Слайд 1ДВИЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1. ЖИЗНЕННЫЕ СТАДИИ И ЦИКЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. МЕТОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИИ.
3. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРСОНАЛЕ.
4. Анализ
деятельности. Должностные инструкции.
Слайд 2ЖИЗНЕННЫЕ СТАДИИ И ЦИКЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Слайд 6Оценка потребности в персонале
сколько работников, какой квалификации, когда и где
потребуется;
каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать
использование излишнего персонала;
как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
каким образом обеспечить условия для развития персонала;
каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Слайд 7Четыре типа ценностных установок
“тусовка”, ставит во главу ценности межличностного общения,
создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам
коммуникации и подобным человеческим особенностям.
“механизация”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации.
“внутреннее предпринимательство”, провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”.
“управление качеством”, связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество.
Слайд 8Суть кадровой политики - работа с персоналом, соответствующая концепции развития
организации
Кадровая политика — составная часть стратегически ориентированной политики организации.
Цель
кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Слайд 9в ходе формирования кадровой политики должно происходить согласование следующих аспектов:
разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
организационно-штатная политика
— планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
информационная политика — создание и поддержка системы движения кадровой информации;
Слайд 10финансовая политика — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы
стимулирования труда;
политика развития персонала — обеспечение программы развития, профориентация
и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности).
Слайд 11Процесс формирования кадровой политики в организации
Этап 1. Нормирование. Цель —
согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и
целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития.
Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации.
производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации.
Слайд 12Работа менеджера по персоналу направлена на
создание необходимого человеческого потенциала
организации, приведение кадровых возможностей организации в соответствие с кадровыми потребностями.
Для этого менеджер по персоналу должен продумать меры по:
формированию персонального состава организации,
поддержанию работоспособности персонала,
оптимизации кадрового состава.
Слайд 13Структура организации определяет:
степень включенности людей в дела предприятия,
типы
и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд,
особенности построения
сетей коммуникации.
Слайд 14Факторы проектирования организаций
— это параметры внешней и внутренней среды,
которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.
В самом
общем виде мы можем выделить четыре группы факторов:
внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
технология работ и тип совместной деятельности;
особенности персонала и корпоративной культуры;
стратегия развития организации и прототипы, уже существующие, и показавшиеся себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
Слайд 15Технология работ и тип совместной деятельности
- наиболее существенное влияние на
организационную структуру оказывают параметры, связанные с определенностью знаний о том,
как делать работу, и определенностью времени поступления работы.
Слайд 16Для подразделений, работающих в разной технологии, могут быть эффективны разные
типы организационных структур:
Слайд 17Особенности персонала и корпоративной культуры
уровень подготовки;
способность к командной
работе;
тип управленческой роли;
тип организационной культуры
способ социализации.
Слайд 18Наличие в организации руководителей, способных выполнять разные управленческие роли
Слайд 21Успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
каким образом
можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
каким образом обеспечить условия для развития персонала;
каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Слайд 22Разработка организационного и финансового планов укомплектования:
программы мероприятий по привлечению
персонала;
методов оценки кандидатов;
расчет финансовых затрат на привлечение и
оценку персонала;
реализация оценочных мероприятий;
программ развития персонала;
оценка затрат на осуществление программ развития персонала.
Слайд 23РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРСОНАЛЕ.
Определить необходимую численность рабочих и их
профессиональный и квалификационный состав позволяют:
производственная программа,
нормы выработки,
планируемый рост
повышения производительности труда
структура работ.
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.
Слайд 24Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям:
рабочие-сдельщики
(с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм);
рабочие-повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).
Слайд 25Текущая потребность в персонале
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется
как сумма:
А = Ч + ДП,
где Ч —
базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;
ДП — дополнительная потребность в кадрах.
Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:
Ч = ОП / В,
где ОП — объем производства;
В — выработка на одного работающего.
Слайд 26Дополнительная потребность в кадрах ДП
это различие между общей потребностью
и наличием персонала на начало расчетного периода.
При расчете дополнительной
потребности учитываются:
развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства):
ДП = А пл — Аб,
где Апл и Аб — общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
Слайд 27Частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов
ДП = А пл
Ѕ Кв
где А пл вакантные должности, исходя из утвержденных
штатов, ожидаемого выбытия работников;
Ѕ - возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности);
Кв — коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2 — 4 % от общей численности в год) .
Слайд 28Анализ кадровой ситуации в регионе
Необходимо собрать и проанализировать информацию
об:
основных профессионально-возрастных группах;
региональном рынке профессий;
уровне оплаты труда
по категориям;
уровне занятости по категориям;
учебных заведениях, выпускающих и переподготавливающих специалистов;
демографической ситуации и демографическом прогнозе;
национальных и культурных особенностях жителей региона.
Слайд 29Цели и стадии анализа деятельности
сколько времени необходимо работнику для
выполнения основных производственных операций;
какие производственные операции можно сгруппировать в
более общее понятие рабочего места;
как организовать рабочее место таким образом, чтобы увеличить производительность труда;
какой режим работы оптимален для данного рабочего места;
какими характеристиками (особенностями) должен обладать работник для выполнения данной производственной операции;
как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом.
Слайд 30Стадии анализа и конструирования рабочего места
Слайд 31Результаты анализа рабочих мест - кадровые программы