Слайд 1ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ
Подготовка к заданию 9 (С2) : сопоставление произведений
«Типы
проблемных героев в русской литературе»
Слайд 2Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русских писателей
отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой
Н. Гоголя «Ревизор»?
Слайд 3Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
А. Пушкин «Капитанская дочка»,
М.
Салтыков-Щедрин «История одного города»,
В. Маяковский «Прозаседавшиеся»,
М. Булгаков «Мастер
и Маргарита».
Слайд 4Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Механистичность, «формализованность» поведения
чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности
и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.
Слайд 5Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В творчестве каких писателей затрагивалась
проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с
«Хамелеоном» А. Чехова?
Слайд 6Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
А. Грибоедов «Горе от ума»,
Н.
Гоголь «Ревизор»,
А. Островский «Гроза»
Слайд 7Тема творчества в русской литературе
Обоснование для сопоставления
А. Грибоедов «Горе от
ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который сумел обратить
абсолютно проигрышную ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы);
Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в комедии);
(См. следующий слайд)
Слайд 8Обоснование для сопоставления
А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи» «нищих
оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о
других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над окружающими). Обоснования для сопоставления: «хамелеонство» как способ и форма существования человека, готового постоянно, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные; почтительность и подобострастие по отношению к вышестоящим персонам; чинопочитание; страшная сила застывших норм и представлений, побуждающих человека мыслить и поступать по стандарту; авторское развенчание ложных представлений; авторская позиция
Слайд 9Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русских писателей
представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным
из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Слайд 10Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
(Раскольников),
И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров),
М. Шолохов «Тихий
Дон» (Мелехов).
Слайд 11Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Социально-философская и нравственная
проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между
идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.
Слайд 12Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
Кто из русских писателей изображал
героев-предпринимателей?
Слайд 13Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков),
И. Гончаров «Обломов» (Штольц),
А. Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин),
Л.
Толстой «Война и мир» (Берг)
Слайд 14Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
При всём различии,
в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к
цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени»; анализ существующих форм жизни; авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе».
Слайд 15Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русской классики
изображены герои, подобные князю Андрею и Пьеру, и что сближает
их с героями «Войны и мира»?
Слайд 16Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
А. Пушкин «Евгений Онегин»,
И.
Тургенев «Отцы и дети» (Базаров),
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
(Раскольников).
Слайд 17Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Главные герои –
герои «пути»; персонажи – самоценные личности; индивидуальное самоутверждение человека губительно
для его личности; «мир романов Достоевского и Толстого <…> строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» (В. Недзвецкий); поиск ответов на «вечные вопросы»; эволюция; «авторитет» Наполеона для Онегина, Болконского и Раскольникова; движение к «живой жизни»; своеобразие психологизма; любовь в жизни героев; соотношение теории и «живой жизни»; слияние различных характеров в общенациональном типе; приёмы и средства раскрытия центральных образов-персонажей.
Слайд 18Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
Кто из русских писателей обращался
к теме «маленького человека»?
Слайд 19Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений)
и «Станционный смотритель» (Самсон Вырин),
М. Лермонтов «Герой нашего времени»
(Максим Максимыч),
Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин),
Ф. Достоевский «Преступление и наказание»(Семён Мармеладов).
Слайд 20Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Писатели обращаются к
создания одного и того же типа проблемного героя – «маленького
человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»).
Слайд 21Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русских писателей
сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой
Д. Фонвизина «Недоросль»?
Слайд 22Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
Н. Гоголь «Мёртвые души»,
М.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 23Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Изображение невежества и
паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема
обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
Слайд 24Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
Кто из русских писателей обращался
к теме «недорослей» и в чём заключается сходство их изображения?
Слайд 25Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
Д. Фонвизин «Недоросль»,
А. Пушкин
«Капитанская дочка»,
И. Гончаров «Обломов» (сон Обломова).
Слайд 26Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Изображение дворянской семьи;
знаки дворянской культуры; особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке,
гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.). Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности. Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа.
Слайд 27Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
Что сближает старуху Изергиль с
героями рассказанных ею историй?
Слайд 28Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
М. Горький «Старуха Изергиль».
Слайд 29Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Изергиль как героиня
романтического произведения несёт в своём характере «единственное начало», которое считает
наиболее ценным: она уверена, что содержанием всей её жизни была любовь к людям. Такие «единственные начала», доведённые до максимальной степени, несут и герои рассказанных ею легенд: Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм. Повествуя о Ларре и Данко, Изергиль говорит и о себе самой. Даже портрет старухи соединяет в себе черты и Данко, и Ларры.
(См. следующий слайд)
Слайд 30Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
(См. предыдущий слайд)
«Я, как солнечный луч, живая была…» – очевидная параллель с
Данко; «сухие губы», «сухая… кожа» – детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры, у которого «солнце высушило… тело, кровь и кости». «Тень» – общий мотив в описании Ларры и Изергиль. Одиночество – общая судьба и Ларры, и Изергиль, и Данко. Индивидуализм, доведённый до крайности, равнодушие к людям, встречавшимся ей на пути (рыбак, маленький турок и др.), сближают Изергиль с Ларрой, хотя сама старуха о таком сближении не может и помыслить.
Слайд 31Типы проблемных героев в русской литературе
Вопрос
В каких произведениях русской классики
изображены типы личности, подобные Данко и Ларре?
Слайд 32Типы проблемных героев в русской литературе
Контекст
М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание»,
А.И. Куприн «Олеся»,
В.В. Маяковский «Облако
в штанах»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
произведения военной прозы второй половины XX века.
Слайд 33Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
Эгоцентризм Ларры и
его превосходство над окружающими побуждают вспомнить об идее «сверхчеловека» и
теории «сильной личности» Раскольникова, развенчанной автором; альтруизм Данко, его способность противостоять обстоятельствам, подвиг во имя любви к людям, образ горящего сердца в какой-то степени отражаются в Сонечке Мармеладовой и Олесе;
(См. следующий слайд)
Слайд 34Типы проблемных героев в русской литературе
Обоснование для сопоставления
(См. предыдущий слайд)
лирический
герой Маяковского тоже похож на Данко («…вам я / душу
вытащу, / растопчу, / чтоб большая! – / и окровавленную дам, как знамя»), как и Пьер Безухов с его решимостью «убить Наполеона» и «герои подвига» из произведений военной прозы второй половины XX века.