Разделы презентаций


Ефимов ГК. МОУ Западнодвинская СОШ №1 г Западная Двина. Тверская

Содержание

План.Большевики и церковь.Ликвидация неграмотности. Итоги ликбеза.Наука под идеологическим прессомИтоги….

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ефимов ГК. МОУ «Западнодвинская СОШ №1» г Западная Двина. Тверская

обл.
Культура, духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы

Ефимов ГК. МОУ «Западнодвинская СОШ №1» г Западная Двина. Тверская обл.Культура, духовная жизнь советского общества в 20-30-е

Слайд 2План.

Большевики и церковь.
Ликвидация неграмотности.
Итоги ликбеза.
Наука под идеологическим прессом
Итоги….

План.Большевики и церковь.Ликвидация неграмотности. Итоги ликбеза.Наука под идеологическим прессомИтоги….

Слайд 3Цели:
Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-х годов.
Подвести учащихся к

пониманию причин идеологического давления на культуру, ознакомить с методами такого

давления.
Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой.
Цели:Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-х годов.Подвести учащихся к пониманию причин идеологического давления на культуру, ознакомить

Слайд 6Храм Христа Спасителя на состояние 5 декабря 1931 года
Взрыв Храма

Христа Спасителя 5 декабря 1931 года.
Проект Дворца Советов на месте

храма Христа Спасителя.

Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. Репрессирован в 1922 году.

Храм Христа Спасителя на состояние 5 декабря 1931 годаВзрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 года.Проект Дворца

Слайд 8Культурная революция
«Неграмотный человек стоит вне политики»

В.И. Ленин
Культурная революция в

СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в. (Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным.)
Была направлена:
на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции
на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры.
Культурная революция«Неграмотный человек стоит вне политики»           В.И.

Слайд 9ликвидацию неграмотности,
создание социалистической системы народного образования и просвещения,
формирование

новой, социалистической интеллигенции,
перестройку быта,
развитие науки, литературы, искусства под

партийным контролем.

Культурная революция предусматривала:

ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки,

Слайд 10Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а

также подростков школьного возраста, не охваченных школой.
Все население республики

в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).

Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями

Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.

Слайд 12
В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937

г.- к семилетке.
В школу возвратились:
уроки,
твердое расписание,
отметки и

т.д.
Были созданы новые программы и учебники.
В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины.
В стране было открыто 20 тыс. новых школ.
В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся.
По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%.
Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.
По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1-е место в мире.
Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.
Они выходили на 110 языках народов СССР.

В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке. В школу возвратились:уроки, твердое

Слайд 13В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая

обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде

ее не имевших.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных.
В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
К концу 30-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.
К началу 40-х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена.
К началу 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности

Слайд 14Пропагандистские плакаты ликбеза.

Пропагандистские плакаты ликбеза.

Слайд 15В результате осуществления культурной революции СССР
были достигнуты значительные успехи:
по

переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 87,4 %;
в

СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа,
численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел;
наблюдался расцвет науки и искусства.
В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

2. Итоги ликбеза:

В результате осуществления культурной революции СССРбыли достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять

Слайд 163.Наука под идеологическим прессом.
Развитие науки и культуры было полностью подчинено

общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.


К 20-м гг. относится создание рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян.
Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).
В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение.
Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

3.Наука под идеологическим прессом.Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под

Слайд 17В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов :
П.

А. Сорокин,
Н. А. Бердяев,
С. Л. Франк,
И. А.

Ильин,
Л. П. Карсавин,
А. А. Кизеветтер и др.
была выслана из страны.
В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы).
Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты:
Н. Д. Кондратьев
А. В. Чаянов,
философ П. А. Флоренский и др.

Сорокин П.А

Бердяев Н.А

Франк С.Л

Л. П. Карсавин

В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов :П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л.

Слайд 18  Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания

военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные

средства
По этой причине здесь ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны:
В. И. Вернадским,
А. Ф. Иоффе,
П. Л. Капицей,
Н. И. Вавиловым,
С. В. Лебедевым,
Н. Д. Зелинским,
А. Н. Туполевым,
И. В. Курчатовым и др.
  Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и

Слайд 19Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик
Н. И.

Вавилов,
в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения)

трудились:
А. Н. Туполев,
С. П. Королев,
В. П. Глушко и др.
Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов,в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных

Слайд 20К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели,

художники, музыканты:
И. А. Бунин,
А. И. Куприн,
К. Д. Бальмонт,


В. Ф. Ходасевич,
М. Шагал,
И. Е. Репин,
С. С. Прокофьев,
С. В. Рахманинов,
Ф. И. Шаляпин и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты:И. А. Бунин, А. И. Куприн,

Слайд 21Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России
А. А.

Ахматова,
О. Э. Мандельштам,
М. М. Пришвин,
Н. С. Гумилев, расстрелянный

в 1921 г.,
В. Э. Мейерхольд и др.
До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы.

Мандельштам и Ахматова

Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России А. А. Ахматова,О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н.

Слайд 22Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и

предназначение искусства:
Пролеткульт,
Российская ассоциация пролетарских писателей,
группа «Серапионовы братья»,


«Литературный центр конструктивизма»,
«Левый фронт искусств»,
Ассоциация художников революционной России,
Общество московских живописцев и др.

К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм).
Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича.
Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата.

Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей,

Слайд 23Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем.
Погибли

в лагерях:
Мандельштам,
Клюев,
Бабель,
Мейерхольд,
Пильняк,
Васильев и др.
Тоталитарный

строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично:
«Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь»
(А. А. Ахматова).
Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем.Погибли в лагерях:Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев

Слайд 24И. Репин.

И. Репин.

Слайд 25И. Репин Украинская хата

И. Репин Украинская хата

Слайд 26Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Слайд 27Новая власть-Новое искусство…
И.Шадр «Булыжник- орудие пролетариата».
Б. Иогансон. Рабфак идет.

Новая власть-Новое искусство…И.Шадр «Булыжник- орудие пролетариата».Б. Иогансон. Рабфак идет.

Слайд 283. Итоги….

3. Итоги….

Слайд 29Задание на дом:
& 22,26. Ответить устно на вопросы в

конце учебника, правильный ответ найти в учебнике и ответы подчеркнуть

простым карандашом.
Задание на дом: & 22,26. Ответить устно на вопросы в конце учебника, правильный ответ найти в учебнике

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика