Разделы презентаций


Э тнология и социология Идеи философа О. Конта (1798-1857 гг.) предопределили

Функционализм/ Функционально-системный подходСтруктурный функционализмБ. Малиновский (1884-1942 гг.) , А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.): культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Этнология и социология
Идеи философа О. Конта (1798-1857

гг.) предопределили становление социологии.
Основы социологических исследований

были заложены Э. Дюркгеймом:
«О разделении общественного труда» 1893.; «Правила социологического метода» 1895; «Элементарные формы религиозной жизни» 1912.

М. Вебер – создатель теории понимающей социологии:
«Протестансткая этика и дух капитализма» 1905 г.; «Хозяйственная этика мировых религий» 1916-1919 г.

М. Мосс - глава французской школы социальной антропологии начала ХХ в., автор теории обмена: «Опыт об архаических обществах» (1925)

Л. Леви-Брюль – французский философ и антрополог:
«Сверхъестественное в первобытном мышлении» 1931 г.; «Первобытная мифология» 1935 г.

Р. Турнвальд – немецкий этнолог, антрополог, основатель этносоциологии.



Положения социологии, повлиявшие на становление этнологии:

- общество/социум в единстве социальной динамики (история) и социальной статики (социология) стало предметом изучения;
- типизация социальных процессов и институтов стала одним из способов их описания (учение об «идеальном типе»);
- появилось понятие «социальной солидарности» - функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, объединять людей;
в каждом обществе существует комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают его устойчивость;
коллективные представления имеют иерархичный характер - в них выделяются базовые архетипы;
в каждом обществе существуют свои ценности, включая мораль – они динамичны и изменчивы;
- переход от одного общества к другому представляет большую проблему и осуществляется рывками.
 

ПЛАН-КОНСПЕКТ
5. ЛЕКЦИЯ. Тенденции в развитии мировой этнологии ХХ-ХХI вв.

Этнология и социология   Идеи философа О. Конта (1798-1857 гг.) предопределили становление социологии.   Основы

Слайд 2Функционализм/ Функционально-системный подход
Структурный функционализм
Б. Малиновский (1884-1942 гг.) , А.Р. Рэдклифф-Браун

(1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.):
культура представляет собой совокупность

взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей;
культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей;
ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей;
социальные и культурные явления неразрывно связаны; все социальные взаимоотношения составляют определенную (иерархичную) структуру.
Структурная антропология/ структурализм
К. Леви-Стросс (1908-2009 гг.) Tristes tropiques (1955, рус. Печальные тропики, 1984) Anthropologie structurale (1958, рус. Структурная антропология, 1983) Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. Тотемизм сегодня, 1994.) Mythologiques I—IV (Мифологики -1964- 1971):
универсальный характер способов культурой организации человеческого сосуществования и культурообразующих символов во всех сферах деятельности;
первичность ментальных/психических принципов в процессе создания символов культуры (универсальный принцип бинарных оппозиций);
культура: замкнутая структура - совокупность знаковых систем;
содержание исследования – моделирование «структуры» – выявление алгоритма, который определяет скрытую логику культуры.



Функционализм/ Функционально-системный подходСтруктурный функционализмБ. Малиновский (1884-1942 гг.) , А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955 гг.), Э. Эванс-Причрд (1902-1973 гг.): культура

Слайд 3Школа американский исторической этнологии.
Ф. Боас (1858-1942 гг.): «О задачах

этнологии» 1907 г.
А. Крёбер (1876-1960 гг.) «Handbook of Indians of

California» (1925), «Anthropology» (1923, 1948):
- этнология должна системно изучать каждый народ в отдельности;
- взаимодействие культур разных народов создает культурную общность в определенных географических зонах, где и следует искать диффузию отдельных элементов;
- внешне сходные явления в культурах не являются результатами сходных процессов;
социальные идеалы и нормы различных культур не сопоставимы.

Направление этнопсихологии
Основы изучения психологии народов были заложены М. Лацарусом (1824-1903 гг.), Х. Штейнталем (1823-1899 гг.), В. Вундтом (1832-1920 гг.), российским философом Г. Шпетом (1879 -1937 гг. – «Введение в этническую психологию», 1927).

Американская школа этнопсихологии:
Л.Ф. Уорд (1843-1913 гг.); Р. Бенедикт (1887-1948 гг.) «Психологические типы культур Юго-Запада» 1928, «Модели культуры» 1943, «Хризантема и меч» 1946; М. Мид (1901-1978 гг.):
- предмет исследования - поведение и чувства личности в различном культурном окружении («культура-и-личность»);
- типизация поведения личности в соответствие с типом культуры;
- акцентирована общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов, - «этос культуры»; 
- положение об относительности поведенческих (в том числе сексуальных) стандартов, суть которых определяет тип культуры;
- положения, согласно которым, национальный характер может быть описан как особый способ регулирования внутри культуры ценностей и поведенческих моделей.





Школа американский исторической этнологии. Ф. Боас (1858-1942 гг.): «О задачах этнологии» 1907 г.А. Крёбер (1876-1960 гг.) «Handbook

Слайд 4школы этнологии ХХ в. функционально-системный подход
Социальная антропология
Марсель Мосс;
Люсьен

Леви-Брюль

Функционализм:
Рихард Туринвальд
Бронислав Малиновский
Альфред Радклифф-Браун

Структурная антропология:
Эдуард Эванс-Притчард
Клод Леви-Стросс
Фердинанд де Соссюр
Мэри

Дуглас

Манчестерская школа неофункционализма:
Макс Глюкман

Социальный структурализм: Родней Нидхем

Американская школа исторической
этнологии:
Франц Боас
Альфред Кребер
Этнопсихологическая школа:
Абрам Кардинер
Рут Бенедикт
Маргарет Мид

Основные положения:

культуры уникальны и несопоставимы
каждая представляет собой замкнутое целостное образование (организм или техническое устройство), все части которого связаны между собой определенными функциями
функции универсальны и позволяют реализовать основные потребности человека – базовые, производные (регулирование) и интегративные (общественная гармония)
культура описывается как инструментальный механизм с помощью которого человек решает проблемы адаптации к окружающей среде в ходе удовлетворения своих потребностей
ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, морали, которые являются регуляторами поведения; выполняя эту функцию они становятся культурными механизмами удовлетворения жизненно важных потребностей.
задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры
этнология должна системно изучать каждый народ в отдельности
взаимодействие культур разных народов создает культурную общность в определенных географических зонах, где и следует искать диффузию отдельных элементов

школы этнологии ХХ в. функционально-системный подход Социальная антропология Марсель Мосс;Люсьен Леви-Брюль Функционализм:Рихард ТуринвальдБронислав МалиновскийАльфред Радклифф-БраунСтруктурная антропология:Эдуард Эванс-ПритчардКлод

Слайд 5Школа культурного релятивизма
М. Херсковиц (1895-1963 гг.) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология»

1940), «Человек и его творения» (1948):
- все культуры равноценны;
- культура

каждого народа уникальна, оценить ее можно лишь в ее собственных рамках;
- европейская традиция только один из вариантов развития;
история человечества – сумма разнонаправлено развивающихся культур;
культура есть способ поведения человека;
инкультурация – вхождение в культуру определяет индивидуальный опыт человека;
категория нормы меняется от культуры к культуре;
аккультурация - процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры др. народа;
идея поливариантного, мультинаправленного развития.

Неоэволюционизм Лесли Уайт (1900-1975г.) "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975); Джулиан Стюарт (1902-1972) - "Теория культурных изменений. Методология многолинейной эволюции " (1955); Марвин Харрис (1927-2001) «Patterns of Rase in the America» (1964); «Cannibals and Kings: The Origins of Cultures» (1977); «Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture» (1979); «Cultural Anthropology» (1983):
- вместо учения о линейном универсальном развитии - схема многовектрного развития;
- вместо единой теории прогресса - теории общего и частного развития, макро и микро-процессов, многолинейной эволюции и тд;
- движущей силой развития в неоэволюционизме представляются адаптационные механизмы - они определяют специфику и содержание культур;
- основу культуры составляет ядро (социальные, политические, религиозные институты), которое формируется особенностями природной среды, где происходит адаптация;
- человечество характеризует множество вариативных культур.






Школа культурного релятивизмаМ. Херсковиц (1895-1963 гг.) «Аккультурация» (1930), «Культурная антропология» 1940), «Человек и его творения» (1948):- все

Слайд 6В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования

народов, составляющих человечество.
В 1807 г. президент США Томас Джефферсон

подписал закон, запрещающий работорговлю.
В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны
В 1833-1834 гг. в Британии издан закон, запрещающий рабство в колониях.
Во всех колониях Франции и Дании рабство отменено в 1848 г.
В 1861 г. крепостное право отменено в России.
Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
В Мавритании рабство было отменено в 1981 г.

КРУШЕНИЕ КОЛНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1949 г. (Индонезия) – 1975 г. (Мозамбик и Ангола)
Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах принята 27 июня 1989 г. Генеральной конференцией Международной организации труда.
В ней утверждалось равенство всех народов и культур при вариативности направлений и темпов развития.

ХХ В. – ВЕК ИДЕНТИЧНОСТЕЙ (САМООПРЕДЕЛЕНИЙ)
МАНУЭЛЬ КАСТЕЛЬС "ВЛАСТЬ ИДЕНТИЧНОСТИ", 1997 г.

Теория нации была системно изложена в конце XIX в.
В Европе, в Америке, в России в конце XIX – первой половине ХХ в. разрабатывались основы
теории этноса и этничности.
В трактовке советской этнографии 1970-х гг.:
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно
стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех
других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).
Конец ХХ в. был отмечен процессами глобализации и «этнического ренессанса».
В конце ХХ в. сложилась концепция «мультикультурализма».
В начале ХХI в. концепция мультикультурализма уступила место концепции «интеркультурализма».

В ходе трансформация мирового сообщества и науки менялись принципы сосуществования народов, составляющих человечество. В 1807 г. президент

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика