Слайд 1ЕГЭ
Итоговое сочинение
в 2015/16 учебном году
Слайд 2Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для
обучающихся 11 классов в декабре.
Изложение – обучающиеся с ограниченными возможностями
К началу учебного года опубликуют 5 общих направлений для тем.
Проходить экзамен будет в декабре. Если незачет повторное проведение сочинения (изложения) в феврале и апреле-мае текущего года.
Проверять работы будут школьные учителя.
Оценка - зачёт/незачёт.
Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями).
Слайд 3Итоговое сочинение
Задача выпускника:
Раскрыть тему на литературном материале
Включить в рассуждение элементы
анализа / интерпретации художественного произведения
Опираясь на произведение, по памяти цитировать
его фрагменты
Выдержать предложенный объём – 350 слов.
Слайд 4Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
2014-2015 уч.
год
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству
войной
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Спор поколений: вместе и врозь
Чем люди живы?
2015-2016 уч. год
Нет привязок к датам;
В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе.
Пересечения тем в регионах не будет!
Слайд 5
Направление «Любовь» — более половины выпускников
16% - направление «Путь»
15,5% -
направление «Дом»
12,5% - направление «Год литературы»
Более 5% выпускников - направление
«Время»
Информация Рособрандзора
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ВЫБОРЕ ТЕМ СОЧИНЕНИЯ ПО РОССИИ
Слайд 6Тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года
1) Разум и
чувства
2) Честь и бесчестие
3) Победа и поражение
4) Опыт и ошибки
5)
Дружба и вражда
Слайд 71. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют
на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 82. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные понятия, связанные
с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам
или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 93. «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о победе и поражении
в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано
как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 104. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом,
о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 115. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой
дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами
и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 12Даты проведения итогового сочинения в 2016-2017 учебном году
→ 7 декабря
2016.
→ 1 февраля 2017.
→ 3 мая 2017.
Слайд 13Требования к экзаменационным работам остались прежними:Работы выпускников оцениваются по системе
"зачет-незачет" и являются допуском к ЕГЭ;
На работу дается 3 часа
55 минут;
В тексте должно быть не меньше 250 слов;
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Слайд 14ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОЧИНЕНИЮ
К проверке по пяти критериям оценивания
допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения
(изложения)»
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».
Несоответствие требованиям 1,2 - 0,9 %
Слайд 15КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и
логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются
основными.
Для получения «зачета» необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Слайд 16Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при
написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или
мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Слайд 17Обратите внимание!
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не
проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания
выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Слайд 18ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение
литературного материала»
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала.
Участник может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Слайд 19ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Критерий № 3
«Композиция и
логика рассуждения»
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему.
Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Слайд 20ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Критерий № 4
«Качество письменной речи»
нацеливает
на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли,
используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Слайд 21ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Критерий № 5
«Грамотность»
позволяет оценить
грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные
в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 22Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному
читателю?»
Т (тезис)
Д (доказательство-пример)
В (вывод)
Слайд 23Структурная схема № 2
Доказательство разных суждений
Т 1 (тезис 1);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
(Напротив)
Т 2 (тезис 2);
скажем (например,
так) Д (доказательство-пример)
Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).
Слайд 24Композиционная и логическая структура сочинения