Слайд 1Два апостола. Донце поминального сосуда (8.8 см).
Стекло; цировка по
золоту.
Византия. IV в.
Метрополитен-Музей. Нью-Йорк. США.
VIII – первая половина
IX вв. – эпоха иконоборчества и расцвет светского искусства. IX – cсередина X вв. – время возрождения античных традиций. X-XII вв. – золотой век византийской культуры. Начало XIII в. – захват Константинополя крестоносцами, 1261 г. – освобождение Константинополя. XIV – первая половина XV – эпоха возрождения и 1453 г. – захват Константинополя турками, падение Византийской империи.
Слайд 2Брак христианский. Донце поминального сосуда (8.4 см).
Стекло; цировка по
золоту.
Византия. V в.
Метрополитен-Музей. Нью-Йорк. США.
IV-VII в. – время переработки
Византией культурных ценностей, заложенных античными государствами и странами Востока. ДПИ в Византии отводилось большое место в художественной культуре: богатство узора, изощрённость форм, роскошь материалов и отделок. Богатые золотые украшения (роскошь) были символом власти и высокого социального статуса государства, господствующего класса и отдельных групп людей.
Слайд 3Ожерелье с крестом. Золото; гравировка (резьба), просечка, чеканка.
Византия. VI в.
Метрополитен-Музей.
Нью-Йорк. США.
Слайд 4Арх. Михаил. Ожерелье с подвеской (2.8x3.2 см).
Агат, изумруд, золото;
гравировка (резьба), инталия, просечка, скань, чеканка.
Византия. VII в.
Метрополитен-Музей. Нью-Йорк.
США.
Слайд 5Браслеты с виноградной лозой. Золото, литьё, чеканка, гравировка.
Константинополь. V-VI
вв.
Метрополитен музей. Нью-Йорк. США.
Византия являлась прямой наследницей греко-римского мира
эллинистического Востока. По уровню развития материальной культуры, духовной жизни и образованности до XIIIв. она превосходила все страны средневековой Европы. 313 г. – официальное признание христианства в Римской империи. С 330 г. Константинополь становится столицей Римской империи. 476 г. – падение Западной Римской империи. VI в. – «Эпоха Юстиниана», предельное могущество империи, формирование принципов византийского стиля.
Слайд 6Браслет. Золото, лазурит, жемчуг и стекло.
Ранний Византийский период. V-VII в.
н.э.
Техника клуазоне – перегородчатая эмаль, тонкие золотые полосы, напаянные ребром
заполнялись эмалью, создавая эффект изысканной роскоши.
Ещё одна техника – «перегородчатая инкрустация». Эти техники украшали предметы обихода византийской знати.
Слайд 7Две птицы и Древо процветшее. Крест и павлины (символ бессмертия).
Серьги (4.6x7.8 см, 3.9x5.2 см). Золото; чеканка.
Византия. VI в.
Музей Виктории и Альберта. Лондон. Англия.
Крест и павлины (христианская тематика) символизируют бессмертие. Изображаются на украшениях, вазах, крестах, браслетах и др.
Слайд 8Нагрудник с монетами и псевдо-медальон, возможно, изображающий Феодосия I. Золото;
чеканка.
Ок. 539-550 гг.
Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США.
В VI-VII вв. нарастает
роль узора. Это проявляется в декоративном оформлении костюма, тканей и ювелирных украшениях.
Слайд 9Триумф Констанция II. Чаша (25 см). Серебро; гравировка, золочение, чернь.
Константинополь.
Византия. IV в.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.
С начала правления Юстиниана
началась эпоха повсеместного строительства храмов и богатой отделки храмов и дворцов. Сохранялись античные традиции с примесью восточного стиля (пышная азиатская декоративность). Предметы светского назначения украшались изображениями на сюжеты античных мифов и героических сцен. Серебряные блюда, ковши, кувшины, амфоры, шкатулки и пр.
Слайд 10Феодосий I Великий, император. Церемония празднования десятилетнего правления.
Миссорий (большое
церемониальное блюдо - 74 см). Серебро; гравировка (резьба), золочение, ковка,
чеканка.
Константинополь. Византия. IV в.
Королевская академия истории. Мадрид. Испания.
Слайд 11Христос Пантократор с предстоящими святыми.
Чаша литургическая (16.7x24.6 см).
Серебро;
золочение, ковка, чеканка.
Антиохия. Византия. VI в.
Метрополитен-Музей. Нью-Йорк. США.
Серебро применялось
для изготовления всевозможных сосудов (блюд разной величины, кувшинов, ваз, чаш, ковшей), используемых светской и церковной знатью. Византийские мастера чаще использовали технику чеканки (рисунок набивался с оборота), гравировки и черни. Для способа изображения на сосудах и техник исполнения деталей этого периода характерны и античные и христианские черты.
Слайд 12Христограмма. Чаша водосвятная (26.6x18 см).
Серебро; гравировка (резьба), золочение, ковка.
Византия.
VI в.
Музей изящных искусств. Бостон. США.
Слайд 13Крест "Константиновский". Лампа масляная. (9x15 см).
Бронза; литье.
Византия. VI в.
Художественный
музей Принстонского университета. Принстон. США.
Слайд 14Крещение Господне, Преполовение (христианский праздник), Воскрешение Лазаря.
Фрагмент кольца (2.3
см). Золото; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь.
Константинополь. Византия. VII в.
Коллекция
Думбартон-Окс. Вашингтон. США.
Слайд 15Пуговка или подвеска (3.2x2.9 см)
Ок. 900-950 гг.
Техника перегородчатой
эмали в Византии достигли расцвета в XI—XII вв. Перегородки нужны
потому, что минеральная краска плавится прямо на поверхности и, чтобы краски не смешивались, тонкие золотые перегородки припаивали по контурам рисунка. В каждую из образовавшихся ячеек засыпали порошок нужного минерального красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температуры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным веществом. Эффект увеличивался полировкой поверхности .
Слайд 16Богоматерь Одигитрия. Резная вставка в чеканный оклад рукописной книги. Сюжеты;
Рождество Христово, Распятие, Явление Ангела женам-мироносицам, Вознесение Господне. Символы Евангелистов.
Камни драгоценные, кость, серебро, эмаль; золочение, резьба по кости, чеканка, эмаль перегородчатая.
Константинополь. Византия. X в.
Кафедральная Сокровищница. Аахен. Германия.
Слайд 17Обложка книги (26,1x19x3,1 см).
Серебро-позолота с псевдо-филигранью, стеклянные и каменные
кабошоны,
перегородчатая эмаль, вставка - слоновая кость (7,3x6,8) со следами
позолоты на сосновой опоре.
Константинополь. 1085 г.
Памплона. Испания.
Византийские слоновые кости высоко ценились в Западной Европе, где они сохранились в церковных сокровищницах или были включены в роскошные книжные переплеты. Слоновая кость из панели слева первоначально представляла собой центр византийской трехпанельной иконы.
Слайд 18Богоматерь на троне.
Гранат, жемчуг, золото, сапфир, сардоникс, халцедон; резьба
по камню, чеканка.
Византия. Камея (5.5x7.5 см) XI в. Оправа XIV
в.
Метрополитен-Музей. Нью-Йорк. США.
Слайд 19Распятие Христово. Энколпион (4.1x5.1 см).
Серебро, эмаль; золочение, ковка, чеканка,
эмаль перегородчатая.
Константинополь. Византия. XI в.
Музей изобразительных искусств. Кливленд. США.
Слайд 20Святой Георгий Победоносец. Камея в поздней (XVв.) оправе (3.7x6.3 см).
Жемчуг, камни драгоценные, золото, стекло; камея, ковка, низание (жемчугом), резьба
по камню.
Константинополь. Византия. XI в.
Государственный Владимиро-Суздальского историко-архитектурный художественный музей заповедник. Владимир. Россия.
Слайд 21Богоматерь Агиосоритисса Энколпион (крест-мощевик) (3.3x4.3 см).
Золото, аметист, жемчуг, камни
драгоценные; ковка, резьба по камню.
Византия. XII в.
Ватопедский монастырь. Афон. Греция.
Слайд 22Христос Пантократор. Двухсторонняя подвеска с Девой Марией на обороте (2.4x3.3
см).
Золото, эмаль; литье, эмаль перегородчатая.
Константинополь. Византия. 1100г.
США. Нью-Йорк.
Метрополитен-Музей.
Слайд 23Чаша с изображением Вознесения Александра Македонского (выс. 9,5 см).
Серебро;
чеканка, гравировка, золочение.
Византия. XII-XIII вв.
Искусство Востока. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.
Слайд 24Ковчег праведного Ноя. Ной с семейством. Камея (5.3 см). Золото,
оникс; камея, ковка.
Юг Италии. Византия. XIII в.
Британский музей. Лондон.
Англия.
Слайд 25Апостолы Иоанн Богослов и Петр. Обратная сторона наперсной иконы (4x4.8
см).
Камни драгоценные, металл серебро, яшма; золочение, ковка, резьба по
камню, скань.
Византия. XIV в.
Ватопедский монастырь. Греция. Афон.
Слайд 26Христос Пантократор (8.9x8.9 см). Крест благословенный (всевластный, всесильный).
Золото, сланец; ковка,
резьба по камню, скань.
Византия. XIV в.
Музей изобразительных искусств. Кливленд.
США.
Слайд 27Серьга (4,2 см). Золото; зернь, филигрань, чеканка.
Византия. X-XI вв.
Британский музей.
Лондон. Англия.
Слайд 28Серьга (длина: 10,2 см, ширина: 3,5 см). Золото, гранаты, жемчуг,
сапфиры, изумруды, стекло.
Византия. Первая половина X в.
Национальный археологический музей. Афины.
Слайд 29Элия Евдокия Августа. Золотая монета. Триенс. Золото; чеканка.
Константинополь. Византия. V
в.
Музеи искусств Гарвардского университета. Кембридж. США.
Слайд 30Богоматерь Оранта. Печать Анны Дукини Севастийской (1068 -1136 гг.)
Свинец;
тиснение (печать 3 см).
Константинополь. Византия. XI в.
Музеи искусств Гарвардского
университета. Кембридж. США.
Слайд 31Моливдовул. Роман IV и Евдокия с Михаилом VII, Константином и
Андроником.
Печать (30,0 мм/4,0 мм). Свинец, штамповка.
Моливдовул. Ирина Комнина Дукена
Палеологина, вторая супруга Андроника II Палеолога.
Печать (25,0 мм/4,0 мм). Свинец, штамповка.
Конец XIII - начало XIV в.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.