Слайд 1Двигатели внутреннего сгорания
лекция 4
Система смазки
преподаватель
Захаров А.Ю.
МГТУ им. Н.Э.Баумана
Кафедра СМ-10 «Колесные
машины»
Слайд 2СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ.
Смазочная система двигателя подводит масло к трущимся поверхностям,
охлаждает нагретые детали, удаляет нагар и продукты износа и способствует
защите деталей от коррозии.
При работе ДВС его детали подвергаются различным нагрузкам и находятся в различных тепловых условиях. Наибольшим нагрузкам подвергаются подшипники коленчатого вала, а детали поршневой группы работают при наиболее высокой температуре.
В современных ДВС применяют комбинированные смазочные системы, в которых некоторые детали смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а другие разбрызгиванием или самотеком.
Слайд 4Масло заливается через маслозаливную горловину в поддон картера до определенного
уровня. Уровень масла контролируется с помощью масломерного щупа, на котором
нанесены две метки — максимального и минимального уровня.
При работе двигателя масло засасывается из поддона двигателя масляным насосом через маслозаборник с сетчатым фильтром, предотвращающим попадание в насос крупных частиц. Из насоса масло под давлением подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей и проходит в главную масляную магистраль — канал, просверленный в картере блока цилиндров.
От главной масляной магистрали ответвляются каналы, по которым масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, опорам распределительного вала и другим деталям. К шатунным шейкам коленчатого вала масло поступает через отверстия, просверленные в коленчатом вале. В некоторых двигателях в нижней головке шатуна имеется канал, по которому масло подается для смазки поршневого пальца.
Для подачи масла на рабочую поверхность цилиндра иногда выполняют сверление в нижней головке шатуна, из которого, при совпадении отверстий в шатунной шейке и головке шатуна, масло попадает на зеркало цилиндра, а иногда для этого используются специальные форсунки.
Вытекающее через зазоры в подшипниках масло разбрызгивается движущимися деталями КШМ и ГРМ и в виде капель и масляного тумана попадает на другие детали механизмов двигателя. Из полости головки блока цилиндров под действием силы тяжести масло стекает обратно в поддон, смазывая при этом детали привода ГРМ.
Слайд 5Масляный насос
Может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного
вала или дополнительного приводного вала
Обычно применяют масляные насосы шестеренного типа
с наружным или внутренним зацеплением шестерен
Шестеренные масляные насосы с увеличением частоты вращения могут создавать очень высокое давление и подавать больше масла, чем это необходимо для работы двигателя. Поэтому на выходе из насоса устанавливается редукционный клапан, который открывается, когда давление превышает заданную величину и перепускает масло обратно во впускную полость насоса.
В двигателях многих грузовых автомобилей используются двухсекционные масляные насосы для разделения потоков масла
Слайд 6Схемы масляных насосов:
а — шестеренный с наружным зацеплением;
6
— шестеренный с внутренним зацеплением;
в — роторный;
1 —
ведущая шестерня; 2 — корпус насоса; 3 — всасывающий канал; 4 — ведомая шестерня; 5 — ось; 6 — нагнетательный канал; 7 — разделительный сектор; 8 — ведомый ротор; 9 — ведущий ротор
Слайд 9Масляные фильтры
полнопоточными, если через них проходит все масло,
неполнопоточными, если
через них проходит только его часть
неполнопоточные фильтры применяют как дополнительные
к основным — полнопоточным для более тонкой очистки масла
масляный фильтр может быть сменным, и его нужно заменять новым при каждой замене масла или иметь сменный только фильтрующий элемент
в смазочных системах ТССН часто применяют по два фильтра:
один — полнопоточный со сменным фильтрующим элементом,
второй — неполнопоточный центробежный (центрифуга)
Слайд 10фильтрующие элементы полнопоточных фильтров изготавливают из пористого материала (бумаги, пористого
картона, синтетических материалов).
в случае засорения пор фильтрующего элемента его
пропускная способность ухудшается.
для того чтобы в главной масляной магистрали не произошло падения давления масла, внутри фильтра имеется перепускной клапан.
перепускной клапан открывается при определенном значении давления внутри фильтра и обеспечивает проход масла в двигатель, минуя фильтрующий элемент.
лучше подавать в двигатель неочищенное масло, чем допустить падение давления в системе смазки.
Слайд 12Рис. 2.45. Устройство неразборного (а) и разборного (б) полнопоточного объемно-адсорбирующего
масляного фильтра:
1 — корпус; 2 — штора (фильтрующий
элемент); 3 — перепускной клапан; 4 — противодренажный клапан; 5 — противосливной клапан; 6 — путь масла при открытии перепускного клапана; 7 — канал слива масла в картер при замене фильтрующего элемента
Слайд 15Поддон картера двигателя
для хранения масла в двигателе
для обеспечения гарантированной
подачи масла в условиях движения в горной и сильнопересеченной пересеченной
местности
Слайд 16Противоотливной поддон и горный картер
Слайд 17СИСТЕМА СМАЗКИ С СУХИМ КАРТЕРОМ
В некоторых высокофорсированных двигателях спортивных автомобилей,
а также тракторов и специальных автомобилей, применяются системы смазки с
сухим картером
Использование таких систем гарантирует, что при резких маневрах на большой скорости или наклонах транспортного средства масло не переместится к одной из его стенок и маслозаборник не окажется выше уровня масла.
Стекающее в поддон масло в двигателях с сухим картером постоянно выкачивается дополнительным масляным насосом в специальный масляный бак. Из этого бака масло затем подается под давлением в систему смазки двигателя.
Слайд 20СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА
При работе двигателя через поршневые кольца прорываются газы
и попадают в картер двигателя, поэтому эти газы называются —
картерными.
Они состоят из продуктов сгорания и частиц несгоревшего топлива. Соединяясь с парами воды, имеющимися в воздухе, картерные газы образуют агрессивные кислоты, которые вызывают коррозию деталей двигателя, вступают в реакцию с маслом и ухудшают его свойства.
Кроме того, прорвавшиеся газы повышают давление в картере, что может привести к нарушению уплотнений и выдавливанию масла из двигателя. Для удаления этих газов служит система вентиляции картера.
Самым простым способом вентиляции картера является удаление газов в атмосферу — так называемая открытая система. На автомобилях ее широко применяли в прежние годы, но т. к. картерные газы являются очень токсичными, то в современных двигателях применяют только закрытые принудительные системы вентиляции картера. В этих системах картерные газы направляются в камеры сгорания, через впускной трубопровод.
Слайд 22Масляный радиатор, манометр
-для дополнительного охлаждения двигателя
- для указания давления масла