Слайд 1 Е.Б. Кузнецова, к.п.н., доцент кафедры ТиМДО
Введение в курс «Взаимодействие
дошкольного учреждения и семьи в воспитании дошкольников»
Слайд 2План
1. Введение. Цель, задачи курса. Методологическая основа данного курса (дошкольная
педагогика и семейная педагогика).
2.Методы исследования семейного воспитания.
3.Особенности семейного воспитания, факторы
и методы семейного воспитания.
Слайд 3Литература
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе.
О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
2. Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов. – М., 2005.
3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – м., 2009.
Слайд 4Литература
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,
2000.
5. Агавелян М.Г., Е.Ю.Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов
дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: из-во НИПКРиПРО, 2005г.
Слайд 5Мини-сочинение
Тема: «Вы сторонник общественного ( или семейного воспитания) ребенка в
дошкольном возрасте, Ваши «за» и «против».
Слайд 6
1 вопрос:
Методологической основой данного курса является дошкольная педагогика и
семейная педагогика.
Слайд 7
1 в.: основные понятия:
Дошкольная педагогика – это часть педагогической науки,
которая изучает процесс воспитания, обучения, развития детей в период дошкольного
детства.
Семейная педагогика – это наука о воспитании детей в семье.
Слайд 81в.: Основные понятия
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений и
взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов.
Воспитание
– специально организованное воздействие воспитателей, коллектива на воспитуемого с целью формирования у него нравственных качеств, норм поведения.
Слайд 92в.: Основные понятия
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены
которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью.
Методы семейного воспитания – это способы взаимодействия родителей с детьми, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Слайд 10С.Л.Соловейчик
«Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть,
а исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо,
а при каких непременно возникнут трудности».
Слайд 11Н.К.Крупская
«Вопрос о работе с родителями – это большой
и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих
родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание…»
Слайд 12Предмет изучения
Дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его
цели, задачи, содержание, формы социализации, технологию осуществления, влияние воспитания, обучения
и образования на развитие личности ребенка.
Семейная педагогика – изучает специфику условий семейного воспитания, потенциальные возможности семьи. Разрабатывает научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка.
Слайд 13Объект изучения
Объектом дошкольной педагогики - является ребенок от рождения
до школы, развитие которого обусловлено воспитательными отношениями.
Объектом семейной педагогики
является ребенок, его процесс воспитания в условиях семьи.
Слайд 14Источники семейной педагогики
народная педагогика (семья, православная мораль, устное народное
творчество, труд);
история педагогики (труды П.Ф.Лесгафта, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.);
научные
исследования (НИИ детства – А.В.Запорожец, лаборатория семейного воспитания – Т.А.Маркова и др.);
опыт семейного воспитания.
Слайд 15 2 вопрос: Методы исследования семьи:
Первая группа методов применяется
при углубленном изучении небольшого количества семей.
Это целенаправленные наблюдения, беседы,
опытная экспериментальная работа, метод составления характеристик семьи и ребенка, фиксация дня ребенка, анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему, запись вопросов к родителям и др.и др.
Слайд 162 в.
2 группа группа методов используется при сборе массового
материала о состоянии вопроса в широкой практике семейного воспитания.
Это
социально-педагогические, социологические и социально-психологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование и др.
Слайд 173 в. Особенности семейного воспитания
1. Семейное воспитание носит эмоционально-личностный
характер (основано на любви родителей к ребенку и ребенка к
родителям);
2. Воспитание носит индивидуальный характер (ориентировано на конкретного ребенка).
Слайд 183 в. Факторы семейного воспитания:
1. Характер внутрисемейных взаимоотношений (должны
быть открытые, доверительные отношения).
2. Семейное общение.
Опыт общения, приобретенный
ребенком в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений с другими людьми и в последующей жизни.
3. Культура семьи и семейные традиции.
Слайд 193 в. Факторы семейного воспитания:
4. Любовь и уважение к
ребенку.
Для гармоничного развития ребенку, начиная с раннего возраста, необходим определенный
баланс заботы, опеки, свободы и автономии.
5. Согласованность, единство требований всех взрослых членов семьи к детям.
6. Опора на положительные стороны в ребенке, предвосхищение его поступков, оказание ему помощи и поддержки.
Слайд 203 в. Методы семейного воспитания:
На выбор родителями методов семейного воспитания
влияют факторы:
1) личностные особенности родителей;
2) их сознательные и бессознательные установки
касательно эффективности отдельных методов воспитания;
3) особенности взаимоотношений взрослого с ребенком;
4) педагогическая культура родителей и др.
Слайд 213 в. Методы семейного воспитания:
1) личностный пример родителей, объяснение, убеждение,
беседа;
2) требование, контроль;
3) приучение, упражнение;
4) поощрение, наказание;
5) игра.
Слайд 223 в. Условия применения методов семейного воспитания:
1) соответствие содержания методов
возрасту и индивидуальным особенностям ребенка;
2)выбор методов воспитания на основе уважения
взрослыми личности дошкольника;
3) согласованность методов воспитания, используемых разными членами семьи;
4) сочетание разнообразных методов воспитания.
Слайд 23Таблица: особенности общественного и семейного воспитания.
Спасибо за внимание!