Слайд 1ЕГЭ 2019
Подготовка к выполнению части 2 (сочинение) ЕГЭ по русскому
языку
Белокурова С.П., Гвоздинская Л.Г.
Санкт-Петербург 2018
Слайд 2Изменения в задании 27 (сочинение) в 2019 году
Сформулируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте
значение
чрезмерного цитирования). Поясните
каждого примера и укажите смысловую
связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Слайд 3Задание 27 (сочинение)
Цель – проверить компетенции в области информационной обработки
текста.
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле – сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения; задача, требующая исследования.
Проблема – вопрос, который поднимает автор текста, на который ищет ответ, задача, которую он решает.
Понимание исходного текста – важнейшее условие успешного выполнения задания, проверяющего умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы/вопрос ставятся в тексте?). При этом не допускается искажений не только основной, но и второстепенной информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее) => основным источником информации о понимании текста экзаменуемым в 2019 году становится
КОММЕНТАРИЙ (К2 – 5 баллов)
Слайд 4Формулировка проблемы: типичные ошибки
Перевод проблемы в узкий план, при этом
формулировка проблемы представляет собой выборочное цитирование: «в данном тексте Д.Л.
Быкова автор поднимает важную проблему высокомерия»; «проблема любить ту, кто любит кого угодно».
Неоправданное расширение проблемы: «тема безответной любви частое явление в нашем мире»; «автор, раскрывает глубокую нравственную проблему»; «проблема общения умных и малообразованных слоёв населения»; «сложность понимания личностных качеств людей».
Ошибки, обусловленные неспособностью адекватно понять смысл прочитанного, т.е. выделить главное, вычленить смысловые части, проследить развитие авторской мысли:
«Главная проблема в пьесе Грибоедова «Горе от ума», я считаю, расказываемая Пушкиным и Белинским. Все, что говорит Грибоедов, это бред. Только кому говорит он всё это?» => новый К2
Слайд 5Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий должен писаться с опорой на прочитанный
текст. Необходимо привести два примера-иллюстрации из
прочитанного текста. Под иллюстрацией
текста в
понимается привлечённом
проблемы исходного материале (в
фрагменте
текста, в
отражение текстовом указании
на сюжетный
цитате, во
элемент), то
есть
комментируется
содержание, а не формальные стороны теста
(не
художественные средства).
Ошибки в
комментарии
комментирование отсутствующей в тексте проблемы;
использование проблемы для отвлечённых рассуждений;
комментирование компонента текста (пейзажа, интерьера, портрета
и т.д.), имеющего косвенное отношение к проблеме;
пересказ исходного текста или его фрагментов;
переписывание больших фрагментов текста, подменяющих
собой комментарий.
Слайд 6Демоверсия 2019. Информация о тексте
Слайд 7Комментарий к сформулированной проблеме
Слайд 8Комментарий к сформулированной проблеме
Исходный текст Пояснение выбора 2 примера
(пример-иллюстрация 2)
(48)Когда
меня повезли после
праздников в пансион, со мною опять
была к Селивану посылка.
(49)Я пил у него чай и всё
смотрел ему в лицо и думал:
«Какое у него прекрасное,
доброе лицо!
(50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
(51)Эта мысль преследовала
меня и не оставляла в покое...
(52)Ведь это
тот же самый человек, который
всем представлялся
страшным, которого
таким
все
считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
Однако во второй части текста лесковский Селиван предстаёт в совершенно ином свете. Используя приём противопоставления, автор показывает: бывший «вор и разбойник», неожиданно для всех совершивший благородный поступок, на самом деле всегда был честным и скромным человеком, которому «не надо чужого». Это и есть «подлинный» Селиван, о существовании которого окружающие даже не
подозревали. Лесков включает в финал текста
внутренний монолог рассказчика, показать, как изменилось мнение
стремясь прежних
недоброжелателей о Селиване: теперь человек,
который раньше «представлялся всем таким
страшным, которого все считали колдуном и злодеем», любим и почитаем всеми. «Отчего
же он вдруг стал так хорош и приятен?» Ответ на этот вопрос - авторская позиция...
Слайд 9Пояснение
Объяснение, истолкование приведённого примера: какую роль играет пример в обосновании
понимания проблемы и её раскрытия в авторском тексте.
Цель комментария: выявить рассуждения о…/ повествования
смысл о…/
авторского
описания…/
какого-либо приёма в тексе с целью в итоге установить авторское отношение к проблеме => понять авторскую позицию.
Слайд 10Комментарий к сформулированной проблеме, или Как избежать пересказа: что может
«делать» автор?
анализирует,
повествует, выделяет,
вспоминает, описывает, размышляет,
сравнивает,
цитирует,
Рассуждает, подчёркивает, опровергает,
противопоставляет,
сопоставляет,
полемизирует,
подробно рассматривает
(что?); приводит
(пример),
опирается на
(мнение, суждение), доказывает
(что?), разделяет
отмечает важность (чего?), подтверждает свои
мнение мысли
(кого?),
(чем?),
убеждает в (чем?), останавливается
на (чем?), заставляет задуматься о (чем?), обращает внимание на (что?); создаёт (образ, атмосферу), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли), включает и т. п.;
а также: сопереживает, негодует, осуждает и т. п. (в зависимости от стилистической принадлежности текста). Обращение автора к микротеме, примеру, случаю, авторитетному источнику; прошлому, природе, истории и т.п. продиктовано (чем?)
Главное – ответить на вопросы: с какой целью? для чего? почему? зачем? по какой причине? чем вызвано…? чем объясняется…? в чём различие между…? какая связь между…? (в каждом конкретном случае).
Слайд 11Связь между примерами-иллюстрациями
противопоставление;
сопоставление;
причина – следствие;
вопрос – ответ;
условие – действие;
последовательность развития
мысли;
пример – вывод;
действие – результат;
частное – общее;
размышление – конкретный пример
и др.
Слайд 16Смысловая связь и её место в композиции
сочинения
в начале комментария как
своеобразный зачин:
Размышляя над проблемой, автор сопоставляет
поведение героя до и после события;
между примерами, при переходе
от одного примера к другому:
Чтобы убедить в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента;
в конце комментария как его завершение, итог:
И обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно отстоять свою точку зрения.
Слайд 17Проблема выбора человеком приоритетов
(из сочинения экзаменуемого)
Автор размышляет о том, какие
приоритеты выбирает человек. Он приводит исторический анекдот о «молоденьком солдатике»,
который не взял деньги, стоя на посту. Часовой не мог нарушить устав, поступить против долга. Автор показывает, что Лесток, который не верит в честность солдата, сначала обращается к нему
«мурлыкающим голосом», потом «более категоричным тоном» и даже «исторгая проклятия и угрозы». Но солдат на посту остаётся неподкупным.
Опираясь на этот исторический пример, автор демонстрирует причинно-следственную связь между качествами человека и результатом их проявления: у честного и добропорядочного служащего, о котором идёт речь в историческом анекдоте, сложилась судьба великого полководца. А всё благодаря достоинствам его личности - он выбирает долг, честь, совесть.
Позицию автора я понимаю так: человек должен поступать по
совести.
Слайд 18Алгоритм работы над комментарием
- выбрать части
текста,
связанные
со
сформулированной проблемой;
- отобрать в соответствующей части текста
конкретный текстовый материал (цитаты) для двух примеров-иллюстраций;
- выбрать лексические комментирования, написать
средства для
пояснения – что
делает автор? для
чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой?
- выявить связь между примерами-иллюстрациями:
объяснить, как взаимодействуют выбранные для
см.
иллюстраций элементы текста (подробнее: презентацию Л.Г. Гвоздинской).
Слайд 19Обоснование согласия/несогласия с авторской
позицией
АРГУМЕНТАЦИЯ – это способ доказательства истинности какой-
либо мысли с помощью примеров. Аргументы – это основания, доказательства,
подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
ОБОСНОВАНИЕ – то, что является основанием для чего-л., служит доказательством чего-л. Приведённые цифры, факты и другие обоснования не поколебали моей позиции. Из всех обоснований выбрать надо самое главное.
ОБОСНОВАТЬ – подтвердить убедительными доказательствами, привести серьёзные доводы в пользу чего-л. Научно, глубоко о. свою точку зрения. Теоретически о. сделанные наблюдения. Попробуйте всесторонне о. вашу позицию! Разработчики должны детально о. свой проект. Чем ты можешь о. правильность выводов?
Слайд 20Обоснование согласия/несогласия с авторской
позицией
Слайд 21Позиция автора и обоснование согласия /несогласия
Слайд 22Рекомендации
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут
оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
документы, определяющие структуру и содержание
КИМ ЕГЭ 2019 г.: демоверсия, кодификатор элементов содержания, спецификация КИМ;
открытый банк заданий ЕГЭ;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ; а также: