Слайд 1Дворцовые перевороты
Подзаголовок
Слайд 2Родовые отношения эпохи дворцовых переворотов
Слайд 8Наука и образование
Здание академии наук
Слайд 13Литературная мысль
Сумароков Александр Петрович
Кантимир Антиох Дмитриевич
Василий Кириллович Тредиаковский
Слайд 14Живописцы
Иван Петрович Аргунов
Алексей Антропов
Слайд 15Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в
семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской
дворянки.
Слайд 16Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от
российского посла поехать в Россию на три года на службу
к Петру I.
Слайд 17Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург
с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником.
Слайд 18Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было сооружение с
1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского
господаря Антиоха Кантемира.
Слайд 19Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает план каменного дворца
с садом для князя Ивана Долгорукого и план нового здания
Арсенала в Москве.
Слайд 20По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны
Иоанновны.
Слайд 21Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе архитектора для
того, чтобы доверить ему возвести замок в Курляндии в Руентале
- день закладки дворца - 24 мая 1736 года.
Слайд 23В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план нового Летнего
дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке
состоялась его закладка.
Слайд 24В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, тот, что
привел на высочайший трон дочку Петра I Елизавету Петровну.
Слайд 25В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного
монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось
завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 26Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745 года, Растрелли
получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны - активизировать сооружение Верхних палат
в Петергофе.
Слайд 2715 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила в обновленном
Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости
были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 28Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к значительно больше
значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского
Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 29Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С
1752 года Растрелли начал к новой перестройке всего здания. Екатерининский
дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 3216 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве
нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, в свое время
чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 34Дворец - маковка русского барокко середины XVIII века, его завершение
и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства
те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.