Слайд 1Права и обязанности женщин в Исламе
Слайд 2Женщина в исламе
Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском
обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины
с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества.
Шариат (исламское право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.
Слайд 3Образование
Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений,
как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира,
жившего в XII веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям, которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например Мухаммад ибн аль-Хадж (ум. 1336 году), который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В XV веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцатитомный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.
Слайд 4Финансовые вопросы
Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине
отсутствия у женщин финансовых обязательств (по содержанию семьи, например), некоторых
финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно[кто?].
Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определённых условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.
Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.
Слайд 5На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и
Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости
в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %.
Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью
Слайд 6Женская занятость
В исламском халифате женщины активно участвовали в экономической деятельности. Женщины работали
в широком диапазоне различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной
особенностью больниц была огромная роль сотрудниц-женщин. В XII веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями. Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами.
Слайд 7Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями
исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет
непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учётом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере
Слайд 8Брак и семья
В соответствии с исламом брак не может быть
принудительным. Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. Мусульмане
объясняют это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.
С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным.
Слайд 9Убийства чести
По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести,
которые все ещё встречаются в некоторых странах Ближнего Востока». Убийствами
чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей семьи (рода). Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего.
Слайд 10Организация защиты прав иранских и курдских женщин опубликовала отчёт, согласно которому
в 2010 году 2829 молодых британских мусульманок были избиты, изувечены, облиты кислотой,
похищены или убиты. В основном, это женщины родом из Пакистана, Индии и Бангладеш. Речь идет о сопротивлении насильственным бракам, заключенным семьями. Нападают и на женщин, у которых появился интимный друг, на изнасилованных женщин, а также на тех, кто просто осмеливается первой заговорить с мужчиной или проявляет склонность к однополой любви. В Британии создано специальное подразделение по борьбе с «защитниками семейной чести»
Слайд 11Брачный контракт
Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из
супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определённые
обязательства, за которые он несёт ответственность.
Наиболее важными нормами брачного контракта являются:
1. устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.
2. мужчина обязан несмотря на контракт:
выплатить свадебный подарок (махр).
возложить на себя содержание жены, во всех его формах, (пища, одежда, жилье и другое).
Слайд 12Права женщин в исламских странах
Саудовская Аравия
Женщины не имеют права водить
автомобиль без разрешения мужчин[34]
Без разрешения мужчины женщина не может выйти
замуж, путешествовать, лечиться и получать образование
Чтобы доказать факт изнасилования, женщина должна привести четыре мужчины свидетеля процесса, ей самой может быть вменён акт прелюбодеяния.
В 2012 году женщинам было дано право работать на «женских» работах.
Главный муфтий разрешает мужьям есть собственных жён[35]. что впоследствии сам муфтий отрицал.[36]
Сирия
Зарегистрировано более миллиона женщин-беженцев
Зафиксированы случаи браков с 12-летними девочками
Слайд 13Оман
Женщины в парламенте имеют 1,2 % мест
Женщины могут наследовать в два
раза меньше, чем мужчины
Нет законов против женского обрезания
Мужчина может разводиться по
желанию, женщина имеет ограниченный список из 8 причин для развода
29 % взрослых женщин работает
Коморы
Женщины в парламенте имеют 3 % мест
В случае развода женщины обычно получают недвижимость
35 % взрослых женщин работает