Слайд 1Душа – поле борьбы добра и зла.
(Л.Н. Толстой)
Душа
– внутренний, психологический мир человека, его сознание.
(С.И.Ожегов. Толковый словарь
русского языка)
Душа – это человек.
Слайд 2Внутренний мир человека.
Что может происходить в душе каждого из
нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по
2-3 глагола)
ДУША
ДУША
открывается страдает
радуется болит
Слайд 4Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово
«ленится».
Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает
у человека интерес ко всему.
приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».
Слайд 5Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы,
над словом «душа».
Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй
душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.
Тема урока
«Что
такое труд души?»
Слайд 8Использование художественно-изобразительных средств
Лексика стихотворения
Бурелом - поваленный бурею лес.
Ухаб – выбоина,
яма на дороге.
Коль - если.
Узда – сдерживающее приспособление
Поблажка - нестрогое,
излишне снисходительное отношение
Использование фразеологизмов
Толочь воду в ступе;
И день и ночь!
Держать в черном теле;
Не снимать узды;
Дать поблажку;
Последняя рубашка;
Слайд 9Особенность структуры произведения
Форма, композиция стихотворения
кольцевое обрамление, рассуждение
Каким вы увидели лирического
героя стихотворения?
Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг
Кольцевая композиция
(композиция обрамления) –
это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его.
Например, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, говорится одна и та же фраза и
т. п.
Слайд 10Использование художественно-изобразительных средств
Какие тропы использует автор?
Отсутствие эпитетов;
Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;
Метафоричность;
Градация
во второй строфе;
Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд
Определите роль
глагольной лексики
Не позволяй лениться!
Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай.
Обязана трудиться!
(риторическое восклицание)
Слайд 11Использование художественно-изобразительных средств
Использование анафоры и антитезы
Она, она, она
Рабыня и царица;
Работница
и дочь;
И день и ночь…
Определите размер, рифму, звукопись
Четырехстопный ямб
Рифма точная,
перекрестная
Аллитерация: от дома к дому, спать в постели
Ассонанс: пустырь, бурелом, сугроб, ухаб
Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы ..
Слайд 12Актуальность послания Заболоцкого
Какова идея стихотворения?
Душа обязана трудиться…
(идея выражена в кольцевом
обрамлении стихотворения)
Однокоренные слова, определяющие позицию человека
Душа – душевный- равнодушный- бездушный
-духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный…
Слайд 13- Как бы вы сейчас ответили на вопрос:
Почему «нельзя
позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»?
Слайд 14Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные
смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех
связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Слайд 16Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица.
Душа – достойная жизнь,
сила воли, труд, внутренний мир человека.
Душа- человек, сила, трудолюбие, зло,
лень, победа.
Слайд 17Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна
работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает,
что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
Слайд 18В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй
душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие,
стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.
Слайд 19Чему учит стихотворение Заболоцкого?
Человек развивается только в труде, в
испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в
этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.
Слайд 20
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопрос: « Почему душа обязана трудиться»