Слайд 1 Подготовила: студентка 3 курса
группы ЮЗВ-13-1
Бойченко Л.С.
Тема: Международно-правовое сотрудничество прокуратуры в
Российской Федерации
Слайд 2Статья 2 ФЗ "О Прокуратуре РФ" N 2202-1:
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
в пределах своей компетенции
осуществляет прямые связи
с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними,
заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью,
участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
Слайд 3Цель международного взаимодействия
прокуратуры с правоохранительными и правоприменительными
службами, иными компетентными органами
зарубежных
государств, а также с соответствующими международными
организациями, включая Европол и Интерпол,
-
согласованность действий
- по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности;
- по оказанию правовой помощи.
Слайд 4 Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и
актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст.
15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров.
При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Слайд 5 Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные
ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 ФЗ
"О прокуратуре") организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.
Слайд 6Направления развития международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ
Слайд 7 Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей
с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как:
Слайд 8Правовая база международной деятельности прокуратуры РФ:
договоры
конвенции
декларации
соглашения
заявления
обращения
иные документы, в том числе и продолжающие действие в
порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.
Слайд 9
Во взаимоотношениях со странами СНГ
следует выделить:
Конвенцию о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную
в г. Минске 22 января 1993 г.,
Соглашение между Генеральными прокурорами государств - участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.
Слайд 10 вопросы оказания правовой помощи:
В соответствии с Конвенцией 1959 г.
Слайд 11 Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи
производится с соблюдением действующих законов.
Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 УПК РФ.
Слайд 12 Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений
об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным
органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам:
о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке;
о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.
Слайд 13
При оказании правовой помощи иностранному государству может быть отказано,
(на
основании Конвенции 1959 г.), если:
просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона
считает политическим или связанным с политическим;
запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.
Слайд 14 В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября
1999 г. № 190-ФЗ Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации,
к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче.
Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству.
Слайд 15Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362,
от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от
13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.
Слайд 16 В Генеральной прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует международно-правовое управление
(Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генпрокурором РФ 15.02.2007 г.),
которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции.
Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.
Слайд 17 В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств
по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а
также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).
Слайд 18
Сотрудничество с международными специализированными организациями прокуроров
Международная ассоциация
прокуроров (МАП) является неправительственной и неполитической организацией. Это первая и
единственная всемирная организация прокуроров.
МАП был создана в июне 1995 года в Венском офисе Организации Объединенных Наций. Основным стимулом для создания этой организации стал быстрый рост серьезных транснациональных преступлений; в частности торговли наркотиками, отмывания денег и мошенничества.
В настоящее время МАП имеет более чем 172 организационных членов из более чем 171 страны, представляющих все континенты, а также огромное количество индивидуальных членов.
Слайд 20 Международное сообщество прокуроров МАП стремится установить высокие стандарты этики и
профессионального поведения для прокуроров в мировом масштабе пропагандируя законность, справедливость,
беспристрастность, уважение к правам человека и укрепление международного сотрудничества во имя борьбы с преступностью.
МАП находится в ведении двух основных органов - Исполнительного комитета, который является управляющим и административным органом и Сената, являющегося совещательным органом.
МАП имеет тесные связи со многими объединениями и организациями, которые имеют аналогичные цели.
Слайд 21КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
Координационный совет генеральных прокуроров
государств -участников Содружества Независимых Государств, создан совместным решением генеральных прокуроров
государств -участников СНГ 7 декабря 1995 года. Решением Совета глав государств о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года ему придан статус межгосударственного органа Содружества Независимых Государств.
Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ 25 января 2000 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.
Слайд 22Основные задачи Координационного совета
Слайд 23основные направления деятельности координационного совета
Слайд 24Шанхайская организация сотрудничества
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей
межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня
2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.
Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.
Слайд 26ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОС
Слайд 27Консультативный совет европейских прокуроров
Странами участниками являются более 42 государства-члена Совета
Европы, и ещё 5 государств, имеющих статус наблюдателя при Совете
Европы.
Консультативный совет европейских прокуроров (КСЕП) — консультативный орган при Комитете министров Совета Европы, его рабочая группа. Создан 13 июля 2005 года на седьмой конференции генеральных прокуроров в Москве.
Слайд 29 Международное сотрудничество органов прокуратуры различных стран имеет тенденцию к укреплению.
Следует выделить быстро развивающие связи между прокуратурами России и Китайской
Народной республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне. Представитель Генеральной прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.