмена

Слайд 8Базовые категории маркетинга:
нужда,
потребность,
спрос.

Базовые категории маркетинга:нужда, потребность, спрос.

Слайд 9Рис. Степень удовлетворенности потребности товаром

Рис. Степень удовлетворенности потребности товаром

Слайд 10Нужда — это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.
Потребность — нужда,

принявшая конкретные формы в зависимости от индивидуальных особенностей потребителя и

(или) уровня развития общества.
Категория «спрос» с экономической точки зрения является наиболее интересной, так как конкретно могут быть определены ее величина, степень влияния различных факторов, прогнозные значения. Величина спроса характеризует понятие реальной емкости рынка.
Нужда — это необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.Потребность — нужда, принявшая конкретные формы в зависимости от индивидуальных

Слайд 11 Таким образом, взаимосвязь анализируемых категорий может быть представлена следующим неравенством:

НУЖДА

→ПОТРЕБНОСТЬ ≥ СПРОС ≥ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Всестороннее изучение факторов, влияющих на процесс

потребления товаров аптечного ассортимента, необходимо проводить для принятия эффективных управленческих решений, в том числе при выборе рационального метода прогнозирования потребности в ЛП и других группах фармацевтических товаров.
Таким образом, взаимосвязь анализируемых категорий может быть представлена следующим неравенством: НУЖДА →ПОТРЕБНОСТЬ ≥ СПРОС ≥ ПОТРЕБЛЕНИЕВсестороннее

Слайд 12Категории маркетинговой системы как нужда, потребность и спрос, предложения, деятельность

и эффективность,

Категории маркетинговой системы как нужда, потребность и спрос, предложения, деятельность и эффективность,

Слайд 14Структурирование аптечного ассортимента
1

Структурирование аптечного ассортимента1

Слайд 17Составление заявок-заказов на товары аптечного ассортимента
На основании информации
На основании

информации о реализации конкретного НАА за определенный период

Алгоритм заявки на

конкретное НАА:
Зак.= n (К1+ К2), где
n – количество упаковок, реализуемых за 1 день;
К1– период времени (в днях) запаса данного НАА
К2– период времени (в днях) резервного запаса

об остатках каждого НАА

о сроках подачи заявки и доставки товара

количестве заказа и его стоимости

II

Q год. – годовая потребность в конкретном НАА

Qmax – размер заявки – максимальная 2-х недельная потребность в данном НАА:
а) для препаратов с высоким уровнем продаж (более 100 уп. в месяц)
Qmax = Qгод : 24
24 – кол-во поставок в год
б) для препаратов с низким уровнем продаж (менее 100 уп. в месяц)
Qmax = Qгод : 48
48 – количество поставок в год
Qmin– кол-во упак., при достижении которого следует делать заказ
Qmin = 30% Qmax

III

I

На основании знаний

IV

Тенденции развития фарм. рынка

Уровня оптовых и розничных цен

Ассортимента товаров оптовых фирм и аптек

2

Составление заявок-заказов на товары аптечного ассортимента На основании информацииНа основании информации о реализации конкретного НАА за определенный

Слайд 19КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА
Деловая репутация и продолжительность работы на фарм рынке
Ассортимент

ЛС, ИМН и других товаров
Условия поставок, их скорость, периодичность
Цены, размеры

торговых наценок и скидок

Форма оплаты, условия расчетов за товары

Квалификация персонала

Территориальная близость, способ доставки товара

Комплекс сервисных услуг

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКАДеловая репутация и продолжительность работы на фарм рынкеАссортимент ЛС, ИМН и других товаровУсловия поставок, их

Слайд 20Надлежащая практика хранения (GSP)
Сфера применения:
производители медицинских товаров
импортеры, поставщики,

оптовые фирмы
аптечные и лечебно-профилактические учреждения
Предназначение:
Для всех работников, имеющих

отношение к хранению, транспортировке и распространению фармацевтической продукции.

Связь с другими руководствами:
Надлежащая практика дистрибьюции (GDP)
Надлежащая производственная практика (GMP)
Международная фармакопея и др.

Надлежащая практика хранения (GSP)Сфера применения: производители медицинских товаров импортеры, поставщики, оптовые фирмы аптечные и лечебно-профилактические учрежденияПредназначение: Для

Слайд 21Схема движения ЛС и ИМН в системе аптечных учреждений

Схема движения ЛС и ИМН в системе аптечных учреждений

Слайд 22ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
7

ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ7

Слайд 23 ОТДЕЛ ЗАПАСОВ

ОТДЕЛ ЗАПАСОВ

Слайд 24Функции отдела запасов:
Снабженческая
- определение текущей потребности аптеки в ЛС и

др. товарах,
- формирование заказов,
- прием товара,
- контроль

качества ЛС,
- хранение ЛС в соответствии с Надлежащей практикой хранения GSP,
- отпуск товара отделам аптеки и оптовым покупателям.
2. Производственная и др.
Функции отдела запасов:Снабженческая	- определение текущей потребности аптеки в ЛС и др. товарах, 	- формирование заказов, 	- прием

Слайд 25Лекарственное средство – это товар, т.е. продукт человеческого труда, который

произведен для продажи.

Лекарственное средство – это товар, т.е. продукт человеческого труда, который произведен для продажи.

Слайд 26 При прогнозировании потребности учитывают особенности потребления следующих лекарственных препаратов:
с нормируемым

потреблением;
специфического действия;
широкого спектра действия.

К группе лекарственных препаратов, потребление которых строго

нормируется, относятся наркотические средства, психотропные вещества и спирт этиловый.

При прогнозировании потребности учитывают особенности потребления следующих лекарственных препаратов: с нормируемым потреблением;специфического действия;широкого спектра действия.К группе

Слайд 27Знаете ли вы?..
В основе НТД лежит Государственный стандарт РК Надлежащая

аптечная практика. Основные положения. СТ РК 1615-2006
Нормы потребления наркотических средств

установлены в соответствии с приказами МЗ РК
Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения РК
Знаете ли вы?..В основе НТД лежит Государственный стандарт РК Надлежащая аптечная практика. Основные положения. СТ РК 1615-2006Нормы

Слайд 28При этом в качестве расчетных показателей использованы:
для аптечных организаций —

1000 экстемпоральных рецептов;
для лечебно-профилактических учреждений — 1 пролеченный больной хирургического

или терапевтического профиля;
1 прикрепленный житель в год;
1000 посещений;
1000 анализов всех видов и т.п.

При этом в качестве расчетных показателей использованы:для аптечных организаций — 1000 экстемпоральных рецептов;для лечебно-профилактических учреждений — 1

Слайд 29Предприятие, или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие

товары, которые потребитель предпочтет всем другим аналогичным товарам, т.е. обладающие

высоким качеством и конкурентоспособностью. Изучение и определение потребности в медикаментах связано с:
установлением фактического их потребления;
выяснением закономерностей изменения спроса на них;
учетом целого комплекса факторов, влияющих на потребление.
Предприятие, или фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые потребитель предпочтет всем другим аналогичным

Слайд 30Знание действительной потребности дает возможность правильно установить ассортимент производства, уменьшить

дефицит по одним видам товаров и избежать затоваривания по другим

С

другой стороны, правильное определение потребности в медикаментах и других медицинских товарах позволяет максимально обеспечить население и ЛПО необходимыми ЛП.

Вопрос правильного определения потребности в медикаментах занимает одно из ведущих мест в работе аптечных организаций и различных фирм, занимающихся поставкой медикаментов.
Знание действительной потребности дает возможность правильно установить ассортимент производства, уменьшить дефицит по одним видам товаров и избежать

Слайд 31Потребление препаратов специфического действия зависит в основном от заболеваемости и

количества назначаемых медикаментов для лечения одного больного в год.

Расчет

производится индивидуально для каждого препарата по формуле:
 П = Р х Кк х Кб
где
П — потребность в препарате;
Р — расход препарата (в соответствии со схемами лечения или
фактический) на 1 больного на 1 курс лечения;
Кк — количество курсов в год;
Кб— количество больных в год (заболеваемость).
Потребление препаратов специфического действия зависит в основном от заболеваемости и количества назначаемых медикаментов для лечения одного больного

Слайд 32.



Полученные результаты необходимо сопоставить с фактической динамикой потребления данного

препарата за ряд предшествующих лет и за текущий период, выявить

отклонения и в случае необходимости внести соответствующие коррективы
. Полученные результаты необходимо сопоставить с фактической динамикой потребления данного препарата за ряд предшествующих лет и за

Слайд 33Расчет потребности в противодиабетических препаратах:



где П – потребность в препарате

на год;
а – численность обслуживаемого населения;
в – среднесуточная

потребность в препарате;
с – степень заболеваемости (количество больных на 1000 населения) в исследуемом году;
365 – количество дней в году.

Расчет потребности в противодиабетических препаратах: где П – потребность в препарате на год; а – численность обслуживаемого

Слайд 34Расчет потребности в препаратах для лечения сахарного диабета необходимо производить,

исходя из численности больных различными формами диабета, состоящих на учете

и диспансерном наблюдении в лечебно-профилактических организациях по состоянию на 1 января текущего года, по предполагаемой заболеваемости на планируемый период.
Потребность в инсулин содержащих препаратах определяют, исходя из расчета среднедневной потребности инсулина на одного больного – 0,2 флакона.

Расчет потребности в препаратах для лечения сахарного диабета необходимо производить, исходя из численности больных различными формами диабета,

Слайд 35Для текущего, годового и краткосрочного планирования целесообразнее применять нормативный и

индексный методы,
для перспективного планирования и долгосрочного прогнозирования – методы

моделирования в комплексе с коллективными экспертными оценками.

Для текущего, годового и краткосрочного планирования целесообразнее применять нормативный и индексный методы, для перспективного планирования и долгосрочного

Слайд 36 Прогнозирование потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляют нормативным методом

по формулам:
 П = Н х К (1) или
П =

Н х К:1000 (2),
где
П — потребность в препарате;
Н — норматив потребле­ния на 1 койку, на 1 больного и т.п. (для формулы 1) или на 1000 жителей, 1000 рецептов и т.п. (для формулы 2);
К — количество фактическое коек, больных и т.п. (для формулы 1) или жителей, рецептов и т.п. (для формулы 2).

Прогнозирование потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляют нормативным методом по формулам:  П = Н х

Слайд 37При определении годовой потребности в наркотических и психотропных средствах строго

руководствуются расчетной потребностью в них для лечебной и научно-исследовательской работы,

не допуская превышения временных предельно допустимых норм расхода этих препаратов.
Такой строгий подход потребности в лекарствах данной группы позволяет избегать случаев завышения заявок и накопления их в аптечных и лечебно-профилактических организациях.





При определении годовой потребности в наркотических и психотропных средствах строго руководствуются расчетной потребностью в них для лечебной

Слайд 38Потребность в этиловом спирте определяется также на основании нормативов, утвержденных

МЗ РК. Эти нормативы дифференцированы и включают более чем 100

видов норм для больничных, амбулаторно-поликлинических организаций, детских учреждений, интернатов и т.д.
Для каждой группы медицинских организаций установлены единые показатели.

Например, для всех ЛПУ (в том числе диспансеров) установлены нормативы на 1 койку в год в зависимости от видов специализированной медицинской помощи. Они едины для городских и сельских медицинских организаций с учетом специализации коек.

Потребность в этиловом спирте определяется также на основании нормативов, утвержденных МЗ РК. Эти нормативы дифференцированы и включают

Слайд 39Расчет потребности в лекарственных средствах широкого спектра действия
Эта группа включает

самый обширный арсенал ЛС.

К ней относятся препараты, обладающие активностью

в отношении многих возбудителей болезней: антибиотики, сульфаниламидные препараты, производные нитрофурана, галоиды, окислители, соли тяжелых металлов, фенолы и др.

Расчет потребности в препаратах этой группы основан на данных о фактическом их расходе с учетом полного удовлетворения спроса.

Расчет потребности в лекарственных средствах широкого спектра действияЭта группа включает самый обширный арсенал ЛС. К ней относятся

Слайд 401) сбор необходимых данных и их анализ;
2) проведение расчетов

для определения размеров
потребности в отдельных ЛС.

Правильное определение

потребности в лекарственных средствах служит основанием для составления заявок.






Вся работа по определению потребности в препаратах широкого спектра действия делится на два этапа:

1) сбор необходимых данных и их анализ; 2) проведение расчетов для определения размеров   потребности в

Слайд 41
Изучение спроса на товары аптечного ассортимента
Основой системного анализа спроса

является использование всех доступных источников информации о спросе: статистических, ведомственных,

данных социологических исследований, бухгалтерской и оперативной отчетности и др.

Поэтому функциональная структура системы изучения спроса ориентирована на решение таких задач, как учет и анализ информации о спросе, прогнозирование спроса, принятие управленческих решений на основе информации о спросе.
Изучение спроса на товары аптечного ассортиментаОсновой системного анализа спроса является использование всех доступных источников информации о

Слайд 42Изучение спроса на фармацевтические товары целесообразно осуществлять в двух направлениях:

определение количественных характеристик различных видов спроса и интенсивности его развития;

исследование факторов, формирующих спрос.
Изучение спроса на фармацевтические товары целесообразно осуществлять в двух направлениях: определение количественных характеристик различных видов спроса и

Слайд 43Количественное значение спроса находится в пределах, определяемых:

покупательской способностью


институциональных и конечных потребителей;

величиной предложения фармацевтических и


парафармацевтических товаров и услуг.
Количественное значение спроса находится в пределах, определяемых: покупательской способностью    институциональных и конечных потребителей; величиной

Слайд 44Спрос может быть измерен для различных видов в соответствии с

их классификацией по степени удовлетворения.

С этой целью рассчитывают объем

действительного, реализованного и неудовлетворенного спроса, структуру и величину отказов и замен.

Спрос может быть измерен для различных видов в соответствии с их классификацией по степени удовлетворения. С этой

Слайд 45Причины неудовлетворения спроса могут быть различными: от отсутствия лекарственного препарата

в аптеке (вследствие отсутствия препарата у поставщиков, несвоевременной подачи заказа

или неправильного определения его величины) до отказа покупателей купить лекарственный препарат из-за высокой цены.

Выяснение этих причин позволяет принять рациональное управленческое решение в последующий период.
Причины неудовлетворения спроса могут быть различными: от отсутствия лекарственного препарата в аптеке (вследствие отсутствия препарата у поставщиков,

Слайд 46Соотношение темпов поставки продукции и темпов продаж характеризует степень насыщения

товарами данной группы. Темпы роста поставок должны быть несколько выше

темпов роста продаж, в противном случае будет иметь место неудовлетворенный спрос.

При значительном превышении темпов поставки над темпами реализации возможны издержки по хранению, сбыту товара и даже его потеря вследствие истечения срока годности.

Определить интенсивность развития спроса позволяет анализ динамики поставки, продаж и остатков каждого наименования в группе товаров или группы товаров в целом.

Соотношение темпов поставки продукции и темпов продаж характеризует степень насыщения товарами данной группы. Темпы роста поставок должны

Слайд 47На величину спроса определяющее влияние будут оказывать две группы факторов:
факторы,

формирующие потребность в товарах аптечного ассортимента, поскольку спрос является

формой проявления потребности (классификация этих факторов была рассмотрена выше);
группа экономических показателей (цена товара и его аналога, доход покупателя и др.), поскольку спрос — это платежеспособная потребность.

На величину спроса определяющее влияние будут оказывать две группы факторов: факторы, формирующие потребность в товарах  аптечного

Слайд 48Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
Лоскутова

Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование.

– Москва: ACADEMIA, 2003.
Приказ и.о. МЗ РК 17 февраля 2012 года № 90. Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения населения лекарственными средствами на амбулаторном уровне в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Приказ МЗ РК от 24 декабря 2008 года № 677. О внедрении Формулярной системы.
Приказ МЗ РК от 23 апреля 2009 года № 214. О совершенствовании формирования лекарственного формуляра.
Приказ МЗ РК от 23 ноября 2009 года № 762. Об утверждении Правил разработки и согласования лекарственных формуляров организаций здравоохранения.
Приказ и.о. МЗ РК от 9 сентября 2011 года № 593. Об утверждении Республиканского лекарственного формуляра (с изменениями и дополнениями от 06.08.2012 г.).
Постановление Правительства РК от 30 декабря 2011 года № 1693
Об утверждении Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
9. Постановление Правительства РК от 30 октября 2009 года № 1729.Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.01.2013 г.).
10. Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года № 279-I. О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими  (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.)
11. Закон Республики Казахстан О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)


 


ЛИТЕРАТУРА

Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность.

Слайд 49КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Определение потребности в лекарственных средствах и ее влияние на

финансово-хозяйственную деятельность аптек, фирм и аптечных складов.
Виды потребления лекарственных средств.
Факторы,

формирующие потребность в ЛС.
Классификация методик определения потребности в ЛС.
Методика определения потребности в противотуберкулезных ЛС.
Методика определения потребности в противодиабетических препаратах.
Определение потребности в строго нормируемых лекарственных средствах, применение которых ограничено соответствующими нормативными документами (наркотические лекарственные средства, этиловый спирт).
Определение потребности в препаратах широкого спектра действия различными методами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫОпределение потребности в лекарственных средствах и ее влияние на финансово-хозяйственную деятельность аптек, фирм и аптечных складов.Виды

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика