Разделы презентаций


Эффективность публичной речи Тезис. Аргументация. Доказательства

Содержание

Логическая схема доказательстваТри элемента:тезис,аргументы (доводы),способ доказательства.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕЗИС.
АРГУМЕНТАЦИЯ.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Эффективность публичной речи

ТЕЗИС.АРГУМЕНТАЦИЯ.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Эффективность  публичной речи

Слайд 2
Логическая схема доказательства
Три элемента:
тезис,
аргументы (доводы),
способ доказательства.

Логическая схема доказательстваТри элемента:тезис,аргументы (доводы),способ доказательства.

Слайд 3ТРЕБОВАНИЯ.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.
Тезис

ТРЕБОВАНИЯ.ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.Тезис

Слайд 4
Тезис – это исходное положение, истинность которого необходимо доказать в

процессе выступления.
Два требования:
1) определенность, ясность, точность смысла и формулировки тезиса;
2)

на протяжении спора выдвинутый и обсуждаемый тезис должен оставаться тем же самым.
Тезис – это исходное положение, истинность которого необходимо доказать в процессе выступления.Два требования:1) определенность, ясность, точность смысла

Слайд 5 Типичные ошибки
Подмена тезиса (логическая ошибка или уловка, если это делается

специально).
Например, утверждение:
супруги должны разумно делить домашние обязанности.
«Нет, –говорят

мне. У нас феминизм не пройдет! Здесь вам не Америка какая-нибудь».
Подмена тезиса, который расширили, т.к. в нем нет утверждения о необходимости равноправия женщин.

Слайд 6
Греческий раб Эзоп, вошедший в историю, в частности, своими поучительными

историями (баснями), неоднократно выручал своего хозяина, философа Ксанфа. Однажды тот,

крепко выпив, хвастливо заявил, что выпьет море, если проиграет некий спор. Спор этот, к ужасу его, он проиграл. Протрезвев, он кинулся к Эзопу: «Выручай».
У людей, настаивавших на исполнении данного слова, Эзоп спросил:
- Правда ли, что море непрерывно пополняется сотнями рек?
- Да, это так.
- Значит, выпивая море, нужно одновременно выпить и реки?
Но об этом уговора не было. Сделайте так, чтобы реки перестали пополнять море, и мы выполним данное слово – выпить море.
Пришедшим пришлось ретироваться ни с чем.
Греческий раб Эзоп, вошедший в историю, в частности, своими поучительными историями (баснями), неоднократно выручал своего хозяина, философа

Слайд 7Типичные ошибки
Расплывчатость тезиса.
Чтобы вас правильно поняли:
взвешивайте каждое слово;
старайтесь

избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные

дела;
конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания;
не выбирайте в качестве тезиса вполне очевидные факты или аксиомы; (к примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море);
в качестве тезиса используйте утвердительное или отрицательное предложение.
Типичные ошибкиРасплывчатость тезиса.Чтобы вас правильно поняли: взвешивайте каждое слово; старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например,

Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ.
СИЛЬНЫЕ / СЛАБЫЕ АРГУМЕНТЫ.
Аргумент. Аргументация.

КЛАССИФИКАЦИЯ.СИЛЬНЫЕ / СЛАБЫЕ АРГУМЕНТЫ. Аргумент. Аргументация.

Слайд 9
Аргумент – логический довод, истинность
которого проверена и доказана практикой.
Требования к

аргументам:
истинность,
непротиворечивость,
достаточность.
Аргументы должны быть истинны сами по себе и

не зависеть от тезиса.
Аргумент – логический довод, истинностькоторого проверена и доказана практикой.Требования к аргументам:истинность,непротиворечивость, достаточность. Аргументы должны быть истинны сами

Слайд 10
Аргументация – способ рассуждения, в
процессе которого создается убеждение в
истинности тезиса

(ложности антитезиса) и
обосновывается целесообразность его принятия / непринятия.

Аргументация – способ рассуждения, впроцессе которого создается убеждение вистинности тезиса (ложности антитезиса) иобосновывается целесообразность его принятия /

Слайд 11
Группы аргументов:
1. Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к

делу».
2. Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку».

Группы аргументов:1. Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу».2. Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к

Слайд 12

Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу».
Иррациональные аргументы

(психологические), или «аргументы к человеку».

Группы аргументов:

Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу».Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку».Группы аргументов:

Слайд 13
Рациональные аргументы:
факты,
авторитеты,
заведомо истинные суждения.

Рациональные аргументы:факты, авторитеты,заведомо истинные суждения.

Слайд 14Факты.
Факт – знание в форме утверждения, достоверность
которого строго установлена.


Однако нередко для доказательства используют доводы, которые получены в результате

обработки, а потому не вполне надежны.
Например,
Статистические сведения, результаты социологических опросов – вовсе не бесспорные факты, т.к. могут сильно искажать реальность из-за самой процедуры получения и обработки сведений.
Факты. Факт – знание в форме утверждения, достоверностькоторого строго установлена. Однако нередко для доказательства используют доводы, которые

Слайд 15Авторитеты
Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о

том, что авторитеты должны быть приемлемы в данной аудитории, т.е.

пользоваться действительно уважением и иметь в ней высокий статус.
Например:
В спорах на общие темы (философские, нравственные и т.д.) обычно ссылаются на авторитеты крупнейших философов, знаменитых писателей.
АвторитетыЕсли использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты должны быть приемлемы в

Слайд 16Заведомо истинные суждения
законы,
теории,
аксиомы и т.п.,
традиционно принятые в

данном человеческом сообществе как безусловно верные.

Заведомо истинные суждения законы, теории,аксиомы и т.п., традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные.

Слайд 17
Иррациональные аргументы:
«переход на лица»;
высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к

интересам публики;
аргументы, обращенные к аудитории.

Иррациональные аргументы:«переход на лица»;высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики;аргументы, обращенные к аудитории.

Слайд 18
1. «Переход на лица», когда от предмета спора переходят к

обсуждению и оценке личности оппонента.

Например,
женщине не понять,
мужчины

не способны оценить и т.п.
1. «Переход на лица», когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Например, женщине

Слайд 19
2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики.


Такие высказывания содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже

обработанную, оцененную говорящим.
Например:
предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно – торгашом или спекулянтом;
осторожность – предусмотрительностью или трусостью и т.д.
2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают»

Слайд 20
3. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают:
чувство собственного достоинства

собравшихся;
говорящий подсказывает им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными,

т.е.
создает у аудитории положительной имидж себе самой;
материальные, экономические, социальные интересы публики и т.д.
3. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают:чувство собственного достоинства собравшихся; говорящий подсказывает им, что считает их

Слайд 21
Например:
«Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха», – обещал

Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников;

«Если вы

согласитесь с позицией моего оппонента – потеряете свободу, а то и жизнь».
Например:«Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха», – обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов

Слайд 22
Классификация аргументов по силе:
Исчерпывающие аргументы.
Главные аргументы.
Спорные аргументы.
Запасные аргументы.

Классификация аргументов по силе:Исчерпывающие аргументы.Главные аргументы.Спорные аргументы.Запасные аргументы.

Слайд 23
1. Исчерпывающие аргументы.
Как правило, бывает один.
Довод, который полностью доказывает

правоту некоего мнения, обнаруживается редко.
Его рекомендуют предъявлять в конце

выступления.
1. Исчерпывающие аргументы. Как правило, бывает один.Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, обнаруживается редко. Его рекомендуют

Слайд 24
2. Главные аргументы.
В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном

случае.
Вспомогательные доводы предъявляются неоднократно как дополнение к главным.

2. Главные аргументы. В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном случае. Вспомогательные доводы предъявляются неоднократно как дополнение

Слайд 25
3. Спорные аргументы.
Такие факты, которые можно использовать и «за»

и «против» доказываемой позиции.
С ними нужно обращаться осторожно.

3. Спорные аргументы. Такие факты, которые можно использовать и «за» и «против» доказываемой позиции. С ними нужно

Слайд 26
4. Запасные аргументы.
В процессе спора рекомендуется использовать не все

доводы.
Разумно приберечь несколько про запас – при признаках поражения,

на крайний случай, чтобы не оставаться с «открытым ртом».
4. Запасные аргументы. В процессе спора рекомендуется использовать не все доводы. Разумно приберечь несколько про запас –

Слайд 27 : Стратегия подбора аргументов
Сильные аргументы
Слабые аргументы

: Стратегия подбора аргументовСильные аргументыСлабые аргументы

Слайд 28Сильные аргументы
суждения на основе точно установленных фактов, документально подтвержденных,
результаты

экспериментов,
показания незаинтересованных и компетентных свидетелей-очевидцев,
экспертные заключения,
статистические выкладки,
цитаты

из уставов, законов, постановлений и пр.,
мнения авторитетных людей.
Сильные аргументысуждения на основе точно установленных фактов, документально подтвержденных, результаты экспериментов, показания незаинтересованных и компетентных свидетелей-очевидцев,экспертные заключения,

Слайд 29
Можно ли опровергнуть сильные аргументы?
Однако даже с такими аргументами можно

бороться (если вам это реально нужно):

Можно ли опровергнуть сильные аргументы?Однако даже с такими аргументами можно бороться (если вам это реально нужно):

Слайд 30
1. факты могут быть точными, но их можно интерпретировать по-своему

(например, усомниться в причинно-следственной цепочке);

2. мнения экспертов и авторитетов можно

оспорить, поставив под сомнение их право проводить экспертизу, их состоятельность как специалистов, их незаинтересованность в результатах, а также можно уточнить, касалось ли мнение экспертов данной конкретной ситуации или это мнение просто притянули за уши;

1. факты могут быть точными, но их можно интерпретировать по-своему (например, усомниться в причинно-следственной цепочке);2. мнения экспертов

Слайд 31
3. свидетелей можно заподозрить в заинтересованности и в том, что

они не смогли трезво оценить ситуацию/в амнезии;

4. статистические выкладки можно

обвинить в нерепрезентативности (вы уверены, что опросили все население земного шара?).

3. свидетелей можно заподозрить в заинтересованности и в том, что они не смогли трезво оценить ситуацию/в амнезии;4.

Слайд 32Слабые аргументы
выводы из сомнительных статистических данных (опрошено пять человек

в ночном клубе);
рассуждения с неправильным применением схемы силлогизма;
ссылки

на неизвестные авторитеты («мой знакомый, классный специалист по компьютерам, сказал…»);
надуманные аналогии (аналогия между игрой в баскетбол и вождением машины);
однобоко подобранные афоризмы и изречения;
обобщения;
предположения, основанные на личном опыте;

Слабые аргументы выводы из сомнительных статистических данных (опрошено пять человек в ночном клубе); рассуждения с неправильным применением

Слайд 33
Несостоятельны следующие аргументы:
выводы на основании подтасованных фактов;
ссылки на

заведомо сомнительные источники (агентство ОБС);
домыслы;
авансовые обещания, не подкрепляемые

делом, личные заверения (я гарантирую вам…, я вас как специалист заверяю…, я вас прошу просто принять на веру…).


Несостоятельны следующие аргументы: выводы на основании подтасованных фактов; ссылки на заведомо сомнительные источники (агентство ОБС); домыслы; авансовые

Слайд 34
Не следует!
З правила

Не следует! З правила

Слайд 35Не следует!
1. Не следует приводить чрезмерно много аргументов: большое количество

доводов, особенно доводов разновеликих, приводит к потере убедительности, к обесцениванию

каждого конкретного довода.

Не следует!1. Не следует приводить чрезмерно много аргументов: большое количество доводов, особенно доводов разновеликих, приводит к потере

Слайд 36Не следует!
2. Не следует отказываться от отдельных доводов, если

все вместе они создают убедительную картину (ситуация, когда только сумма

доводов может быть убедительной, но никак не каждый из доводов в отдельности).
Допустим, мы пытаемся обосновать обвинение в убийстве, направленное против сына покойника. У нас нет прямых улик, но мы можем показать при помощи суммы аргументов, что именно сын сильнее всего был заинтересован в смерти отца и имел наилучшие возможности для убийства.

Не следует! 2. Не следует отказываться от отдельных доводов, если все вместе они создают убедительную картину (ситуация,

Слайд 37Не следует!
3. Не следует пользоваться аргументами, которые может обратить себе

на пользу противоположная сторона.
Убойная сила вашего собственного аргумента, использованного

врагами, возрастает многократно.

Не следует!3. Не следует пользоваться аргументами, которые может обратить себе на пользу противоположная сторона. Убойная сила вашего

Слайд 38ПРЯМОЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
КОСВЕННЫЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Доказательство

ПРЯМОЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.КОСВЕННЫЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Доказательство

Слайд 39Прямой способ доказательства
Аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса.
Например,

доказываем тезис:
кошки были одомашнены позже собак.
Аргументы:
а) раскопки культурных

слоев показали, что остатки скелета собак встречаются в поселениях человека-охотника; остатки скелета кошек появляются только тогда, когда человек стал заниматься земледелием
(кошки использовались для борьбы с грызунами);
б) охота как занятие человека много древнее, чем земледелие.
Прямой способ доказательства Аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса. Например, доказываем тезис: кошки были одомашнены позже собак.

Слайд 40Косвенный способ доказательства
Истинность тезиса обосновывается путем доказательства ложности противоречащего

положения.
Два способа:
а) метод «от противного» (вспомните доказательства в

геометрии);
б) «метод исключения», или «метод алиби».

Истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной (тезиса).
Методом алиби этот способ доказательства назван потому, что часто используется в судебной практике.
Например:
Преступление совершили либо А, либо В, либо С.
Доказано, что ни А, ни В не совершали его (у них было алиби).
Вывод: преступление совершил С (у которого не было алиби).
Косвенный способ доказательства Истинность тезиса обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения. Два способа: а) метод «от противного»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика